Информация для родителей на родительском собрании "Задачи и организация коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности»
консультация (старшая группа)
Раскрыты особенности и специфика функционирования логопедической группы, задачи логопеда, взаимосвязь педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zadachi_raboty_v_starshey_gr.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
«Задачи и организация коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности»
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО. В последние годы в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый год их число возрастает. Поэтому особое внимание должно быть направлено на дошкольный период развития ребенка, детей с ОВЗ (в том числе -с тяжелыми нарушениями речи).
Характеристика детей с речевыми нарущениями
У дошкольниковсо вторым уровнемречевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
-Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи. - Развитие связной речи старших дошкольников. - Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Осуществляя педагогическую деятельность педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
- Учитель-логопед: фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия, индивидуальные, индивидуально- групповые коррекционные занятия.
- Фронтальные логопедические занятия в старшей группе включены в общую сетку занятий, проводятся 3 - 4 раза в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.
Коррекционная работа в старшей логопедической группе строится по периодам:
- 1 период – сентябрь-октябрь, ноябрь
- 2 период – декабрь, январь – февраль, март, апрель, май
На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
- коррекция нарушенного звукопроизношения,
- развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
- формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
- формирование грамматических представлений,
- развитие связной речи,
- развитие мелкой моторики пальцев рук
Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
- Воспитатель проводит занятие для формирования у детей графомоторных навыков. Данный процесс включает в себя развитие ряда умений и навыков, зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки, формирование произвольного внимания и памяти.
Психолог: упражнения для релаксации;
Игры на развитие социально- коммуникативных навыков;
Игры на развитие памяти, внимания
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Специалист по ФИЗО:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
В старшей логопедической группе для детей с ОНР с 3 недели сентября по май (включительно) проводится в неделю 15 фронтальных занятий продолжительностью 25 минут каждое, что не превышает рекомендованную СанПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее двух-трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем.
В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
Содержание материала строится на основе тематического планирования. Весь образовательный процесс строится вокруг одной лексической темы , которая прорабатывается в течение недели
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...
Рекомендации воспитателям ДОУ по организации коррекционной деятельности в старших группах общеразвивающей направленности с детьми, имеющими минимальные речевые нарушения.
Подробное описание организации коррекционной помощи детям по устранению минимальных речевых нарушений. Раскрыты основные направления взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопеда, в...
Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...
Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Хорошо у нас в саду!»
Конспект занятия.Область "Речевое развитие"...
Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В статье описывается система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...
"Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
Как эффективно использовать здоровьесберегающие технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми....
Планирование образовательной деятельности в старшей Планирование образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с ТНРе компенсирующей направленности с ТНР
Планирование образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР ...
- Мне нравится (1)