Картотека игр, развивающих коммуникативные способности детей Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей умения увидеть в другом ребенке его достоинства и давать вербальное и невербальное позитивное «прикосновение», способствуют углублению осознания сферы общения и обучают умению сотрудничать. «Гости» Цель: развитие эмоционально–волевой сферы, выразительности движений, партнёрских отношений. Дети стоят по кругу. Выбирается ведущая. Все дети поют песенку: Стала Маша детей приглашать. Иван приди и Степан приди, И Сергей приди, и Матвей приди, А Никитушка, ну пожалуйста. На эти слова «Маша» каждого выбранного берёт за руку и по очереди ведёт в центр круга. Стала Маша детей угощать: Ивану блин, и Степану блин, И Сергею блин, и Матвею блин, А Никитушке- мятный пряничек. На эти слова Маша, широко разведя правую руку в сторону, ударяет ладошкой на ладошку каждому ребёнку по очереди, имитируя раздачу блинов. Стала Маша гостей провожать: Иван прощай и Степан прощай, И Сергей прощай, и Матвей прощай, А с Никитушкой мы пойдём вдвоём. На эти слова Маша делает прощальный жест рукой, а Никитушку берёт под руку и идёт с ним по кругу и ставит на то место, где он стоял прежде. | «Пошёл козёл по лесу» Цель: развитие ориентировки в пространстве, согласованности движений, речедвигательной координации. Дети стоят врассыпную, на первые слова они вприпрыжку двигаются по группе. Затем выбирают себе пару и выполняют движения по тексту. Пошёл козёл по лесу, по лесу, по лесу. Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем и попой потолкаем, И снова начинаем. Игра начинается снова и выбирается другая пара. |
«Мы на карусели сели» Цель: развитие координации речи и движения, слухового внимания, партнёрских отношений. Дети выбирают себе пару и берутся за руки. Все движения выполняются по тексту. Мы на карусели сели, закрутились карусели. Вверх летели, вниз летели, Вверх летели, вниз летели. По очереди приседают и встают. А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём. Дети садятся на пол, держатся за руки и упираются друг другу ступнями ног. Ветер по морю гуляет, ветер лодку наклоняет, Вправо, влево нас качает. Покачиваются из стороны в сторону. А теперь с тобой вдвоём быстро к берегу гребём. К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки. Дети имитируют «зайцев» и прыгают врассыпную по залу. | «Слон» Цель: развитие чувства ритма и темпа, зрительно – двигательной координации. Дети стоят по кругу, в центре - ведущий. У всех ноги на ширине плеч, руки спрятаны за спину. Все вместе говорят слова и ритмично переступают с ноги на ногу, «Слон» идет по кругу : Слон, слон, слон идёт, за собой ребят ведёт. Раз, два, три-заходи. На эти слова ведущий останавливается перед выбранным ребёнком, прыжком расставляет широко ноги, а ребёнок пролезает между ног, встаёт позади «слона» и кладёт ему руки на плечи. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в общей веренице. При желании выбирается новый «Слон» и игра повторяется. |
«Платочки» Цель: развитие выразительности движений, чувство ритма и темпа, зрительно – двигательной координации. Дети стоят врассыпную, у каждого в руках платочек. Под лёгкую музыку дети двигаются по залу и поют песенку: Я иду, иду, иду. Друга я себе ищу. Останавливаются перед выбранным ребёнком и поют: Здравствуй, здравствуй дорогой, Рад я встретиться с тобой. Каждый берётся за кончик платочка своего друга, сгибает руки в локте и под музыку делают движение, имитируя «пиление дров», поют песенку: Здравствуй моя радость, потанцуем в сладость, Мы танцуем хорошо, Попрощаемся легко. Идут, ищут новую пару. | «Мячик» Цель: развитие координации движений, ловкости, чувство ритма и темпа, согласованности. Для этой игры потребуются 4-5 мягких мячей. По количеству мячей образуются пары. Дети встают друг против друга, взявшись за руки и разведя их в стороны, между лбами зажимают мяч. По сигналу начинают двигаться в определённом направлении, например, по кругу. В это время остальные дети хлопают в ладоши и произносят слова: Мы с тобой идём вдвоём, Мячик мы с тобой несём. Мячик крепко мы прижмём. Не уроним, донесём. После пройденного этапа пары меняются. |
«Птичка» Цель: активизация словарного запаса по теме: «Птицы», развитие творческого воображения, выразительности движений. Дети встают в круг. Выбирается «птичка», встаёт в центр круга и называет себя: синичка, воробей, голубь и т.д. Дети поют песенку, а птичка « летает» по кругу: Маленькая птичка прилетела к нам, Маленькой птичке зёрнышки я дам. Дети складывают ладошки вместе, имитируя кормушку,а «птичка» подходит к каждому ребёнку и пальчиком - «клювиком» по очереди у каждого «клюёт» корм. Дети продолжают петь: Маленькая птичка зёрнышки клюёт, Маленькая птичка песенки поёт. Затем «птичка» выбирает себе замену. | « Паровозик» Цель: развитие дружеских отношений, координации движений, чувство темпа и ритма. Выбирают одного из детей на роль паровозика. Дети – вагоны становятся в круг. Паровозик подъезжает, здоровается с каждым: «Здравствуй (имя), ты мне очень нужен, чтобы везти (гостей, ребят, груз и т. д.». Так паровозик подходит к каждому. Объявляет: «Загружаемся, поехали…». Можно организовать по очереди два состава. Они будут двигаться на встречу друг другу. Во время движения можно петь песенку: «Едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс, Две трубы, сто колёс, машинистом рыжий пёс». Объявляется конечная остановка, даётся гудок. Паровозик, обращаясь к каждому по имени, говорит: «Спасибо тебе за то, что помог отвезти …». |
|
“Дождик” Цель: воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов. Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга и говорят слова: - Дождик бегает по крыше. - Бом! Бом! Бом! - По весёлой звонкой крыше. - Бом! Бом! Бом! Постукивают подушечками пальцев по спине. -Дома, дома посидите. - Бом! Бом! Бом! - Никуда не выходите. - Бом! Бом! Бом! Поколачивают спину кулачками. - Почитайте, поиграйте. - Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте… Бом… Бом…Бом… Поглаживание спины ладонями. | «Паучок и мушки» Цель: развитие согласованности движений, быстроты реакции, активизация внимания. Двое детей – «паучков» берутся за руки и поднимают их вверх. Это ловушка. Остальные дети – «мушки». Берутся за руки и проходят через «ловушку», проговаривая стишок: Жил на свете паучок, Быстроногий старичок. Паучку нужна сноровка, Сети он раскинет ловко – И висит ловушка. Берегитесь, мушки! «Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребёнок встаёт в круг и становится «паучком». Игра повторяется до тех пор, пока не останется 2-3 не пойманных «мушки». |
«Подушка» Цель: воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов, развитие чувство такта, партнёрских отношений. Дети встают в круг, взявшись за руки. В центре стоит ведущий с подушкой. Дети идут по кругу, ведущий идёт в противоположную сторону, все поют песню. Ты легка моя подушка, Мягкая такая, Кто кладёт тебя под ушко- Сразу засыпает. Выбрать друга иль подружку, На эти слова ведущий выбирает друга и протягивает ему подушку, они идут в центр, кладут подушку на пол встают на колени и обнимаются, а дети продолжают петь: В круг друзей спешу я, Рядом положу подушку , Друга обниму я. Выбранный ребёнок становится ведущим. | «Лихо-домовой» Дети встают в круг, в центре стоит выбранный «Лихо-домовой». Дети хлопают в ладоши и проговаривают слова, «Лихо-домовой» пляшет: Вот пляшет «Лихо-домовой» В комнате пустой, пустой. Вот пляшет «Лихо-домовой» В комнате пустой. Дальше движения выполняются по тексту всеми детьми вместе: То подпрыгнет, топнет ножкой, То покружится немножко. Вот пляшет «Лихо-домовой» В комнате пустой. На последние слова ведущий пятится спиной назад и на кого из детей он наткнётся - тот становится ведущим. | «Пошёл гулять наш милый гном» Цель: Развитие координации движений, быстроты реакции, активизации внимания. Дети встают в круг. В центре стоит ведущий-гном. Дети поют песню и хлопают в ладоши, а «гном» вприпрыжку бегает по кругу. Пошёл гулять наш милый гном И встретил друга за углом. «Гном»выбирает себе друга. Пошли гулять они вдвоём и напевали: бим, бам, бом. Дальше все вместе выполняют движения по тексту: Похлопаем, потопаем, Покружимся, повертимся. И счастлив, счастлив милый гном- Ведь мы теперь с тобой вдвоём. Ведущим становится выбранный ребёнок. | «Колпачок» Цель: Развитие координации движений, быстроты реакции, активизации внимания. Дети встают в круг. В центре круга -ведущий. У него на голове надет колпачок. Дети поют песню и идут по кругу, а «колпачок» пляшет: В наш весёлый хоровод Явился колпачок, В наш весёлый хоровод Явился колпачок. Трижды пять-пятнадцать. Давайте-ка считаться. Колпачок! Дальше движения выполняются по тексту. Колпачок, покружись, Всем ребятам покажись. Теперь на месте стой! Меняемся с тобой! На эти слова ведущий бросает назад свой колпачок. На кого упадёт колпачок - тот становится ведущим. |
«Звёздочки» Цель: развитие слухового внимания, воображения, согласованности движений, активизация словаря по теме «Космос». Звучит спокойная музыка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, проговаривая слова: В небе звёздочки блестят, Весело сверкают, И с ребятами они поиграть желают. Кружась, расходятся по всей группе. Педагог говорит: Ну-ка, звёздочки, светлей на небе засияйте, Звёздную карусель в небе начинайте. Хлопает в ладоши: - Раз-два-раз! Раз-два-раз! Созвездья мы найдём сейчас. Дети быстро встают в круг по 3-4 человека, берутся за руки и образуют «созвездия». Ведущий подходит по очереди к каждому кругу и спрашивает, как называется их «созвездие». «Найди пару». Цель: развитие внимания, проявление инициативы, преодоление застенчивости, развитие лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши». для этой игры понадобятся картинки из серии «Животные и их детеныши». Половине игроков раздаются картинки со взрослыми животными, а второй – детеныши. При раздаче картинок, надо обязательно сказать, что смотреть можно только тогда, когда все получат картинки. Воспитатель говорит: - Раз, два, три свою семью найди! Дети по картинками ищут своё семейство, затем встают рядом, кладут руки друг другу на плечи и по очереди говорят: -Я мама-овца. -Я папа-баран. -Я маленький ягнёнок. Каждое семейство называет себя. Для детей младшего возраста можно использовать звукоподражание. | «Петя - Петушок» Цель: Развитие координации движений, быстроты реакции, активизации внимания. Дети встают в круг. В центре – ребёнок - «петушок» с пером в руке. Дети идут по кругу, внутри круга противоходом шагает «петушок». Дети проговаривают слова: Петя, Петя-петушок, золочёный гребешок, Масляна головушка, шёлкова бородушка, Петя по двору ходил, перо Петя уронил. Дети останавливаются. «Петушок» роняет перо перед ребёнком, рядом с которым стоит. Дети притопывают правой ногой и говорят слова: Перо Петя уронил. Кто перо найдёт, Тот кричать начнёт. Ребёнок, перед которым лежит перо, кричит: «Ку-ка-ре-ку! Я быстрее всех бегу»! «Петушок» и ребёнок выходят из круга и встают спинами друг к другу. Двое детей, рядом с которыми они стоят, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети хором говорят: «Раз, два, три! Беги»! «Петушок » и ребёнок бегут в разные стороны, обегают круг, забегают через ворота в центр круга. Тот, кто успел первым, становится «петушком». «Колечко» Цель: развитие слухового внимания, сообразительности, тактильных ощущений. Для этой игры выбирается один ребёнок, который будет искать колечко. В качестве «колечка» можно использовать любой мелкий предмет. Ведущий уходит из комнаты. Он не должен знать, у кого из детей будет спрятано «колечко». Прятать «колечко» можно в одежде, в обуви, в волосах одного из детей. Когда всё готово, зовут ведущего. Дети поют песенку: Где ты, где ты, где ты, колечко, Я тебя найти не могу. Может в ведре, а может в речке, Может скрылось в траве на лугу. Ведущий проходит мимо каждого ребёнка, он должен быть внимательным, т.к. приближаясь к тому, у кого спрятано «колечко», дети начинают петь громче, а если удаляется – поют тише. После того, как будет найден ребёнок, у которого спрятано «колечко», начинается обследование на ощупь. Следующим ведущим становится тот, у кого было «колечко». |
«Угадай, чей голосок» Цель: развитие слухового и зрительного внимания, тактильной памяти. Дети образуют круг и берутся за руки. В середине – ребёнок с завязанными глазами. Дети идут по кругу и говорят: Вот построили мы круг, Повернёмся разом вдруг. Поворачиваются и идут в другую сторону. А как скажем: «Скок-скок-скок», (эти слова говорит один из детей), Угадай, чей голосок? Поскорее обернись, Своей рученькой коснись. Торопись, отгадай, Поскорее отвечай. «Жмурка» старается угадать по голосу, кто его позвал. Если не угадывает, то старается узнать на ощупь. «Огурчики, помидорчики» Цель : развитие слухового внимания ,быстроты реакции, координации движения. Дети встают парами, хлопают в ладошки друг другу и проговаривают слова: «Огурчики, помидорчики, Ложки, плошки поварёшки, перевёртышки». С последним словом поворачиваются прыжком спиной друг к другу. Стоя на месте, повернув туловище лицом к партнёру, дети снова хлопают друг другу в ладоши, приговаривая: «Огурчики московские, зелёные, солёные». Снова разворачиваются прыжком на 180 градусов лицом друг к другу. Текст повторяется. Затем выбирается новый партнёр. | «Ромашки на лугу» Цель: развитие слухового внимания, воображения, активизация словарного запаса по теме «Цветы»,выполнение согласованных движений. Воспитатель предлагает детям поиграть в луговые цветы. «Наша группа - это большой луг. Все дети ромашки». Звучит весёлая музыка – значит, наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая руки вверх. Когда звучит грустная музыка, идёт сильный дождь, ромашки садятся на корточки поближе друг к другу, обнимают за плечи, закрывают глаза, им холодно и страшно. Снова звучит весёлая музыка, ромашки поднимаются. Ведущий говорит: «Ромашки, соберитесь в букет. Раз, два, три по три ромашки в круг беги». Дети-ромашки встают в кружок по три цветка и берутся за руки. Для детей постарше можно усложнить игру тем, что каждый ребёнок называет себя любым луговым цветком, а в букет собираются и по пять, семь цветов.
«Иголка и нитка» Цель: развитие координации речи и движения, активизация глагольной лексики. Дети становятся цепочкой друг за другом, держась за руки. Первый ребёнок-иголка. Он бегает, меняя направление, то слегка приседая, то выпрямляясь. Остальные бегут за ним, выполняя те же движения, все вместе пропевают слова под любую подходящую мелодию: «Иголочка, иголка, ты шей И штопай тонко. Вверх и вниз скорей ныряй, Только нитку не теряй. В след за иголкой Нитка ныряет, Коле штанишки Она зашивает». Спросить у детей, что может ещё делать иголка? Пришивать, подшивать, сшивать и т.д. «Давайте пришьём кармашек к платью Даши. Снова «иголка с ниткой ныряют, Даше на платье карман пришивают». |
«Клубок» Цель: развитие коммуникативных навыков, координации речи и движения. Дети держатся за руки и идут за ведущим по кругу, заматывая «клубок». «Я по горенке иду, клубок ниток несу. Клубок маленький, нитки аленьки. Клубок катится, нитки тянутся. Нитка дольше всех, перевёртов шесть». При повторении слов, «клубок разматывается». В конце песни дети становятся в круг, поднимают руки. «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась». На последнем слове резко опускают руки вниз и расцепляют их. | «У оленя дом большой» Цель: активизация словарного запаса по теме «Дикие животные»,развитие товарищеских отношений. Дети встают в круг и выбирают «оленя», он становится в центр круга. Остальные дети называют себя другими лесными животными. Все идут по кругу и поют: У оленя дом большой. Он глядит в своё окошко. Зайка по лесу бежит, В дверь к нему стучится: «-Тук-тук, дверь открой, там в лесу Охотник злой. -Зайка, зайка, забегай, лапку мне давай». «Олень» и «зайка» садятся в круг. Дети снова поют песню, игра продолжается, пока все звери не окажутся в тесном круге. «Олень» поёт песенку: «Мои милые зверюшки, Надо выйти погулять. Убежал охотник злой, Спешите все домой». Дети - «зверюшки» разбегаются в разные стороны. |
«Ходит дятел по житнице» Цель: развитие ориентировки в пространстве, активизации внимания, речедвигательной координации. В игре принимает участие нечётное количество детей. Дети вприпрыжку бегают по залу, приговаривая: Ходит дятел по житнице, Ищет зёрнышко пшеницы, Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. С этими словами дети находят себе пару. Тот, кто не успел найти пару и остался один, становится «дятлом» | «Звёзды» Цель: развитие творческого воображения, слухового внимания, чувство ритма, партнёрских отношений. Дети делятся на две группы - «морские звёзды» и «звёздочки». «Звёздочки» в каждой руке держат по колокольчику. «Морские звёзды»садятся на пол по-турецки и покачиваются из стороны в сторону под песню: В чёрной-пречёрной морской глубине. Звёзды морские живут в тишине. Думает каждая, лёжа на дне: «Вот бы и мне засиять в тишине». Дети - «звёздочки» в это время бегают на носках между ними и звенят колокольчиками. На проигрыш или по сигналу «звёздочки» встают в пару с «морскими звёздами», отдают им один колокольчик и кружатся, звеня колокольчиками, которые держат в левой руке. |
«Путаница» Цель: формирование умение действовать сообща, подчиняться общей цели, развивать сообразительность, смекалку, инициативу. Для этой игры выбирается водящий. Он уходит в другую комнату или отворачивается. Остальные дети встают в круг, берутся за руки. Если игра проводится в первый раз, то инициативу проявляет взрослый. Не расцепляя рук, он старается запутать хоровод. Можно подлезать под руки детей, перешагивать через сцепленные руки. Когда всё будет готово, дети зовут ведущего словами: Путаем, путаем, весь клубок запутаем. Поднырнём, перешагнём, Весь клубок перевернём. Алёша, посмотри на нас И распутай сей же час. водящий подходит к «путанице» и, не расцепляя рук детей, пытается распутать «клубок». | «Хвост дракона» Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, согласованности движений. Дети встают друг за другом и крепко держатся руками за пояс впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок – это голова «дракона». Последний – «хвост». По сигналу тот, кто стоит первым, должен поймать последнего, при этом все крепко держатся друг за друга, а «хвост» пытается увернуться от «головы». Если кто-то расцепит руки или упадёт – игра останавливается. Играют до тех пор, пока «голова» не поймает свой «хвост». |
«Рыбаки и рыбки» Цель: Развитие согласованности движений, быстроты реакции, активизации внимания. 5-6 детей встают в круг и поднимают руки вверх, образуя «сеть». Остальные ребята – «рыбки». Они пробегают под руками ребят, соединив ладошки и покачивая ими вправо-влево, как рыбки шевелят хвостиками. Все поют песенку: Рыбки, рыбки, приплывайте В наши сети попадайте. Плавайте туда-сюда, Не уйти вам никуда. С окончанием пения дети опускают руки, «рыбки», оказавшиеся в сети, встают в круг. встают в кр При повторении игры сеть увеличивается. Оставшиеся 2 – 3 ребёнка становятся победителями. образуют | «Мышка» Цель: развитие координации речи и движения, согласованности игровых действий. Дети встают в круг, ноги поставлены вместе, руки за спиной. С помощью считалочки выбирается «мышка», она уходит за круг. Дети поют песенку: Мышка, мышка, где твоя норка, Где твоя норка, где твой дом? С окончанием песенки, дети подпрыгивают и ставят ноги на ширине плеч. Пока поют дети, «мышка» бегает по кругу, а потом, по окончании песни, «мышка» останавливается за спиной одного из детей, пролезает у него между ног, встает перед ребенком и, показывая руками, пропевает: Вот моя норка, вот мой дом. На кого показала «мышка», тот становится водящим и уходит за круг. Игра повторяется. |
|