Картотека д./игр и упражнений по теме:«Использование художественного слова в развитии речи детей"
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Картотека игр и упражнений по теме: "Использование художественного слова в развитии речи детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека д./игр и упражнений по теме:
«Использование художественного слова
в развитии речи детей».
- Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку).
Цель: «Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку, рассказ, вызывать интерес к художественной литературе».
- Узнай сказку (по картинке).
Цель: «Воспитывать интерес к сказкам, учить внимательно рассматривать картинки, узнавая героев и название».
- Докончи рассказ.
Цель: «Развивать творческие способности детей, внимание, умение придумывать свой вариант окончание рассказа, передавать содержание полностью»
- Расскажи сказку по модели.
Цель: «Упражнять детей пользоваться моделью при рассказывании, соотнося схематичное изображение с речью».
- Загадки.
Цель: «Развивать навыки описательной речи, ум, проявлять смекалку и сообразительность».
- Речевые логические задачи.
Цель: «Систематизировать знания о природе, поддерживать любознательность и активную работу мысли, внимательно слушать текст».
- Подскажи словечко.
Цель: «Учить отгадывать загадки, понимать смысл,
закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи».
- Путешествие по сказкам.
Цель: «Развивать диалогическую речь, вспоминать отрывки из сказок, улавливать последовательность событий, прививать интерес к книгам».
- Вспомни автора.
Цель: «Прививать интерес к художественной литературе, к авторам через игру, желание встретиться с известными книгами вновь».
- Вспомни название произведения.
Цель: «Воспитывать интерес и любовь к литературе,
развивать внимательность, слух, память».
- Перепутанные фразы.
Цель: «Упражнять детей усваивать последовательность развития сюжетов сказок и рассказов, обогащать словарный запас».
- Назови героя ласково.
Цель: «Упражнять детей в употреблении слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, формировать звукопроизношение».
- Подбери картинку к стихотворению.
Цель: «Предложить детям подобрать картинку времён года к прочитанному рассказу, стихотворению. Развивать поэтический слух, внимание».
- Сложи картинку (сюжет из сказки).
Цель: «Упражнять в составлении целого из его частей, воспитывать целеустремлённость, желание сложить картинку, увидеть сюжет».
- Подбери стихотворение к картинке.
Цель: «Помочь детям подобрать к предложенным сюжетным картинкам стихотворения; развивать поэтический слух, внимание к прочитанному».
- Что такое хорошо и что такое плохо.
Цель: «С помощью рассказов и сюжетных картинок помочь детям осознать и реализовать в своём воображении правила поведения; приобретать чёткое представление о нормах и правилах, существующих в обществе, приобщать к общечеловеческим ценностям, развивать речь детей».
- Расскажи о любимом герое.
Цель: «Развивать умения детей составлять связные рассказы, использовать в речи сложные предложения, вспоминать любимых героев из сказок, рассказов».
- Копилка слов в картинках.
Цель: «Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации, подбирать точные по смыслу слова, пополнять словарный запас детей».
- Придумай название к рассказу.
Цель: «Развивать у детей умение работать с текстом, желание самим придумывать своё название рассказу, закреплять навык последовательного пересказа».
- Вспомни загадку (по рисунку).
Цель: «Развивать ум, наблюдательность, память, смекалку детей, умение отгадывать загадки».
- Придумай диалог.
Цель: «Учить детей строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характер, придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться».
- Узнай героя по описанию.
Цель: «Учить детей узнавать по описанию героев из сказок, отмечать существенные признаки внешнего вида и поведения, активизировать словарь, получать радость от встречи со сказочными персонажами».
- Поймай рифму.
Цель: «Учить подбирать рифмующиеся слова, развивать речь,
вызывать желание сочинять простые стихотворения».
- Поищем и найдём волшебные слова.
Цель: «Помочь детям найти добрые слова в книгах, учить применять их
во взаимоотношении с поступком, развивать речь, внимательность».
- Я знаю пять названий.
Цель: «Закреплять в игре названия книг, их авторов, персонажей; воспитывать интерес к книгам, развивать память».
- Какое слово пропущено в стихотворении.
Цель: «Развивать слуховое внимание, память, интерес к поэтическому литературному жанру».
- Сочиняем сказку.
Цель: «Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов, развивать речевую активность».
- Составь предложение по сюжету.
Цель: «Развивать грамотность речи, способность составлять предложения, быть внимательным к сюжету, анализировать своё предложение».
- Загадки о цветах в стихах.
Цель: «Учить осмысливать загадки, отличать их от других произведений малых фольклорных форм, самостоятельно их составлять, запоминать названия цветов, активизировать словарь».
- Скажи фразу с разной интонацией.
Цель: «Учить детей произносить фразы из сказок с разной интонацией (вопросительной, удивлённой, с разной силой голоса, в разном темпе), развивать творческие способности, речь детей».
- Когда это бывает?
Цель: «Используя стихотворения закреплять знания детей о временах года, развивать связную речь, внимание, находчивость, воспитывать эстетические эмоции и переживания, уважение к поэту».
- Позовём сказку.
Цель: «Используя чудесный мешочек, доставать игрушки, сочиняя про них сказку; развивать творческое воображение детей, учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.
- Что забыл нарисовать художник?
Цель: «Активизировать умственную деятельность, развивать внимание, замечать предметы, отсутствующие на картинках, характерные для героев сказок».
- Игра – конкурс «Лучшая роль».
Цель: «Побуждать детей к поиску выразительных средств
для передачи характерных особенностей персонажей».
- Было – будет.
Цель: «Уточнять представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени, используя стихотворения, развивать быстроту мышления, сообразительность».
- Так бывает или нет?
Цель: «С помощью небылиц развивать логическое мышление, умение замечать и доказывать непоследовательность в суждениях».
- Игра с пальчиками.
Цель: «Приучать слушать речь, понимать, о чём говорится в потешке;
соотносить слова с действием пальцев».
- От зёрнышка до булочки.
Цель: «С помощью художественной литературы и сюжетных картинок дать детям представление о том, откуда на столе появился хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу и труду; развивать интерес к чтению познавательных книг».
- Придумай загадку.
Цель: «Учить детей придумывать загадки, составлять связный рассказ о предметах, подбирать и использовать в речи сложные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения».
40. Расскажи сказку по опорным картинкам.
Цель: «Развивать речь детей, умение пересказывать сказку по опорным предметным картинкам, проявлять творчество в пересказе».
- Подбери пословицу.
Цель: «Учить детей понимать значение пословиц, связывать их с определённой ситуацией, подбирать пословицы к рассказам, сказкам, басням».
- Добавлялки.
Цель: «Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас детей, учить подбирать рифму».
- Тихо или громко.
Цель: «Учить детей управлять своим голосом, произносить разные стихотворения с разным уровнем громкости, использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.
В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-1031212-1523882500.jpg)
Художественное слово для развития речи детей дошкольного возраста
очень нужный материал в работе педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837879-1477501778.jpg)
консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".
Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/24/picture-385179-1566663928.jpg)
Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».
Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста. Цель использования технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703289-1446747435.jpg)
Роль художественного слова в развитии речи детей
Материал в виде презентации о средствах развития речи детей 3-4 лет, с подробным описанием....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-1278440-1602688938.jpg)
Обобщение опыта по самообразованию «Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»
Обобщение опыта по самообразованию:«Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»...