Картотека игр и упражнений для коррекции и развития коммуникативных навыков старших дошкольников
картотека (старшая группа) на тему

Примак Юлия Дмитриевна

В картотеке собраны игры для развития коммуникации детей, предложенные именитыми москоскими психологами - Генадием и Еленой Кравцовыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_kommunikatsii.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Примак Юлия Дмитриевна

Картотека игр и упражнений для коррекции и развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Москва, 2017

Источник: «Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие», 2015  Елена Кравцова, Геннадий Кравцов

Развитие навыков общения со взрослыми:

1. Игра (методика) "Да и нет не говорите". Можно использовать разные ее варианты ("Черный и белый не упоминайте" и т. п.). Эта методика поможет зафиксировать исходный уровень развития общения ребенка с взрослым.

2. Игра "Да и нет, не говорите" или любой другой ее вариант, во время которой взрослый фиксирует ошибки ребенка, отбирая у него фанты.

3. Игра в детский сад. В игре участвуют от двух до пяти детей и взрослый. Ребенок исполняет роль ребенка, посещающего детский сад. Взрослый так ведет роль, что ребенку все время приходится подыгрывать. Если у ребенка не получается, ему помогают взрослый или другие дети. При очень больших трудностях в коррекции участвуют двое взрослых, один из которых воспитатель, а другой – в роли ребенка, вместе с корректируемым ребенком. Роль второго взрослого может исполнять кто-то из родителей.

4. Игра в детский сад. Ребенок – "воспитатель". Взрослый или взрослые на этом этапе, с одной стороны, помогают ребенку создать сюжет, а с другой стороны, подыгрывают и учат согласованию ролей.

5. Игра в детский сад. Ребенок снова исполняет роль воспитанника.

6. Игра в школу. Ребенок – "ученик". Взрослый или взрослые действуют аналогично тому, как это происходит в третьем задании.

7. Игра в школу. Ребенок – "учитель".

8. Игра в школу. Ребенок снова "ученик".

9. Повторение второго задания. Игра проходит втроем – два ребенка и взрослый. Можно двое взрослых и ребенок. Взрослый или один из детей отвечает на вопросы. Ребенок, которого обучают произвольному общению, должен контролировать ответы и отбирать фанты, когда необходимо.

10. Диагностическая методика "Да и нет, не говорите". Она дает возможность предварительно определить результаты обучения детей произвольным формам общения с взрослым. Ребенка при этом необходимо сравнивать прежде всего с самим собой, а не с неким возрастным уровнем или другими детьми.

Развитие навыков общения с детьми:

Обучение детей произвольным формам общения со сверстниками, а также коррекционная работа с детьми, обнаружившими низкий уровень развития общения, включает систему занятий, основанную на методике "Лабиринт".

1. Проведение игры "Лабиринт". Данная методика работает в двух направлениях: позволяет установить уровень общения ребенка со сверстниками и служит как бы введением малыша в систему занятий по коррекции уровня общения ребенка со сверстниками.

2. Взрослый при проведении игры переходит от позиции наблюдателя к позиции активного советчика и помощника. Советы взрослого направлены на соотнесение действий ребенка с действиями его партнера по игре.

3. Взрослый становится партнером ребенка по совместной деятельности. Ребенок своими действиями, высказываниями, советами помогает строить совместную деятельность.

4. Ребенок, у которого формируется надлежащий уровень общения со сверстниками, ставится в позицию болельщика. Он не играет, а лишь болеет за одного из играющих. Ему обязательно должен быть противопоставлен другой такой же болельщик. На этом занятии дети учатся самостоятельно, без помощи взрослого, устанавливать соревновательные отношения.

5. В игру вводятся еще два участника, которые не двигают машинки, а управляют ими через своих же товарищей. Коррекционной является позиция управляющего. Чтобы справиться со своей задачей, он должен договариваться с тем ребенком, который слушает его команды, с другим управляющим и, наконец, с тем ребенком, который двигает машинки согласно инструкциям другого управляющего. Это очень важный и одновременно очень трудный этап коррекционной работы, он требует к себе особого внимания. Если ребенку очень трудно, помощь ему может оказывать взрослый, выступая последовательно то в роли одного управляющего, то в роли другого управляющего.

6. Этап, чем-то похожий на предыдущий, только теперь управляющий один. Коррекционной является позиция управляющего, хотя ребенку надо побывать и в других позициях. При возникновении трудностей взрослый начинает обучать ребенка, непосредственно включаясь в игру сначала на позиции управляющего, потом одного из партнеров.

7. Ребенок один выполняет действия за себя и за своего партнера.

8. Занятие проводится аналогично занятию 5.

9. Проводится совместная деятельность с другим ребенком, взрослый, корректируя, помогает их взаимодействию.

10. Проведение методики "Лабиринт". Это позволяет подвести предварительные итоги обучения (коррекционной работы).

Следует иметь в виду, что для обучения произвольным формам общения со сверстниками (коррекционной работы) годится не только методика "Лабиринт", а любая совместная деятельность, которая предполагает различные отношения с партнерами и которая осуществляется по некоторым заранее установленным правилам.

Авторы книги рекомендуют для развития эмоционального общения следующие приемы:

Ребенок учится управлять своими эмоциями и в специальных играх-упражнениях типа "Царевна Несмеяна", когда одному ребенку надо заражать эмоцией веселья, а другому – сдерживать собственные эмоции. Такого типа игр-упражнений можно придумать множество, опираясь при этом и на психологические особенности ребенка, и на ту культурную среду, в которой он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников

Любая игра многофункциональна, она реализует разные цели, но в предложенной картотеке игр, есть общая цель - "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников"...

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...