Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним
рабочая программа (старшая группа)
в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №164 "Ромашка" общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"
города Чебоксары Чувашской Республики
ПРОГРАММА
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним. »
Автор составитель:
Иванова Т.В.- воспитатель
Чебоксары 2021г.
Название программы: "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним."
Для детей старшего дошкольного возраста.
Направленность программы: национально-региональный компонент
Название организации: МБДОУ Детский сад №164 г. Чебоксары
Сроки реализации программы: один год
Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Актуальность данной программы заключается в том, что расширяя возможности по национальному компоненту, ребенок учится познавать мир, и осознавать себя и свое место в нем.
Цель программы: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Чувашия; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследию своего народа.
Задачи:
Образовательные:
-расширение представления об окружающем мире;
-способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
-повышать этнографическую грамотность детей;
- обогащение активного словаря
Развивающие:
- развивать интерес к национальной культуре чуваш;
- развивать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
- развивать мышление, воображение ребенка
Воспитательные:
-воспитание интереса к родному языку, культуре, обычаям и т.д.
Формы и режим занятий: подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 минут.
Предполагаемые результаты:
- расширение представлений о Чувашской Республике в целом.
-обогащение активного словаря
Учебно- тематический план
№ занятия | Месяц,неделя | Тема | Содержание | Цель | Материал |
1-2 | Сентябрь3-я,4-я недели | «Я познаю» | Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями чувашского народа. | Формировать у детей представления. Знания краеведческого характера о республике Чувашия. | Наглядный материал: герб, флаг, игрушки, посуда и т.д. |
3-4 | Октябрь 1-я, 2-я неделя | «Моя -Чувашия» | Просмотр видеозаписей о Чувашии | Расширять представления детей о родной стране, о Республике, столица - город Чебоксары, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, национальным костюмом. Рассказать о национальных героях, прославивших Чувашию. | Видеозаписи о Чувашии |
5 | Октябрь 3-я неделя | Чувашская народная сказка «Ленивый сын» | Рассказывание чувашской народной сказки «Юман батыр» | Познакомить детей с чувашской народной сказкой «Юман батыр». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам чувашского народа | Чувашская литература |
6 | Октябрь 4-я неделя | "Мы играем" | Дидактическая игра: «Собери чувашский ковер» | Развивать интерес к дидактическим играм, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.знакомить детей с чувашской посудой; учить правильно называть ее; развивать логику, мышление. | 18 карточек, 9 из них разрезаны на части, которые надо соединить, чтобы получилось целое. |
7-8 | Ноябрь 1-я,2-я неделя | Чувашские узоры «Украсим фартук Нарспи» | Использование чувашской народной культуры в аппликации | Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходные материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к башкирскому орнаменту | Готовая форма из картона. Ножницы, цветные самоклеющиеся обои, трафареты |
9 | Ноябрь3-я неделя | «Шарттан» | Беседа о национальном блюде чуваш «Шарттан» | Познакомить детей с национальным блюдом чуваш. Воспитывать интерес к чувашской народной кухне. | Иллюстрации |
10 | Ноябрь 4-я неделя | Чувашская сказка «Бедный Илюш» | Рассказывание сказки «Бедный Илюш» | Познакомить детей с чувашской сказкой «Бедный Илюш». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам чувашского народа | Чувашская литература |
11 | Декабрь 1-я неделя | «Хлеб всему голова» | Беседа с детьми на тему: «Хлеб всему голова» | Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий | Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай; |
12 | Декабрь 2-я неделя | «Путешествие в Чувашию» | Рисование монумента "Мать-покровительница" | Учить детей передавать в рисунках достопримечательности Чувашии. Воспитывать гордость за свой город | Альбомные листы, краски, цв. карандаши |
13-14 | Декабрь 3-я,4-я неделя | "Хуран кукли, хуплу" | Приготовление чувашских национальных блюд из теста "Хуран кукли, хуплу" | Познакомить детей с национальной кухней . Учить готовить из теста блюда. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам. | Ингридиенты, разделочная доска. |
15-16 | Январь 3-я,4-я неделя | «Жизнь замечательной пчелы» | Беседа о пчеле, строение тела, чем питается, жилище домашних пчел, | Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком). | Картинки с пчелами, пасекой, улей |
17-18 | Февраль 1-я,2-я неделя | «Мед чудесный дар природы» | Беседа о меде, о ее целебных свойствах. Дидактическая игра «Путь изготовления меда» | Дать детям представление о меде (вкус, цвет). Объяснить детям, что мед бывает разный(липовый, мед белой акации, донниковый, гречишный, каменный и др.) Рассказать детям о целебных свойствах меда «Кто мед пьет, того хворь не берет» | Картинки с изображением последовательности изготовления меда |
19-20 | Февраль 3-я,4-я неделя | "Чувашские народные музыкальные инструменты" | Знакомство с чувашскими народными инструментами: шăпăр, параппан | Знакомить детей с чувашскими музыкальными инструментами. Развивать музыкальные способности детей через восприятие звучания музыкальных инструментов. Закрепить музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух ;эмоциональную отзывчивость и творческую активность, продолжать развивать навыки исполнения хороводов, пение с выразительным показом движений. | Чувашская народная музыка., иллюстрации с изображением чувашских музыкальных инструментов |
21-22 | Март 1-я ,2-я неделя | Праздник: «День матери» | Беседа с детьми об истории происхождения праздника. | Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери, стремления ей помогать, радовать её. | Стихотворения, портреты мам |
23 | Март 3-я неделя | «Мы играем» | Знакомство с чувашскими народными играми | Познакомить детей с чувашскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры. | платочки с чувашским орнаментом, стулья, мяч |
24 | Март 4-я неделя | Мир малого фольклора | Знакомство с чувашскими пословицами | Познакомить с малым фольклором чуваш, рассказать мудрость пословиц | Пословицы чувашского народа |
25 | Апрель 1- неделя | «Мой край родной» | Рисование на тему: «Мой край родной» | Воспитывать чувство любви к природе малой Родины. Воспитывать и прививать чувства эстетической красоты. Развивать воображение, чувства цвета, творческих способностей, глазомера | Краски, кисти, карандаши, листы формата А4 |
26-27 | Апрель 2-я,3-я неделя | «Мир национальных узоров» | Организация выставки детских рисунков | Развивать у детей умение передавать чувашские узоры в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность. | Листы альбомные, кисточки краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры |
28 | Апрель 4-я неделя | «Здороваемся на разных языках» | Овладение приветствиями на языках народов Поволжья. | Развивать интрес к языкам народов Поволжья, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам. | _ |
29-30 | Май 2-я,3-я неделя | «Угадай мелодию» | Знакомство детей узнавать мелодиями народов Поволжья | Учить детей узнавать мелодии народов. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов. | Диск «Мелодии народов Поволжья» |
30-31 | Май 4-я неделя | «Акатуй» (итоговое занятие) | Подготовка и проведение праздника | Закрепить у детей знания о чувашском народе, об их традициях, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес, воспитывать уважение к национальной культуре. | Атрибуты для развлечения, национальная одежда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини - проект "Культурное наследии Чувашии заботливо и бережно храним"
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для мале...
План реализации проекта "Наследие Чувашии заботливо и бережно храним"
План адресован воспитателям детских садов....
Образовательный проект «Культурное наследие Покровска заботливо и бережно храним»
Образовательный проект «Культурное наследие Покровска заботливо и бережно храним»...
План реализации муниципального проекта Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним
Форма организации работыс детьмис педагогамис родителямис социумомСентябрь Познавательные занятия,беседа «Чебоксары- любимый город»,чтение художественнойлитературы В. Чаплиной,...
Культурное наследие Чувашии
Данная методическая разработка предназначена для организации проектной деятельности с детьми раннего возраста.Методическая разработка содержит конспекты мероприятий с детьми, рекомендации по работе с ...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЧУВАШИИ ЗАБОТЛИВО И БЕРЕЖНО ХРАНИМ»
Культура чувашского народа богата и разнообразна. Приобщение дошкольников к культуре своего народа важная часть нравственного воспитания. Изучая культурное наследие, формируется уважение и ...
Муниципальный проект "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним!"
Отчет по муниципальному проекту "Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним!"...