Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ
статья (младшая группа)
Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.odt | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему: «Личностное развитие детей с нарушением интеллектуального развития средствами арт-терапии»
Актуальность: Практика применения арт-терапии при работе с детьми с нарушенным интеллектом показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития , при ДЦП , умственной отсталости .
Эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта; коррекционные возможности арт-терапии так же состоят в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.
К основным методам арттерапии относятся – изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок), музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, лепка (пластилин и глина).
Цели и задачи: Арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития позволяют решать следующие задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, о его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май |
| Повышение теоретического, научно-методического уровня |
Работа с детьми | Сентябрь | «Удивительный знакомый мир» (знакомство) «Цвета и настроение» «Помощь друзей» | Дидактический и вспомогательный материал |
Октябрь | «Волшебная вода» - игры с водой «Прогулка по волшебному лесу» «Сквозь звезды» Итоговое занятие «Я – это ты…» | Дидактический и вспомогательный материал | |
Ноябрь | «Такие разные краски» «Разноцветная красота» «Северное сияние» | Выставка работ детского творчества. | |
Декабрь | «Зимнее настроение» «Зимние цветы» «Волшебные снежинки» «Новогодняя ёлочка» | Выставка рисунков, участие в конкурсе | |
Январь | «Чудеса, да только» «Волшебные колокольчики» «Веселые ложкари» « Все мы музыканты» | Дидактический и вспомогательный материал | |
Февраль | «Волшебная бумага» « Подарок для мамы» | Выставка рисунков, участие в конкурсе | |
Март | «Разноцветные ленточки» «Весенний хоровод» «Веселый каблучок» | Раздаточный, дидактический материал | |
Апрель | «Три медведя» «Теремок» | Кукольный театр | |
Май | «Сухой песок» «Песочное море» «Рисуем картину» | Игры с песком | |
В течение года | Практика применения арт-терапии при работе с детьми | ||
Самореализация | По плану ФДО и др. образовательных институтов | Участие в семинаре- практикуме, вебинаре, повышение квалификации по выбранной теме | Получение сертификата или удостоверения |
По плану учреждения | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Личностное развитие детей с нарушением интеллектуального развития средствами арт-терапии»;
3. Изучить новинки методической литературы.
Составитель: Лебедева Л.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Презентация " Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ"....
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....
Обеспечение индивидуализации в обучении и развитии детей с признаками одарённости в образовательной организации.
В статье рассматриваются особенности распознавания и развития одарённости у детей, начиная с раннего дошкольного возраста....
Практикум на тему: "Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ посредствам художественно – эстетического творчества"
Цель практикума – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений и способствовать формированию у дошкольников эстетического и художественного вкуса, а так же развития интереса к творчеству.Зада...
Индивидуализация как основной принцип организации свободной деятельности в ДОУ
Статья раскрывает оссобенности психических процессов детей 6-7 лет....
Основные направления и принципы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Основные направления и принципы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.Цель работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – переструктурирование жизнен...