Основные направления и принципы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике
Основные направления и принципы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Цель работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – переструктурирование жизненного стереотипа и ценностных установок родителей путем привлечения к максимально полному личному участию в развитии ребенка, стимулирования членов семьи к активному решению возникающих проблем, связанных с развитием, воспитанием и обучением ребенка.
Задачи специалистов в работе с семьей:
1. Осуществление информационно-просветительской работы для профилактики или преодоления дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании.
2. Осуществление диагностической работы для выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности детско-родительских отношений.
3. Осуществление комплексной работы с семьей для восстановления здоровых отношений между ее членами и преодоления имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_i_printsipy_raboty_s_semyami_s_ovz.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления и принципы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Цель работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – переструктурирование жизненного стереотипа и ценностных установок родителей путем привлечения к максимально полному личному участию в развитии ребенка, стимулирования членов семьи к активному решению возникающих проблем, связанных с развитием, воспитанием и обучением ребенка.
Задачи специалистов в работе с семьей:
1. Осуществление информационно-просветительской работы для профилактики или преодоления дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании.
2. Осуществление диагностической работы для выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности детско-родительских отношений.
3. Осуществление комплексной работы с семьей для восстановления здоровых отношений между ее членами и преодоления имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Основные направления по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, состоят в следующем:
1. Изучение состояния членов семьи, особенностей внутрисемейных взаимодействий.
2. Повышение веры родителей ребенка с психофизическими нарушениям в возможность достижения позитивного результата в развитии, обучении и воспитании ребенка, постепенное снижение гиперболизации проблем ребенка и представлений о бесперспективности его развития.
3. Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья для переориентировки родителей с позиции бездействия на позицию деятельностного взаимодействия с ребенком.
4. Коррекция неконструктивных форм поведения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, таких, как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, стремление уйти от трудностей и др.
5. Информирование родителей об особенностях и проблемах ребенка и помощь в понимании сущности отклонений в развитии и адекватной оценке возможностей ребенка.
6. Формирование и поддержка позитивного стиля взаимодействия родителей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
7. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья специальным коррекционным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
8. Расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь.
9. Повышение самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
10. Коррекция детско-родительских отношений.
11. Коррекция психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
12. Гармонизация семейных взаимоотношений.
Спектр направлений, который целесообразно реализовывать в процессе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, определяется индивидуально в зависимости от жизненной ситуации каждой конкретной семьи и ребенка.
Принципы работы семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
1. Принцип комплексного подхода в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья – утверждает необходимость использования всего многообразия методов, технологий и приемов из арсенала специалистов разных профилей: психологов, учителей-дефектологов, воспитателей. Выбор определяется целями, задачами программы оказания семье ребенка с нарушениями в развитии помощи. Предполагает участие в работе с ребенком и его семьей разных специалистов, при этом необходимо совместное обсуждение проблем семьи и результатов работы с ней и «ведение» конкретной семьи.
2. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является. Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекции и компенсации нарушений в развитии у ребенка наряду с другими составляющими зависит от сотрудничества с родителями. Объектом развития является не отдельный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является, и в первую очередь его семья.
3. Принцип интеграции усилий субъектов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – единство декларируемых социальных установок и реальных психолого-педагогических воздействий на детей, непротиворечивость педагогических требований, предъявляемых к учащимся, всеми субъектами педагогической деятельности. Необходимо обеспечение согласованности психолого-педагогических воздействий педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей, с одной стороны, и устранение разобщенности в их деятельности, с другой.
4. Принцип оптимистического подхода в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его семьей – предполагает организацию «ситуации успеха» для ребенка и его родителей, веры в положительный результат работы с ребенком и его семьей, утверждение этого чувства в родителях, поощрение даже самых незначительных достижений.
5. Принцип ориентации на позитивные стороны семейного воспитания и позитивные качества родителей при организации работы с семьей. Предполагает постоянное внимание к позитивным качествам родителей, доверие и уважительное отношение к родителям, формирование веры в возможность достижения поставленных задач, преобладание позитивных оценок в анализе поведения родителей и их детей, оптимистическую позицию в определении задач работы по вовлечению родителей в педагогический процесс.
6. Принцип индивидуализации работы с семьей с ограниченными возможностями здоровья – предполагает определение индивидуального плана работы с учетом особенностей семейной ситуации, что позволяет создать условия для реализации воспитательного потенциала каждой семьи. Реализация данного принципа предполагает изучение семьи ребенка, выбор средств психолого-педагогического воздействия на семью с учетом их индивидуальных особенностей, постоянную оценку эффективности психолого-педагогического взаимодействия с семьей ребенка с последующей его корректировкой в соответствии с динамикой работы.
7. Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Специалист должен видеть в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Принципы сотрудничества с родителями (М. Квятковска):
- поддерживай родителей, демонстрируя им успехи и не скрывая позитивные эмоции по отношению к ребенку;
- не выдвигай требования, а укрепляй позитивные аспекты ваших встреч;
- не оценивай и не пытайся насильно менять их жизнь;
- подчеркивай и поддерживай право родителей быть нормальными людьми, пусть ограниченные возможности их ребенка не будут единственной проблемой в их жизни;
- ребенок нуждается в обоих родителях – часто подчеркивай роль отца в развитии ребенка.
8. Принцип раннего начала работы с семьей и ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Раннее начало психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья подразумевает, с одной стороны, оказание помощи семьям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до трех лет, с другой стороны, - момент поступления ребенка с ограниченными возможностями здоровья на обучение в образовательное учреждение.
9. Принцип деятельностного подхода в организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития. Предполагает включение родителей в активную совместную деятельность с ребенком, что обеспечивает овладение родителями методами и приемами коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
10. Принцип непрерывности работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая работа с родителями является непрерывным процессом, который осуществляется в течение всего времени пребывания детей в образовательном учреждении. Необходимо сохранение непрерывности, единства и постоянства психолого-педагогических воздействий на учащихся на всех возрастных этапах и в различных условиях жизнедеятельности; сохранение устойчивости достигнутых результатов коррекционно-педагогической деятельности.
11. Принцип направленности деятельности специалистов не только на решение текущих задач в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и перспективных. Реализация данного принципа направлена в основном на проектирование перспектив профессионального обучения ребенка, возможностей его трудоустройства и самостоятельной жизни.
12. Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей. Система работы образовательного учреждения с семьей должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта реабилитационной деятельности является решающим фактором эффективности работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
13. Принцип меры. Предписывает соблюдение определенного предела взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Мера апелляции к семье и степень педагогического партнерства должна быть дозирована. Принцип меры требует, чтобы:
- основной и единственной целью педагогического взаимодействия было единое воспитательное пространство для оптимизации развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- не форсировалось развитие и углубление взаимоотношений «образовательное учреждение-семья»;
- не возлагались профессиональные функции воспитания на родителей и не перекладывались родительские обязанности на педагогов; образовательное учреждение не должно и родители не должны делать что-то, что лежит за пределами их воспитательных функций;
- не увеличивать количества встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и образовательного учреждения, заполненной множеством семейных, производственных, личных дел и обязанностей;
- неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
- не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя воспитательный акцент на отношении к этим обстоятельствам;
- не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей – всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь.
Литература.
М.С. Старовёрова Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ, ВЛАДОС, 2014г.
Левченко И.Ю., Ткачева В.В. «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие», М.: Просвещение, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка...
Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Работа с родителями...
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Основные направления и формы взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка с ТНР. Консультация
Родители часто недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно ...