Кружковая работа в средней группе
методическая разработка (средняя группа)
Кружковая работа в средней группе "Говорушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_govorushki_2021-2022.docx | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №12 «Звездочка» г.Ртищево Саратовской области
Кружок
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
КРУЖОК «ГОВОРУШКИ»
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»
Подготовила воспитатель:
Курышова Н.Н
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №12 «Звездочка» г.Ртищево Саратовской области
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Детский сад №12 «Звездочка»
г.Ртищево Саратовской обасти
___________________ Шуршиной Н.И
Пояснительная записка.
об организации бесплатных образовательных услуг
для детей среднего дошкольного возраста кружок «Говорушки»
на 2021-2022 учебный год
воспитателя Курышовой Н.Н.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. При этом ухудшилось познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранный мною кружок по речевому развитию «Говорушки» актуален, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию речи у детей.
Кружок рассчитан для детей средней группы.Занятия проводятся 1 раз в 2 недели.
Основная цель работы: Развитие речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Задачи обучения (средняя группа)
- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков.
- Учить воспитанников внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений.
- Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок.
- Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.
Формы работы с воспитанниками:
• игра
• объяснение
• рассказ и рассказ воспитанников
• чтение воспитателя
• показ
• личный пример
• беседы
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Ожидаемые результаты:
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Требования к знаниям ,умениям и навыкам при работе в кружке «Говорушки»
- богатый и точный словарь;
- безупречная грамматически, содержащая разнообразные синтаксические конструкции, яркая, выразительная речь;
- чистое звукопроизношение, четкая дикция и правильная орфоэпия;
- богатая мимика, приветливый и доброжелательный тон, немногословная, но понятная и логичная речь;
- культура связной речи: умение вести диалог, рассказывать и слушать;
- умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории и обладать навыками публичной речи;
- образец для окружающих (поза, жесты, отношение к окружающим); - возрастная направленность речи: доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса.
-приобщение к художественной литературе
- воспитание интереса и любви к чтению
-развитие литературной речи.
- воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий
График работы кружка «Говорушки»
День недели | Время |
Среда | I подгруппа 15.25 – 15.40 II подгруппа 15.45 – 16.00 |
Список детей
№ | Ф.И.ребенка |
1 | Амбарцумян Давид |
2 | Ефимова Алина |
3 | Климов Кирилл |
4 | Козлов Данила |
5 | Кошелев Арсений |
6 | Мельникова Василиса |
7 | Мурзин Богдан |
8 | Пыхтунова Валерия |
9 | Щеглов Матвей |
10 | Щиров Владимир |
Календарно- тематический план средняя группа
Сентябрь.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | ||||
Сентябрь | 1. | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. Диагностика активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи. | Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" | |||
2. | Коллективный рассказ «Времена года» | Учить детей составлять рассказ , понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. | Беседа с детьми о временах года. Отметить, что изменилось в природе |
Октябрь.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | ||||
Октябрь Октябрь | 1 | 1 «Игрушки» | Активизация словаря, развитие речевого внимания, знакомство с органами артикуляции. | Активизация словаря, развитие речевого внимания, знакомство с героями. | |||
2 | Составление описательного рассказа по схеме об игрушке | Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в в игрушке. После составления рассказа зарисовать игрушку. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
Ноябрь.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | |||||||
Ноябрь | 1 | «Осень» | Обогащать словарный запас детей. Развивать творческое воображение. Знакомить со звуком (О). Развивать фонематический слух. Учить выполнять звуковой анализ слов. Расширять и уточнять словарный запас. | 1.Игра-мотивация «Любите ли вы путешествовать?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови приметы осени», 3.Проблемная ситуация беседа «Об осени» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра: «Доскажи слово» 4.2 Игра: « Обезьянка» 5.Итог | ||||||
2 | Вечер загадок. | Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. | Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками). |
Декабрь.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | |
декабрь | 1 | «Невероятные истории» | Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
2 | «Овощи» | Расширять словарный объем, учить использовать простые предлоги в речи. Знакомить со звуком (У). Систематизировать словарный запас детей, расширять глагольную лексику. Развивать навыки словоизменения, и фонематический строй. Учить различать звуки | 1.Игра-мотивация «Где растут овощи?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Скажи ласково» 4.2 Стихотворение Ю.Тувима «Овощи» 5.Итог |
Январь.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | |||
январь | 1 | «Семья» | Систематизация словаря, развитие грамматического строя речи. Сравнительный анализ согласных и гласных звуков, Знакомство со звуком «М». Воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «Любите ли вы путешествовать?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Какие электроприборы вы знаете?», 3.Проблемная ситуация беседа «О семье» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «Назови ласково» 4.2 Игра « Скажи со словом семейный» 5.Итог | ||
2 | «Посуда» | Расширение объема словаря, подбор прилагательных-антонимов, развитие грамматического строя речи. Знакомство со звуком «М”» дифференциация понятий «твердый» и «мягкий» согласные. Воспитывать правила поведения за столом. | 1.Игра-мотивация «Путешествие по квартире». 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «О посуде» 4.Разрешение ситуации 4.1. Игра «скажи наоборот» 4.2 Игра « Назови со звуком «М”» 5.Итог |
Февраль.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | |
Февраль | 1. | «Домашние животные» | Активизация словаря, развитие умения производить сравнительный анализ. Развитие грамматических представлений. Знакомство со звуком «В». Воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «Где живут животные? 2.Проблемная ситуация беседа «О домашних животных» 3Разрешение ситуации 3.1. Отгадывание загадок. 3.2 Игра « Кто на кого похож?» 4.Итог |
2 | «Птицы» | Обогащение словаря, закреплений умений сравнительного анализа, развитие речемыслительной деятельности. Знакомство со звуком «Т». Воспитывать любовь к птицам. | 1.Игра-мотивация «Назови детенышей домашних животных» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «О птицах» 4.Разрешение ситуации 4.1. Кто как голос подает?» 4.2 Загадки. 5.Итог |
Март.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | |||
Март | 1 | «Животные жарких стран» | Обогащение словаря, закрепление навыка словоизменения, развитие представления о предлогах, развитие диалогической речи. Развитие фонематического слуха, знакомство со звуков «Ж». Воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «Назови перелетных птиц» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови животных жарких стран», 3.Проблемная ситуация беседа «О животных» 4.Разрешение ситуации 4.1. Назови их детенышей 4.2 Отгадывание загадок. 5.Итог | ||
2. | «Хлебные продукты» |
Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений. Развитие фонематического слуха, знакомство со звуком «Б». воспитывать бережное отношение к хлебу. | 1.Игра-мотивация «С помощью чего рыбы плавают?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Зачем нужно тесто?», 3.Проблемная ситуация беседа «О хлебе» 4.Разрешение ситуации 4.1. загадки о хлебе. 4.2 Игра: « Какие хлебные изделия есть в булочной» 5.Итог |
Апрель.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | |
Апрель | 1 | «Воздушный транспорт» | Обогащение словаря тематическими группами слов, развитие речевого внимания, грамматических умений. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков «Р» и «Р”». Воспитывать любознательность. | 1.Игра-мотивация «Любите ли вы путешествовать?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Назови одним словом», 3.Проблемная ситуация беседа «О воздушном транспорте» 4.Разрешение ситуации 4.1. Загадки 4.2 Игра « Летает – не летает» 5.Итог |
2 | «Весна» | Систематизация тематического словаря, развитие грамматического строя, речевого внимания. Развитие умений звукового анализа, знакомство со звуком «Ц». воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «Почему сосульки тают?» 2.Проблемная ситуация беседа «О весне» 3.Разрешение ситуации Игра « Назови одним словом» 3.Игра: « Какой звук слышишь?»4.Итог |
Май.
№ | Занятие | Цель | Методические приемы | ||||
май | 1. | Составление необыкновенной, интересной истории | Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. | Использование картинок для составления рассказа. | |||
2 | «Детский сад» | «Детский сад» Расширение словаря, глагольной лексики, развитие пространственных представлений. Знакомство со звуком «Д». Воспитывать внимание. | 1.Игра-мотивация «Какие профессии вы знаете?» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Кто работает в детском саду?», 3.Проблемная ситуация беседа «О профессиях в детском саду» 4.Разрешение ситуации 4.1.Игра « Где спрятался Лисенок?» 5.Итог |
Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемые умения и навыки воспитанников к концу года обучения
Во время занятий решаются речевые задачи: развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи, автоматизация поставленных звуков в речи детей.
Развит артикуляционный аппарат.
У детей совершенствуется внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Пальчиковая гимнастика», Л.П. Савина.
«Развитие речи детей 4-5 лет», О.С.Ушакова.- М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»
«По дороге к азбуке» Т.Р Кислова.2100
Хрестоматия 4-5 лет, Н.П. Ильчук.
Хрестоматия 2-4 года, Н.П. Ильчук.
Хрестоматия до 4 лет, Н. Борисова.
Хрестоматия от 1 до 4 лет, И.М. Стремок.
«Читаем детям», З.Г. Сахипова.
Жукова О.Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР.- С-П.:
Детство-пресс, 2005.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.
Задачи кружковой работы:· Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...
П Р Е С П Е К Т И В Н Ы Й П Л А Н КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
П Р Е С П Е К Т И В Н Ы Й П Л А НКРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ...
Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация
Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация...
Перспективный план по кружковой работе в средней группе "Волшебные пальчики"
В перспективном плане отражены нетрадиционные методы рисования....
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...
Кружковая работа в средней группе "Всезнайка"
программа кружковой деятельности...
Программа кружковой работы в средней группе "Веселая Кисточка"
мы лыбим рисовать...