Люди Заполярья. Воспитательная работа. Региональный компонент.
статья (подготовительная группа)
Воспитание толерантной культуры детей дошкольного возраста. Воспитание любви к родному краю, приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа и культуре разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Люди Заполярья | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люди Заполярья»
Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Воспитание подрастающего поколения в духе толерантности обусловлено изменениями последних десятилетий в экономической, политической, социальной и культурной жизни страны.
С давних пор в народе словом «родина» называли местность вместе с небом, землёй, водой, где родился человек. Кольский залив с армадой военных кораблей – это и есть малая родина североморцев. Особенностью нашего края является в том, что большинство взрослого населения – приезжие люди из разных регионов страны. А для детей, которые родились здесь, Север стал родным домом, где живут люди разных национальностей.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к культурной самобытности и национальным ценностям народов, проживающих в Заполярье; воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей, в нашей группе и был создан проект «Люди Заполярья».
На мой взгляд, эмоционально-положительное отношение детей к своему и другим народам следует воспитывать посредством ознакомления с общечеловеческими ценностями, прежде всего через познание своей национальной культуры. Именно благодаря этому ценности, выработанные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.
Перед нами встала проблема: люди каких национальностей проживают в Заполярье? Определили цель и задачи проекта.
Цель: получить информацию о людях разных национальностей, их культурной самобытности и национальной ценности. Формирование толерантного отношения к носителям другой культуры.
Задачи:
- вызвать желание детей узнать о культуре, традициях народов, населяющих посёлок;
- познакомиться с интересными людьми нашего посёлка;
- воспитывать патриотические чувства к родному краю;
воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей;
- привлечь родителей к решению поставленных задач.
Реализацию проекта начали с поисковой работы по подбору иллюстративного материала по теме «Национальные костюмы», «Моя страна»;
– подбор загадок, пословиц о дружбе, помощи, доброте;
– энциклопедической литературы географического направления, детские журналы, атласы, глобусы;
– подготовка детских национальных костюмов.
Нами была разработана картотека художественной литературы в соответствии с возрастом детей. Мы попытались подобрать такую литературу, которая являлась для детей поучительной, пробуждала в детях гуманные чувства к окружающим, уважение к взрослым, чувства доброты, толерантности.
При реализации данного проекта мы используем следующие методические приемы:
– беседы;
– чтение художественной литературы;
– экскурсии;
– творческую деятельность детей (лепка, рисование, аппликация, театрализация, инсценировка сказок, разучивание потешек) и др.
В ходе проекта дети знакомятся с национальными играми, сказками, архитектурными особенностями, декоративно-прикладным искусством. С детьми разучивается национальный фольклор, рассматриваются изделия народно-прикладного искусства. Познакомили детей с куклами, игрушками, национальными костюмами братских народов.
Продуктом проекта явился, созданный в группе народный уголок, который пополняется новыми материалами.
Организация уголка осуществлялась совместно с родителями воспитанников. Родители являлись не только организаторами, но и участниками данного мероприятия. Мы организовали небольшой уголок, где были представлены предметы, принесенные родителями и детьми, каждый рассказал о своем предмете и показал, как с ними действовать. Мы рассказали о головном уборе русских, украинских и белорусских девушках. А также рассказали о лаптях - национальной обуви, объяснили детям, что к славянам относятся русские, украинцы и белорусы. После наших рассказов мы побуждали детей и родителей рассказывать о каждом из принесенных ими предметов культуры, как называется, для чего предназначен данный предмет, как этим предметом пользуются в его семье.
Реализация проекта включала также слушание детьми музыки (грамзапись, «живое» исполнение), созерцание изделий декоративно-прикладного искусства (в том числе национальных костюмов, его элементов), их собственную активную деятельность: импровизацию на народных инструментах, исполнение народных песен, вождение хороводов, изображение героев, эпизодов из сказок на занятиях по рисованию, конструированию, лепкой. Кроме того, в детском саду или дома с помощью родителей дети изготовляли предметы реквизита и атрибутики для драматизаций, например, украшения (бусы) из природного материала для дочери старика, корзиночку для Аленушки, булаву для Никиты Кожемяки. Тем самым активизировалась самостоятельная художественная деятельность. Дети учились сопереживать, сочувствовать героям и, что самое главное, получали представления о социальной действительности.
Большое внимание мы уделяли организации игр-драматизаций. При подготовке к игре-драматизации по сказке, мы знакомились с бытом, жизнью народа, сочинившего данное произведение.
Считаем, что углубленная работа в данном направлении поможет воспитать у детей любовь к родному краю, передать подрастающему поколению лучшие традиции духовного опыта национальной культуры наших земляков. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем в них представление о себе и других как о личности.
Обогащая ребёнка представлениями о культуре разных народов, можно воспитать свободную, независимую, уверенную, толерантную личность, умеющую жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми. Воспитание толерантности у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Региональный компонент в воспитательно-образовательной работе ДОУ"
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая ...
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС
Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...
справка "Эффективность регионального компонента в воспитательно-образовательной работе"
материалы тематической проверки по регионализации образовательного процесса...
Доклад на тему "Обновление содержания воспитательно — образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях реализации ФГОС"
Доклад для педагогического совета по теме: "ФГОС дошкольного образования"....
Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»
Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...
Из опыта работы (региональный компонент)
Из опыта работы (региональный компонент)...