Консультация для педагогов «Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Арттерапия – достаточно новое направление в психологии, несмотря на то, что она применялась врачами для помощи больным еще до нашей эры. Арттерапия включает в себя целый комплекс воздействий, основанный на использовании силы искусства для устранения психических проблем различного характера у людей любого возраста, но наиболее эффективно его применение в сензитивный период – которым является дошкольный возраст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии»
Подготовила: воспитатель Быкова Елена Николаевна, МБДОУ «Детский сад №» «Лучик»,
г. Рубцовск
Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии
Арттерапия – достаточно новое направление в психологии, несмотря на то, что она применялась врачами для помощи больным еще до нашей эры. Арттерапия включает в себя целый комплекс воздействий, основанный на использовании силы искусства для устранения психических проблем различного характера у людей любого возраста, но наиболее эффективно его применение в сензитивный период – которым является дошкольный возраст.
Арттерапевтическое воздействие позволяет опосредованно, в разнообразной интересной для ребенка деятельности устранять негативные последствия влияния микросоциума на психику: депривацию, эмоциональное неблагополучие, неуверенность, застенчивость, агрессивность и т.д. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста в состоянии эмоционального неблагополучия могут быть успешно реабилитированы, если обеспечить им полноценное общение с взрослым человеком в процессе арттерапевтического воздействия. Но это общение должно иметь системный и целенаправленный характер в специально созданных условиях.
На занятиях театрального кружка «Уроки сказки» в МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик» проводится работа по коррекции и развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников. Одним из условий успешности этой работы является включение и заинтересованность всех участников образовательного процесса: коррекционно-развивающие занятия с детьми, анкетирование и консультирование родителей и педагогов в форме индивидуальных консультаций, оформлении папок-передвижек: «Психологические проблемы агрессивных детей», «Детские страхи» и т.п.
Основным методом арттерапии в работе с детьми, имеющих признаки нежелательных форм поведения, является сказкотерапия, представляющая из себя интегрированную деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направлены на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний .
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития , которые предполагают:
- профессиональную установку педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в кабинете, или эмоционально-поддерживающий компонент среды, который выражается в умении педагога прямым или косвенным образом направлять эмоции, организуя деятельность ребенка;
- внешнюю обстановку (цветовое решение, удобство мебели и пр.), или эмоционально–стабилизирующий компонент среды. Это спокойное, не однообразное цветовое решение, эстетичность оформления, музыкальный фон;
- разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты, или эмоционально - активизирующий компонент среды, который позволяет обеспечить «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим).
С целью развития эмоциональной сферы и коррекции нежелательных форм поведения у детей старшего дошкольного возраста был проведен цикл занятий, задачами которых являлось:
- осуществление коррекции нежелательных форм поведения и причин, вызвавших тревожность, страхи, агрессию и т.п.
- раскрытие творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов, а также нахождение им оптимальных способов решения своих проблем при помощи методов арттерапии при содействии взрослого;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей и педагогов.
Таким образом, коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности арттерапевтических методов связаны с предоставлением ребенку с проблемами в поведении неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, установление отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства в макросоциальной среде.
Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии
(Консультация для педагогов)
Быкова Е.Н,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик»,
г. Рубцовск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии
В рамках психологического клуба "Мир эмоций"...
"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении"
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении...
Консультация для педагогов «Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству"
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Художественно-творческое развитие детей...
Консультации для педагогов "Педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС "
Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников. Данная консульт...
Консультация для педагогов "Стем- технология в работе с детьми"
Консультация для педагогов "Стем - технология в работе с детьми"....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»...