Программа воспитания в ДОО
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Особенности воспитательного процесса в детском саду……………с. 3
2. Цель и задачи воспитания ...…………………………………………..с. 4
3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………...с. 5
3.1.Модуль «Традиции детского сада»
3.2 Модуль «Организованная образовательная деятельность»
3.3 Модуль «Творческие соревнования»
3.4 Модуль « Праздники»
3.5 Модуль «Региональный компонент»
3.6 Модуль «Эколята-дошколята»
3.7 Модуль «Взаимодействие с родителями»
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ……..с. 8
5. Нормативно-правовая документация ………………………………...с.10
6. Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 уч.г. …....с.11
I. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ
В МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко" образовательная и воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) и основной общеобразовательной программой.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Обучение и воспитание объединяются в единый процесс, основанный на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Основной целью образовательной и воспитательной деятельности МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» является формирования общей культуры личности обучающихся, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Для МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко» важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в образовательной деятельности. С этой целью проводятся родительские встречи, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, применяются средства наглядной пропаганды (родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, акций и др.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ д\с ОРВ «Солнышко» – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские взаимоотношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
• формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
• воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
• объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
III. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОО. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Традиции детского сада»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольной организации. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОО единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший-младший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны.
4. Приобщать к истории и культуре Донского казачества в процессе традиционных коллективных мероприятий.
5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.
Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне ДОО:
• общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); сезонных праздников («Осенины», «Новый год»);
• тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя».
• на уровне группы:
«Утро радостных встреч»;
«День рождения»;
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно- эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игр.
3. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные.
4. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений.
5. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
3.2 Модуль «Организованная образовательная деятельность»
В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.
Тем не менее, в ДОО усилена воспитательная составляющая организованной образовательной деятельности (ООД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.
В содержание ООД включается материал, который отражает духовно- нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей:
Образовательная область | Основные задачи воспитания |
Социально- коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно- эстетическое развитие |
|
Физическое развитие | 1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. 2. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. 3. Воспитывать культуру еды. 4. Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам. 5. Поощрять стремление детей участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях. |
В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности.
2. Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры- приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона.
3. Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил.
4. Коммуникативные игры.
Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.
5. Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование.
6. Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива.
7. Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
7. Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни.
3.3 Модуль «Творческие соревнования»
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» организует творческие соревнования в различных формах: конкурсы, выставки, флешмобы. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы ДОО.
Традиционными в детском саду стали являются выставки и конкурсы детских поделок «Пасха – светлый праздник», «Свет Рождественской звезды», «Осенние фантазии», на уровне района это «Неопалимая Купина», «Автоледи» и т.д.
МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» помогает семье подготовиться к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагоги видят домашние условия, возможности ребенка, понимают современного родителя и его трудности и оказывают посильную помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
3.4 Модуль « Праздники»
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов обучающихся: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Для снижения утомляемости детей в МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» организуются частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются подвижные игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям и зрителям, что занимает не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Педагогический коллектив в соответствии с требованиями СанПиН3.1/2.4.3598-20 по предупреждению распространения COVID-19 не приглашает родителей на праздники во всех возрастных группах, но родители являются активными участниками образовательной деятельности в онлайн – праздниках, онлайн - акциях.
МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» организует праздники в форме тематических мероприятий: Праздник осени, Новый год, Рождество, День матери и т.д. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко».
3.6 Модуль «Региональный компонент»
Мероприятия в рамках регионального компонента пересекаются с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей русского народа и в частности донских казаков, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, в том числе казачьими.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Покров», «День матери-казачки», «Гуляние на масленицу», «Колядки на Дону», «Святки», «Казачата – бравые ребята», «Казачьи посиделки».
После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко».
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность предварительной работы, построенной в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, праздник «День матери-казачки» предваряется занятиями в мини-музее «Казачья горница», играми в групповых казачьих уголках, просмотром познавательных презентаций, просветительской работы с родителями.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:
• формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
• социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
3.7 Модуль «Эколята-Дошколята»
Суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования воспитанников ДОО как части патриотического воспитания ребёнка, является всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Цель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта:
- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ДОО с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно- методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята-Дошколята»: чтение; беседа; наблюдение; обсуждение; прослушивание тематических сказок и рассказов; задание; игра; просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; прослушивание радиопередачи; викторина; конкурс; тематическое оформление помещения; встреча; утренник; прогулка; работа на природе; проведение опыта; экскурсия; тематическое мероприятие.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
3.8 Модуль «Взаимодействие с родителями»
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
2. Оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в воспитании ребенка.
3. Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психолого- педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
4. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит мессенджер WhatsApp и через форму обратной связи на официальном сайте ДОО. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
5. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. В соответствии с годовым планом (при условии соблюдения требований СанПин) проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
6. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко», являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- принцип психологически комфортной среды для участников образовательных отношений;
- признание самоценности периода дошкольного детства. Построение отношений между взрослыми и детьми на основе, доверия, сотрудничества, любви, доброжелательности, уважения личности каждого ребенка;
- принцип единства и взаимосвязи основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия;
- принцип опоры на положительное в личности ребенка, вера педагогов в положительные результаты воспитания, подход к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой»;
- принцип адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов.
Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшими воспитателями с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко».
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заведующим и старшими воспитателями, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко».
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ д\с ОРВ «Солнышко» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Календарный план воспитательной работы
Модуль | Название мероприятия | Группы | Ответст- венные |
Сентябрь | |||
Традиции детского сада | Легкоатлетическое многоборье «Золотая осень»» | старшая, подготовит. группы | Воспитатели, ИФК |
Спортивное развлечение - «Праздник мяча» | Младшая, средняя, разновозрастная группы | Воспитатели, ИФК | |
ООД | Неделя безопасности 25 – 29 сентября | Все группы | воспитатели, специалисты |
День воинской славы России (8 сентября) | все группы | воспитатели, специалисты | |
Творческие соревнования | Выставка рисунков «По страницам лета» | все группы | воспитатели |
Эколята- Дошколята | 15 сентября – День работников леса. Посвящение в Эколята-Дошколята. | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели |
Акция «Всемирный день без автомобиля» 22 сентября | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели | |
Праздники | Праздник «День знаний» | Средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., муз.руководитель, воспитатели, специалисты |
Региональный компонент | Проведение серии образовательных мероприятий по формированию у детей эмоционально-ценностных представлений о своей малой Родине «Мой край родной» | все группы | воспитатели, специалисты |
Взаимодействие с родителями | Родительские собрания | все группы | заведующий ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Октябрь | |||
Традиции детского сада | День здоровья «Загадки с овощной грядки». | все группы | Воспитатели, ИФК |
ООД | Всемирный день математики | Средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели, специалисты |
Всероссийский урок по ОБЖ | все группы | воспитатели, специалисты | |
Творческие соревнования | Выставка поделок «Осенняя фантазия» | все группы | Воспитатели |
Праздники | Праздник «Золотая осень» | Все группы | ст. воспит., муз.руководитель, воспитатели, специалисты |
Региональный компонент | Игра-викторина «Природа родного края» | старшая, подготовит, разновозрастная группы группы | воспитатели, специалисты |
Эколята- Дошколята | Мероприятия ко Дню защиты животных | Средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели |
Взаимодействие с родителями | Консультации по темам, выбранным родителями и/ или педагогами | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Ноябрь | |||
Традиции детского сада | «Что мы Родиной зовем?» мероприятия ко Дню народного единства | старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Спортивные развлечения «Дорожка здоровя» | все группы | воспитатели, ИФК | |
ООД | Всемирный день математики | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели |
Творческие соревнования | Выставка рисунков «Наши мамы – самые красивые» | Младшая, средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели |
Праздники | Праздник «День матери» | Младшая, средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., муз.руководитель, воспитатели, специалисты |
Эколята- Дошколята | Мероприятия ко Всемирному Дню домашних животных | Все группы | воспитатели |
Региональный компонент | Виртуальная экскурсия «Дом казака» | Средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели |
Взаимодействие с родителями | Создание плакатов (рисунков) по защите прав детей. | все группы | воспитатели |
Декабрь | |||
Традиции детского сада | День героев Отечества 09.12 | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели |
ООД | Час мужества «Живая память», посвященный Дню Неизвестного солдата 03.12 | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели |
Единый урок «Права человека» | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели | |
Творческие соревнования | Выставка поделок «Новый год на порог» и «Свет Рождественской звезды» | все группы | воспитатели |
Праздники | Праздник «Новогодний карнавал» | все группы | Муз.руководитель, воспитатели |
Эколята- Дошколята | Праздник «Елка эколят» | Подготовительная группа | Муз.руководитель, воспитатели |
Акция «Птичья столовая» | все группы | воспитатели | |
Региональный компонент | Мероприятия ко Дню матери-казачки | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели |
Взаимодействие с родителями | Безопасность детей зимой | все группы | воспитатели |
Январь | |||
Традиции детского сада | День здоровья «Зимние забавы» | все группы | Воспитатели, ИФК |
ООД | Акция «Безопасная дорога» | старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели |
Творческие соревнования | Выставка рисунков с использованием нетрадиционных техник «Я рисую зиму» | Младшая, средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | воспитатели, специалисты |
Праздники | Праздник «Прощание с елочкой» | все группы | воспитатели, муз.руководитель |
Эколята- Дошколята | 15 января «День зимующих птиц» | все группы | воспитатели |
Региональный компонент | Мероприятия «Колядки на Дону» | Младшая, средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., муз.руководитель, воспитатели, специалисты |
Взаимодействие с родителями | Консультативные мероприятия «Детская безопасность – забота взрослых» | все группы | воспитатели |
Февраль | |||||||
Традиции детского сада | Мероприятия ко Дню освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков | старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | ||||
Мероприятия ко Дню рождения детского сада | все группы | воспитатели, муз.руководитель | |||||
ООД | Всероссийский открытый урок по ОБЖ | все группы | воспитатели | ||||
День родного языка | старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | |||||
Творческие соревнования | Выставка рисунков «С Днем рождения, Детский сад» | все группы | воспитатели, | ||||
Праздники | Праздничные мероприятия ко Дню защитника Отечества | средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | ||||
Эколята- Дошколята | Реализация экологических проектов «Сдай батарейку – спаси землю», «Огород на окне» и т.д. | средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | ||||
Региональный компонент | Развлечение «Казачата – бравые ребята» | Подготовительная группа | Воспитатели, ИФК | ||||
Взаимодействие с родителями | Тематические мероприятия в рамках «Дней открытых дверей» | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | ||||
Март | |||||||
Традиции детского сада | Всероссийская неделя музыки (21 – 27 марта) | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель | ||||
ООД | Всероссийский открытый курок по ОБЖ | все группы | воспитатели | ||||
Творческие соревнования | Выставка рисунков и поделок «Мы с мамой - рукодельницы» | все группы | воспитатели | ||||
Праздники | Праздник «Для милой мамы» | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель | ||||
Эколята- Дошколята | Акция «Каждой птице нужен дом» | все группы | воспитатели | ||||
Региональный компонент | Цикл познавательных мероприятий «Традиции Масленицы у казаков» Развлечение «Масленица на Дону» Народный праздник «Сороки» | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель | ||||
Взаимодействие с родителями | Соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья» | Подготовительная группа | Воспитатели, ИФК | ||||
Апрель | |||||||
Традиции детского сада | День космонавтики «Гагаринский урок «Космос – это мы» | средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | ||||
ООД | Проведение серии образовательных мероприятий по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни (ко Всемирному Дню здоровья) | Все группы | Воспитатели, специалисты ДОО | ||||
Творческие соревнования | Выставка рисунков «Таинственный космос» | средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | ||||
Праздники | Развлечение «День смеха – 1 апреля» | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель | ||||
Эколята- Дошколята | Мероприятия ко Дню птиц | Все группы | Воспитатели, специалисты ДОО | ||||
«Земля – наш общий дом» проектная деятельность, посвященная Дню Земли | средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты | |||||
Региональный компонент | Цикл познавательных мероприятий «Пасха на Дону» | Младшая, средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., муз. руководитель, воспитатели, специалисты | ||||
Взаимодействие с родителями | Привлечение к благоустройству территории ДОО | Все группы | Воспитатели |
Май | |||
Традиции детского сада | Оформление помещений детского сада ко Дню Победы, акция «Окна Победы» | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Спортивное соревнование «Веселые старты» среди ДОО района | Подготовительная группа | Воспитатели, старший воспитатель, ИФК | |
День здоровья «Ловкие, сильные, смелые» | Младшая, средняя, старшая, разновозрастная | Воспитатели, старший воспитатель, ИФК | |
ООД | «Этих дней не смолкнет слава» проведение серии образовательных мероприятий посвящѐнных Дню Победы | старшие, подготовит. группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Творческие соревнования | Выставка рисунков к Международному Дню семьи (15 мая) | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Праздники | Праздник «Выпускной вечер» | подготовит. группы | ст. воспит., муз. руководитель, воспитатели, специалисты |
Эколята- Дошколята | Акция «Украсим землю» (посадка деревьев и цветов) | все группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Региональный компонент | Виртуальная экскурсия «Заповедные места Родного края» | средняя, старшая, подготовит, разновозрастная группы | ст. воспит., воспитатели, специалисты |
Взаимодействиес родителями | Районный конкурс «Автоледи 2022» | подготовит. группы | ст. воспит., воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по реализации "Программы воспитания и обучения" группа общеобразовательной направленности детей 2-3 лет
Перспективное планирование с интеграцией по образовательным областям "Социализация", "Коммуникация" и т.д....
Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.
В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы" программа воспитания и обучения в детском саду
программа "от рождения до школы" является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...
РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.
Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...
Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...