Проект на тему "Я помню! Я горжусь!"
учебно-методический материал (старшая группа)
Проектная деятельность имеет очень важное значение в процессе воспитания дошкольников.В предверии 76 годовщины Великой Победы была проведена огромная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_pomnyu_ya_gorzhus.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Я помню! Я горжусь!»
Учитель-логопед МДОУ «ДС №16» Борздова Анна Владимировна
Продолжительность проекта: долгосрочный
с1 сентября 2019 года по 30 мая 2020 года»
Тип проекта: познавательно – практический проект
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Введение
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните,
Какой ценой завоевано счастье.
Пожалуйста, помните!
Одной из важнейших задач воспитания является развитие у дошкольников высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Еще до школы необходимо сформировать у дошкольников первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Время всё дальше и дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, ветеранов остается с каждым годом все меньше и меньше. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте заложить ростки памяти о прадедах, их мужестве.
День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
Проектная деятельность - наиболее эффективный метод патриотического воспитания, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Я помню! Я горжусь»» задействовала различные виды детской деятельности, обеспечила атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-ребенок – педагог.
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли ребенок привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
У Астафьева В.П. есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота.
Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Цель - формирование у детей с нарушением зрения представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес и уважение к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.
- Воспитывать нравственные чувства (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважения к защитникам Отечества.
- Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности.
- Способствовать развитию речи ребенка через выразительное чтение стихов, составление рассказов, рассматривание картин про ВОВ.
- Обогащать активный словарь.
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-ребенок – педагог – родитель – родитель.
- Расширять гендерные представления:
- формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины;
-воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
Методы и прием:
- Рассматривание иллюстраций.
- Просмотр презентаций, фильмов.
- Чтение художественной литературы
- Заучивание пословиц, песен, стихов.
- Подвижные, сюжетно - ролевые и дидактические игры.
- Беседы.
- Целевые прогулки к памятным местам.
- Экскурсии в музеи и детскую библиотеку.
- Встречи с ветеранами и тружениками тыла.
Краткое изложение сути проекта
Проект «Я помню! Я горжусь!» направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники знакомятся с художественной литературой (стихами, рассказами), песнями на военную тему; приобщаются к прошлому и настоящему своей страны через связь поколений.
В ходе проектной деятельности дети создают различные продукты деятельности (совместные, индивидуальные): рисование, конструирование, аппликация, а это совершенствует трудовые навыки, развивает творческие способности.
В результате у детей проявляется чувства гордости к людям (ветеранам - защитникам Отечества), Родине. Воспитывается уважение к памяти павших бойцов.
Данный проект предполагает организацию в различных формах совместной деятельности педагога, детей и родителей способствующей развитию свободной творческой личности дошкольника.
Новизна и ценность проекта
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Ценность проекта заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта. Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения, способствует формированию высокого уровня интегративных качеств.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный:
- Выявление представлений детей о ВОВ
- Определение целей и задач проекта.
- Информационно – методическое обеспечение проекта.
- Составление плана мероприятий по реализации проекта.
- Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
2. Основной:
- Познавательная деятельность с детьми по реализации проекта «Пусть будет на планете мир» в соответствии с образовательными областями.
- Работа с родителями по заданной теме.
- Организация сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических игр.
- Продуктивная деятельность детей.
- Посещение музеев и детской библиотеки.
3. Обобщающий:
- Создание в группе мини – музея ко Дню Победы.
- Конкурс – рисунков «Мы победили!»
- Утренник « Это праздник со слезами на глазах»
- Спортивный праздник «Зарничка»
- Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь».
- Акция: «письмо треугольник» для ветерана
- Презентация проекта на педсовете ДОУ
Результаты реализации проекта
- Расширили представления детей о подвигах советского народа, о защитниках Отечества и героях ВОВ.
- Развили интерес и уважение к героическим событиям прошлого, боевой славы русских людей.
- Сформировали у дошкольников внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь
- Развили творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
- Художественная литература.
- Иллюстрации, фотографии.
- Аудио и видеозаписи.
- Электронные образовательные ресурсы.
Формы представления результатов
- Презентация проекта на родительском собрании ДОУ
- Утренник «Это праздник со слезами на глазах»
- Конкурс – рисунков «Мы победили!»
- Мини – музей.
2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Наименование мероприятий | Срок реализации | Исполнитель | Результат |
1. Подготовительный этап | ||||
1.1 | Выявление представлений детей о ВОВ | 1-3 дня | Педагоги | Результаты беседы |
1.2 | Выявление представлений родителей о героях ВОВ | 1-3 дня | Педагоги | Результаты беседы |
1.3 | Подбор методической, познавательной, художественной литературы | 5 дней | Педагоги, родители. | Картотека стихов, рассказов, пословиц. |
2. Основной | ||||
2.1 | Речевое развитие. Чтение художественной и познавательной литературы: Заучивание:
Чтение рассказов:
Чтение стихотворений:
Слушание и заучивание песен, пословиц о войне. | Февраль – май. | Педагоги, родители, дети. | Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ |
2.2 | Просмотр видеофильмов и презентаций о ВОВ | |||
2.3. | «Социально – коммуникативное развитие» Беседы:
Дидактические игры
| Февраль -апрель | ||
2.4 | НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим и СБО)
| 3 –я неделя апреля | Учитель - логопед | |
2.5 | НОД по образовательной области «Речевое развитие»
| Апрель | Педагоги | |
2.6 | НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Рисование
Конструирование
Аппликация»
| Апрель | Педагоги | |
2.6 | «Социально – коммуникативное развитие» Сюжетно – ролевые игры:
| Март - апрель | Педагоги | |
2.7 | Физическое развитие П/игры:
| Март - апрель | Педагоги | |
2.8 | Работа с родителями:
| Февраль - апрель | Педагоги | Консультации, беседы |
3. Обобщающий | ||||
3.1 | Утренник «Это праздник со слезами на глазах» | Апрель-май | Педагоги родители, дети | Совместная работа по проекту воспитателей, детей и родителей. |
3.2 | Конкурс – рисунков «Мы победили» | |||
3.3 | Мини – музей «Великая победа!» | |||
3.4 | Акция: «Письмо – треугольник» для ветерана | |||
3.5 | Поздравление ветеранов с Днем Победы. | |||
3.6 | Спортивный праздник «Зарничка» | Май | Педагоги, дети | |
3.7 | Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь». | |||
3.8 | Презентация проекта педагогической общественности | Май | Результат работы по проекту «Пусть на планете будет мир». |
Итог проекта
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Нарушение зрения значительно осложняет процесс восприятия ребёнком окружающей действительности. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим народом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Познавательно - исследовательскую деятельность организовывали в игровой форме таким образом, чтобы проходила через сердце каждого воспитанника.
Работу по патриотическому воспитанию, мы начали с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и метод работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы.
Каждое занятие проводили с использованием наглядного материала: фотографии, картины, рисунки, презентации. Знания, полученные на занятиях, закрепляли в различных формах работы вне занятий: беседы, игры, изобразительная деятельность, групповые мероприятия, экскурсии.
При проведении дидактической игры «Дедушкина медаль», в ее содержание включали чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль» и пр.); беседу с родственниками дома с целью: узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали.
Участие в проекте родителей внесло позитивное отношение детей к своим родным и близким, вызвало желание вместе и самостоятельно изготовлять «письма – треугольники», открытки для ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
Одной из важных составляющей проекта стала акция «Поздравим ветерана войны письмом – треугольником» и создание в группе мини – музея «Великая Победа!»
Воспитанники, играя в сюжетную игру «Полевая почта» посетили и поздравили ветеранов ВОВ с праздником Победы на дому: читали стихи, дарили цветы, конфеты и «письма – треугольники».
В ходе проектной деятельности были проведены мероприятия:
- утренник «Это праздник со слезами на глазах», на который пригласили ветеранов ВОВ;
- конкурс рисунков «Мы победили»;
- возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь»;
- спортивный праздник «Зарничка»;
- создан мини – музей «Великая Победа!».
Таким образом, реализация проектной деятельности явилась необходимым условием для формирования нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников посредством познавательно-практической деятельности. Только в результате совместной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение настоящих патриотов, полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее. Я уверена, что наш проект помог наиболее ярко, эмоционально донести до детей с нарушением зрения, информацию о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной Войны.
Рекомендуем педагогам наш проект «Я помню! Я горжусь!», так как – это интересная «тропинка» в воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников .
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алешина // - М.: ЦГЛ, 2005. – 256с.
- Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия [Текст] / Ю. А Алексеев // – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68с.
- Александрова Е.Ю.и др Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е. Ю. Александрова // – Волгоград: Учитель, 2007. - 203с.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет [Текст] / М.Б.Зацепина // – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.
- Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание [Текст] / Дошкольное воспитание // - 2005. - № 1 -. С. 5 – 9.
- Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание [Текст] / Дошкольное воспитание - 2005 - № 5. - С. 20 - 25.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. / Н.Г. Комратова //– М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
- Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст] / Под ред. Л. А. Кондрыкинской // – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"
проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...
Проект "Я-помню, я-горжусь!"
Посвещается семидесятилетию Великой Победы...
Проект к 70-летию Победы в ВОВ "Я помню! Я горжусь!"
Вид проекта:информационно-творческий, долгосрочный Время реализации:сентябрь – май Участники проекта:воспитанники средней группы, родители, воспитатели средней группы, музыкальный руко...
ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему «Я Помню! Я Горжусь!»
Наш проект «Я- помню! Я- горжусь!» предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом является обес...
Презентация для педагогических работников по теме «Социальное партнерство в проекте «Я- помню, я - горжусь!», как одна из моделей патриотического воспитания дошкольников»
Данный материал ориентирован на педагогических работников ДОУ и освещает результаты работы по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках социального партнерства....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Я помню, я горжусь».
Цель проектаФормирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей с подвигом советских людей в годы ВОВ.Задачи:1. Обобщить и расширить знания детей о Вел...