Развитие речи детей с нарушением слуха при ознакомлении с художественными произведениями искусства
статья (подготовительная группа)

Произведения искусства способны пробуждать в детях эмоциональный отклик, при специальной, целенаправленной работе позволяют воспитывать любовь к искусству, развивают способности детей и их речь. Особенно произведения изобразительного искусства важны для детей, имеющих нарушения слуха, которые, в силу своего заболевания, встречаются с большими трудностями при ознакомлении с миром культуры.  Одним из средств эстетического и речевого развития детей с нарушением слуха выступает  художественный музей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zhurnal_dou.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

    «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достает от природы»     Аристотель.

 

  В развитии личности ребенка большую роль играет искусство, которое формирует духовный мир человека, его моральные, нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Произведения искусства способны пробуждать в детях эмоциональный отклик, при специальной, целенаправленной работе позволяют воспитывать любовь к искусству, развивают способности детей и их речь. Происходит обогащение духовного мира детей, развитие эмоционально- волевой и познавательной сфер личности. Воспитание творческого восприятия любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.      

  Психолого - педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М.Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина и др.) Живопись, как вид изобразительного искусства, соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. [5,84]  Особенно произведения изобразительного искусства важны для детей, имеющих нарушения слуха, которые, в силу своего заболевания, встречаются с большими трудностями при ознакомлении с миром культуры. Отсутствие слуха и речи - лишает таких детей полноценных знаний об окружающем мире. Детские представления об окружающем мире часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Речевые нарушения ведут к нарушению общения с взрослыми и сверстниками, задержке развития познавательной деятельности, поэтому дети с нарушением слуха особенно нуждаются в расширении границ окружающего мира. Одним из средств эстетического и речевого развития детей с нарушением слуха выступает  художественный музей. Музей реализует основной принцип работы с неслышащими детьми – принцип наглядности.

  Свою работу мы начали со знакомства с творчеством художников-иллюстраторов Т.А.      Мавриной, Е.М. Рачева,  Ю.А. Васнецова, проводили  ознакомление с окружающим миром с целью знакомства воспитанников с теми объектами, которые будут предметом рассматривания на картинах, играли в дидактические игры («Составь натюрморт», «Собери     картину», «Цвет и форма») направленные на развитие зрительного восприятия, обогащение     сенсорного опыта. Детей  последовательно знакомили с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) со средствами живописи, рассматривали репродукции картин, слайды.    При этом тщательно отбирали художественный материал с учетом своеобразия познавательной и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха. Ведь  главным источником представлений об окружающем мире для ребенка с нарушенным слухом является зрительное восприятие. Художественные произведения должны быть выразительными, яркими, эмоциональными. Это облегчает восприятие детей и понимание увиденного. Тщательно подбирался необходимый словарь по теме (мольберт, палитра, перспектива). Художественные термины вводили в речь детей постепенно, их смысл разъясняли, затем использовали в вопросах. Тем самым расширялся словарь, представления    детей об окружающем мире. На занятиях знакомили детей с виртуальными музеями, используя слайды музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей», знакомили с правилами поведения в музее. Был разработан проект «В мире прекрасного» и перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности во всех    возрастных группах  по ознакомлению с живописью.

   Не остались в стороне и  родители наших детей. Сначала мы провели анкетирование среди родителей, какие музеи, находящиеся в нашем городе они знают, для чего существуют музеи, как часто ходят в музеи, какие музеи предпочитают.  Исходя из полученных ответов, мы стали строить свою работу. Работа с родителями включала в себя: консультации  («Знакомимся с музеями города», «Особенности восприятия картин детьми с нарушением слуха»), изготовление папок – передвижек «Жанры живописи», «Учим понимать живопись», выставки книг репродукций русских художников, выставки детского творчества, выставки  совместных  работ родителей и детей, открытые просмотры занятий, мастер – классы «Как нарисовать портрет», посещение мини-музея «русская изба», посещение Рязанского художественного музея детей с родителями.

  Для экскурсии в Рязанский художественный музей имени И.П. Пожалостина была проведена следующая работа. Совместно с сотрудниками музея мы подобрали доступные для восприятия и педагогической целесообразности детей картины (не более 8),  продумали речевой материал (словарь), прописали его в табличках, подготовили вопросы. Главной нашей задачей было, вызвать эмоциональный отклик у детей, стимулировать их познавательную и речевую активность. Основными методами и приемами были беседа экскурсовода, сопровождаемая педагогом (показ табличек, объяснение новых слов), игровая подача материала, хорошо продуманные вопросы к детям, прием «вхождения в картину».  Обучая детей планомерному целенаправленному восприятию произведений искусства, важно сохранить их способность эмоционально откликаться на произведения искусства.       Таким образом, музей стал образовательным учреждением эстетического воспитания для семей наших воспитанников. Дети в самостоятельной деятельности стали играть в сюжетные игры «Мы идем в музей», «Экскурсовод», рисунки обогатились новыми сюжетами, развился художественный вкус, умение видеть красивое вокруг себя, научились выражать свои впечатления через самостоятельное творчество, а главное - в их багаже появились новые слова, которые они с удовольствием демонстрируют в своей речи.

  Работа по ознакомлению детей с нарушением слуха с изобразительным искусством не отличается от обучения и воспитания слышащих дошкольников. Но в приемах работы надо учитывать особенности слабослышащих детей.

   Нами были определены условия  успешной коррекционной работы:

- наличие подлинных произведений искусства доступных для восприятия слабослышащими детьми;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- наличие слухового оборудования - слуховых аппаратов у детей;

-планомерное, целенаправленное, специальное педагогическое воздействие на детей;

- активное участие семьи в воспитании и обучении своего ребенка.

  Это позволяет сделать вывод,- при правильно организованной работе художественное изобразительное искусство помогает детям  с нарушением слуха узнать новое, способствует расширению представлений об окружающем мире, развивает речь. Художественные произведения искусства учат видеть красоту, воспринимать произведения искусства, описывать их и рассказывать о своем впечатлении. Происходит обогащение духовного мира детей, развитие эмоционально - волевой и познавательной сфер их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с нарушением слуха

обучение подходов к развитию речи детей с нарушением слуха -актуальная проблема современности...

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха составлен в соответствии с возрастными возможностями детей. В данном занятии использованы приемы  верботонального метода: пиктограф...

Занятие по развитию речи детей с нарушением слуха

Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшей группы (первого года обучения) по теме "Домашние животные"...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей с нарушением слуха»

Слух – это один из ведущих речевых анализаторов, нарушение слуха приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Правильное понимание этой проблемы родителями и...

Развитие речи детей с нарушением слуха вне занятий

Развитие речи детей с нарушение слуха дома является важнейшеим фоктором развития речи в целом....

Занятие по развитию речи детей с нарушением слуха

Формирование личностных качеств ребёнка с нарушением слуха в процессе  работы с серией сюжетных картин...