Организация игровой деятельности в средней группе дошкольного образовательного учреждения
статья (средняя группа)

Фигуркина Наталья Викторовна

Фигуркина Наталья Викторовна,

воспитатель

МБДОУ г. Астрахани № 28.

Организация игровой деятельности в средней группе дошкольного образовательного учреждения

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развития общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней, является особенно важным.

Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учреждениях требует усовершенствования. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

         В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

- в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами;

- в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – игровая деятельность, включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

        В качестве основного метода организации сюжетно – ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой). Содержание работы в соответствии с возрастом воспитанников.

        В средней группе происходит освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

        В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие.  В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о ее сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д.

       Специально обучать детей определенным игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

       Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением характерных движений, жестов, мимики.

        Специальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах, в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования – это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы. Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н, Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования.

       Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Игровая среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Цель взрослого в игровой среде – содействовать развитию ребенка как личности.       

 

 

Список литературы

  1. Носова Е.А. дидактические игры-занятия в ДОУ– М.: Детство – Пресс, 2001.
  2. Смирнова Е. ранний возраст: игры, развивающее мышление // Дошкольное воспитание. -  2009.-№4 – С. 22.
  3. Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. обучение через игру. – СПб, 2005.

     

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

Нетрадиционные методы здоровьесбережения в средней группе дошкольного образовательного учреждения

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраст...

Социально-игровой прект "Скорая помомощь" в средней группе дошкольного образовательного учреждения

Социально-игровой прект "Скорая помомощь" в средней группе дошкольного образовательного учреждения...

Организация развивающей среды в младших группах дошкольного образовательного учреждения

Организация развивающей среды в младших группах дошкольного образовательного учрежденияСовременное дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок полу­чает опыт широкого эмоц...

Современные технологии организации игровой деятельности детей СРЕДНЕЙ группы (из опыта работы воспитателя).

Игра-исторически сложившийся вид деятельности, в котором ребёнок отражает свои впечатления об окружающей действительности.Ф.Фребель-выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу с...