План самообразования
рабочая программа
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность:
В соответствии с п 2.6 ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.
Сегодня в дошкольной педагогике актуальным является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Принципы, заложенные в основу этих игр; интерес, познание, творчество. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие позволяет использовать для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Такими играми являются развивающие игры палочки Кюизенера и блоки Дьениша, направленные на математическое развитие детей, развитие мыслительных операций, игровых действий (манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.) Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры; узнаёт и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивается произвольность внимания, памяти, развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Цель: Развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры у детей дошкольного возраста..
Задачи:
развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста , умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать;
формировать умение использовать игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в самостоятельных играх;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной педагогической литературы по данной теме самообразования; изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет;
- познакомить родителей с образовательной технологией « Цветные палочки Кюизенера , блоки Дьенеша», вовлечь в работу по формированию ЭМП у детей на основе использования дидактических игр;
- разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша; методические рекомендации, дидактический материал.
Прогнозируемые результаты:
- развитие логического мышления: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать;
- использование игрового материала, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в самостоятельных играх;
- формирование сенсорных эталонов, как предпосылок к учебной деятельности.
Этапы работы:
Организационно- диагностический. Выбор и определение темы самообразования, планирование работы по теме самообразования.. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы. Знакомство с работами других педагогов.
Практический. Внедрение опыта работы . Формирование методического комплекса
Разработка консультаций для родителей: Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников
« Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
« Учимся играя. Блоки Дьениша, игры с палочками Кюизенера»
«Игры для развития математических способностей»
Изготовление папки – передвижки «Развитие математических представлений у детей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Родительское собрание «Развиваем логическое мышление»
Оформление и презентация выставки развивающих игр:
« Строим дорожки», « Что изменилось?», « Чего не хватает?»,» Перевозчик», « Художник», « На свою веточку», « Путешествие на поезде».
Игры на ознакомление с дидактическим материалом:
« Возьми в руку как можно больше палочек»,
« Назови цвета брусочков»,
« Отыщи такую же палочку»,
« Покажи самую длинную (короткую) палочку»
Игры основного этапа:
« Подбери пояс к платью»,
«Построй квадраты»,
« Заполнение силуэтных машин»,
« Что изменилось»,
« Продолжи узор»,
« Построй лесенку для игрушки»,
« Нарисуй предмет»
« Четвёртый лишний»
« Составь поезд»,
« Сложи лесенку».
Обобщающий. Подведение итогов.
Оформление результатов деятельности.
Создание картотеки развивающих игр с палочками Кюизенера и картотеки игр с блоками Дьенеша
Прежде чем приступать к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.
Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например:
1. Найти все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, по форме)
2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).
3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:
А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и по форме, по толщине и т.д.)
В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т.д.
4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.
5. «Домино»
6. «Раздели фигуры»
С детьми 4-5 лет содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:
1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.
2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми и т.д.)
Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.)
Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».
После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.
С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.
Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».
Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.
Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;
- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;
- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша
- З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».
Счетные палочки Кюизенера
"Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Игровой материал:
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.
В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.
Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше…) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Рекомендации к использованию
Освоение комплекта происходит в процессе группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру), сооружении из них изображений на плоскости, объемных построек.
1 этап включает игры с палочками «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и длину лесенки.
2 этап – игры на освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е.А. Носовой «Логика и математика для дошкольников»)
3 этап – составление ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания.
4 этап – составление рисунков.
С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например «Покажи палочку 3, какого она цвета?». «Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.
Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе:
- В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.
- Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.
- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»
- И.Н. Чеплашкина «Математика это интересно».
Имеется наглядный материал:
Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки».
Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В.П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …».
Для работы с детьми 5-9 лет Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»
Для работы с детьми 4-7 лет демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой “ Страна блоков и палочек” и др.
-Создание схем для составления картинок из палочек.
Изготовление картотеки рисунков с блоками Дьенеша и палочек Кюизенера
Завершающий: подготовка открытого мероприятия, как форма подведения итогов общей деятельности .
Проведение открытого занятия
Формы работы | С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
Организационно-теоритический. | Ноябрь-февраль. | Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования | Выбор и определение темы самообразования. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с детьми 3-7 лет. Комарова Л.Д Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике 5-7 лет. Разноцветные полоски/ сост Л.М. Кларина, З.А. Михайлова. | |
Практический. Март. Апрель. | Игры на ознакомление с дидактическим материалом блоки Дьенеша. « Возьми в руку как можно больше палочек», « Назови цвета брусочков», « Отыщи такую же палочку», « Покажи самую длинную (короткую) палочку» Игры основного этапа: « Подбери пояс к платью», «Построй квадраты», « Заполнение силуэтных машин», « Что изменилось», « Продолжи узор», « Построй лесенку для игрушки», « Нарисуй предмет» « Четвёртый лишний» « Составь поезд», « Сложи лесенку». 1. Найти все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, по форме) 2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме). 3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты: А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины) Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и по форме, по толщине и т.д.) В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т.д. 4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д. 5. «Домино» 6. «Раздели фигуры» Игры по ознакомлению с дидактическим материалом. 1 этап: игры с палочками «Построение лестниц» 2 этап: игровые задачи, игровые викторины 3 этап: составление ковриков 4 этап: составление рисунков | Знакомство с разработками других педагогов. Посещение открытых мероприятий коллег. | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Разработка картотеки игр, папки-копилки с ребусами, головоломками. Система упражнений с блоками содержится в методической литературе: - Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»; - Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»; - З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»; - Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников» - Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша - З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития». Создание картотеки развивающих игр с палочками Кюизенера и блоков Дьенеша. Создание схем для составления картинок и палочек. Изготовление картотеки рисунков с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе: В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет. Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников» Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …» И.Н.Чеплашкина «Математика это интересно». Имеется наглядный материал: Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки». Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В.П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …». | Оформление презентации- выставки развивающих игр. Разработка консультаций для родителей. Изготовление папки передвижки. Организация для родителей посещение игровых занятий, консультаций. Анкетирование родителей на тему»Совместные игры с членами семьи в домашних условиях». Родительское собрание Разработка консультаций для родителей. Изготовление папки - передвижки. |
Май- июнь. Завершающий | Подготовка открытого мероприятия, как форма подведения итогов общей деятельности . Проведение открытого занятия | Подготовка и проведение родительского собрания «Развиваем логическое мышление». | Организация для родителей посещения игровых занятий, консультаций. Анкетирование родителей на тему»Совместные игры с членами семьи в домашних условиях». Родительское собрание Итоговое мероприятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...