Роль русской народной сказки в работе с детьми раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Кудрина Елена Васильевна

Для всестороннего развития детей 2 – 3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Это особенно актуально при работе с детьми с нарушением зрения. Поскольку  при различных заболеваниях глаз (амблиопия, астигматизм, афакия, косоглазие и др.) у ребят затруднен процесс восприятия предметов, нарушена фиксация взора, что сказывается на восприятии пространства, существуют определенные трудности и искажения в восприятии предметов в различных направлениях, нарушены прослеживающие функции глаз. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudrina_elena_vasilevna.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

«МБДОУ детский сад № 19» Нижегородская область г. Саров

Роль русской народной сказки в работе

с детьми раннего возраста.

                       Воспитатель:

Кудрина Елена Васильевна

 

2021г.

      Для всестороннего развития детей 2 – 3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Это особенно актуально при работе с детьми с нарушением зрения. Поскольку  при различных заболеваниях глаз (амблиопия, астигматизм, афакия, косоглазие и др.) у ребят затруднен процесс восприятия предметов, нарушена фиксация взора, что сказывается на восприятии пространства, существуют определенные трудности и искажения в восприятии предметов в различных направлениях, нарушены прослеживающие функции глаз. Кроме этого существует ряд других нарушений  связанных не со зрительными диагнозами, а с сопутствующими заболеваниями. Данные проблемы в некоторых случаях могут привести к замедлению интеллектуального развития.

       Тексты сказок просты, но их можно ещё более упростить. Названия животных и других персонажей дети в зависимости от возможностей говорят полностью или заменяют звукоподражанием. Простота звукоподражания стимулирует к повторению упрощенных слов, а позже – слов, связанных со звукоподражанием по смыслу, и ведет к развитию активной речи. Речь – регулятор поведения. Формирование активной речи предполагает овладение ребенком лексико – грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи.  С развитием речи развивается мышление. Это важно поскольку обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, вкус, барические качества (легкий, тяжелый), оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный). Постепенно переводим ребенка от понимания свойств, предметов к их словесному обозначению.

      Прочтение сказок с наглядным сопровождением, позволяет подробно проследить схему последовательности действий персонажей. Ребенок  данного возраста усваивает знания при условии многократного повторения, в то же  время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устает. Сказка помогает лучше понять ребенка, увидеть его индивидуальность, раскрыть различные стороны  характера.

     Сейчас эпоха увлечения зарубежными мультфильмами и компьютерными играми не всегда понятного содержания. Поэтому обращение к русским народным сказкам, прошедших проверку временем, может стать первой ступенькой в воспитании нравственно-волевых качеств личности: способность управлять своими действиями, сопереживать, ценить дружбу и помощь, самим оказывать помощь окружающим. Особенно эффективна сказка для малышей. Она учит детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельные решения в жизни, находить  непредсказуемые решения в нетрадиционных ситуациях. Сказка расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействия с окружающим миром. Сказка в отличие от простой истории о недавних событиях, ставит перед слушателем какую – либо проблему, подталкивает к размышлениям  о жизни, ставит задачу сделать некий вывод из повествования. Важно не просто читать сказку ребенку, но и научить его извлекать  из сказки полезные уроки и понимать смысл.

       Игра у детей раннего возраста носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Действия совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Наша задача стремиться к появлению действий с предметами - заместителями. Малыш не сразу, совершенствуются в способах выполнения заданий. Главное помочь ему перейти от метода проб и ошибок к способу примеривания и зрительного  соотнесения. Ребятам со зрительными заболеваниями это сложно. Внимание детей в этом возрасте непроизвольное, их привлекает только то, что им нравится и представляется значимым. Необходимо проводить игру по ознакомлению со сказкой на повышенном эмоциональном фоне (пусть мышка – пищит, а медведь говорит басом).

     Малышу важно быть не просто слушателем, но и собеседником взрослого. Постигая смысл прочитанного, отвечая на адресованные ему вопросы и самостоятельно задавая их, вместе с взрослым рассуждая над сюжетом, озвучивая ситуацию или проблему ребенок учится делать выводы. Рассматривая иллюстрации и исследуя наглядные материалы и предметы быта в ходе беседы, малыш легче представит обстановку избы, в которой бабка истопила печь, замесила тесто, для того что бы испечь колобок; быстрее поймет, как выглядит репка, которую все тянут – потянут. Разыгрывая сказку после её прочтения и обсуждения, отвечая на вопросы и задания, ребенок выступает ещё и актером. Совместная с другими детьми (или взрослыми) театрализация сказки не только доставит удовольствие ребенку, но и будет способствовать развитию у него речи, коммуникативных навыков, умению общаться со взрослыми и сверстниками.

    Для более легкой и успешной адаптации ребенок окунается в сказку с первых дней пребывания в детском саду, и она сопровождает его в течение всего времени.  Сказка дает возможность ребенку увидеть мир в его разнообразии и более полном красок.

        Используемая литература:

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2 – 3 лет. – СПб.: Паритет, 2008. -80 с.

 2.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 -3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

 3.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

 4. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль русской народной сказки в работе с детьми раннего возраста.

Русская народная сказка учит датей добру, мудрости, умению делать выбор. Сказка развивает воображение ребенка, соверш...

Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра.

Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра....

Творческий проект по русской народной сказке "Заюшкина избушка" с детьми раннего возраста.

Задачи:1)Знакомить с содержанием сказки”Заюшкина избушка”.2)Создавать условия для развития памяти.3)Активизировать речь.4)Знать действия героев и их диалоги.5)Побуждать детей подражать дви...

Роль русской Народной сказки в развитие речи детей раннего возраста

Актуальность темы:Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого вос...

Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры

Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....