Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры своими руками»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Есипко Антонина Александровна

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами  об играх и изготовлении развивающих игр для  детей дошкольного возраста своими руками.                                                                                                                                           Я приглашаю вас в  путешествие по развивающим играм, где мы  познакомимся с некоторыми из игр и их изготовлением из различных материалов своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_master_klass.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 41

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАЕИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры своими руками»                                                                                                                                                       воспитателя Есипко Антонины Александровны.

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игры, способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми.

Задачи:

- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;                            
- обучение педагогов методам, способам и приёмам изготовления развивающих игр для дошкольников.

 

«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

План:

1. Информационная часть. Сообщение темы мастер-класса.

2. Знакомство педагогов с выставкой развивающих игр, презентация                                                 « Развивашки».

3.Практическая часть:

- Игры вместе с педагогами.

- Конкурс «Умелые ручки».

4. Заключительная часть.  Тест «Ромашка».

Оборудование:  бросовый материал, гофрированный картон, цветной картон. картинки, шаблоны геометрических фигур, цветной скотч,  презентация  «Развивашки», развивающие  игры, изготовленные своими руками.

Ход мероприятия:

1. Информационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос всесторонне развитым,  здоровым, жизнерадостным и крепким. 

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Цели и задачи технологии.

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами  об играх и изготовлении развивающих игр для  детей дошкольного возраста своими руками.                             Я приглашаю вас в  путешествие по развивающим играм, где мы  познакомимся с некоторыми из игр и их изготовлением из различных материалов своими руками.

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли?

- Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце?

- Расскажите о ваших личных ожиданиях.

- Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?

         Настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

-Что любят больше всего на свете делать дети?

Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, обучает ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).

- Какие дидактические игры есть у вас?

- Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы педагогов).

Сейчас такой ассортимент развивающих игр  для детей, что иметь их все в детском саду практически невозможно из-за цены, но сделать многие под силу каждому воспитателю.

Мне очень хотелось разнообразить и увеличить количество игр. Сегодня я расскажу вам, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками - интересные, разнообразные игры, направленные на развитие детей дошкольного возраста.

Эту работу я начала с родителями со второй младшей группы и продолжаем пополнять развивающую среду в нашей группе по настоящее время. Дети наши подросли и соответственно игры стали более сложные, в соответствии с возрастными особенностями.                                                                                                                        В создании развивающих  игр мне помогали родители моей группы. Это и сбор материала для игр, изготовление игр и нахождение новых вариантов игр.

2. Знакомство педагогов с выставкой развивающих игр, презентация                                                 « Развивашки».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию в которой собраны игры, которые  сделали совместно мы с родителями наших воспитанников своими руками.

 - Показ презентации « Развивашки».

- Выставка  развивающих игр: « От самых простых, к более сложным»,  показ игр с описанием целей и задач. Обсуждение.

  1. Дидактическая игра «У кого какие уши?».

Цель: визуальное различие размера. Ознакомление ребенка с понятиями «большой» и «маленький»; называние цвета; развитие внимание и тактильного ощущения; развитие тонкой моторики.

  1.  Дидактическая игра «Разложи по цвету».

Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) .

Учить совмещать кружочки с ячейкой, производить соотносящиеся действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. - А сейчас я с вами немного поиграю (последующие игры1-5 проводятся совместно с педагогами)
  2. Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру».

На карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.

  1.  Игра «Шагаем в пробках».

Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых      бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…

Какое? Ну, конечно! (Ответы педагогов)

Мишка косолапый, по лесу идёт…                              Или-

Большие ноги шли по дороге

Маленькие ножки шли по дорожке…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Как вы думаете, что развивает эта игра? (Ответы педагогов). Пробки помогут нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.

6. «Игры с бельевыми прищепками».

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого цвета? И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?  Яблоко!    А ещё?.......................

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.      «Сделай дереву веточки»«Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку.

В играх можно использовать художественное слово, загадки.

Например:

Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Это рыбка.

(Показываю картинку с изображением рыбки). Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик? А где у нее ротик? А хвостик и плавники? А теперь давайте сами сделаем рыбок. Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки - основа, вырезанная из картона.

На спинке иголки, длинные колкие,

А свернется в клубок - ни головы ни ног.

Это ежик. Покажите где у него глазки, носик, ушки?

Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Форма ежика – дети добавляют иголки - прищепки, заданного цвета.

3. Дидактическая игра «Кто что ест?».

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

3. Практическая часть.

И так уважаемые участники мастер-класса! Вам выпала большая честь принять участие в конкурсе «Умелые ручки» и поиграть в игру  « Кто вылупился из яйца?».  Для этого мы делимся на две группы.

Задание первой группе: Вам нужно сделать дидактическую игру по сенсорному развитию из предложенного вам материала, который находится у вас на столах. Я вам предложу несколько вариантов в изготовления игры ,  а вам нужно придумать названия своей игре  и озвучить цели игры.  Если вы изготовите не одну, а несколько игр, то это будет только приветствоваться, но не забывайте про названия и цели игры.

Задание второй группе: путем стирания очистить картинку, угадать,  кто вылупился из яйца, определить цели и задачи к этой игре.                          Выполнение задания, обсуждение.

Заключительный этап. На этом этапе педагог-мастер выясняет, насколько мастер-класс был полезным для слушателей.

 Тест: «Ромашка»

Цель: оценка  мастерства педагога в проведении мастер-класса.

Задание: заполнение теста.

- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и оценить мой мастер-класс.  Для этого я предлагаю   вам заполнить  тест «Ромашка».  Перед вами ромашка, вам необходимо поставить оценку от 1 до 10 баллов..

Педагог-мастер раздает слушателям листы бумаги с изображением ромашки, где уже вписаны утверждения. Педагоги оценивают мастер-класс по 10-балльной шкале, где 10 – это максимальный положительный балл, 1 – минимальный отрицательный балл.

По баллам, которые поставили слушатели на ромашках, педагог-мастер оценивает свое мастерство в проведении мастер-класса.

- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Как играть в развивающие игры дома» и для родителей «Советы родителям по выбору игрушек для детей».

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с участием родителей "Дидактические игры своими руками"

Жизнь ребенка неразрывно связана с игрой. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается со сверстниками, подражает взрослым. Игра – это отражение жизни. Здесь всё “как будто", “понарошку”, но в ...

Мастер - класс "Развивающие игры своими руками", презентация

- Поговорим?- О чём?- О том, что хорошо.- И хорошо не очень.- Чего-то знаешь ты.- А что-то мне известно.- Поговорим?Поговорим. Вдруг будет интересно&helli...

Мастер-класс для родителей "Создание дидактической игры своими руками"

Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение. Через игры ребёнок с инт...

Методическая разработка Презентация "Мастер-класс "Атрибуты к сюжетно-ролевым играм своими руками"

В последнее время всё больше ценятся атрибуты, изготовленные своими руками. В презентации представлены материалы и схемы изготовления нескольких атрибутов для сюжетно- ролевых игр....