Статья "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА"
статья (младшая группа)

Статья "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubkova_tatyana_vladimirovna_statya_dlya_aneksa.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Зубкова Татьяна Владимировна,

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №65

комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга,

воспитатель

Ребенок адаптируется к новым социальным отношениям, а также развивает способности к установлению и обогащению межличностных отношений.

Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптивных механизмов часто приводит к трудностям адаптации при изменении окружающей среды.

Происходит ухудшение эмоционального состояния, расстройства аппетита и отклонения в поведении: упрямство, капризы, неприятие общения с учителем и детьми и задержки двигательных функций.

Расстройства эмоционального состояния, а значит, и неадекватные поведенческие реакции являются следствием психического стресса у детей и повышения уровня тревожности.

Высокий уровень тревожности как приобретенное свойство индивида подразумевает такие вещи, как высокая чувствительность к эмоциональным ситуациям, бессознательная неуверенность в своих силах, стремление сохранить привычную позицию, удовлетворяющую отношение человека к себе, возникновение острых эмоциональных реакций. когда знакомая позиция находится под угрозой изменения.

В раннем возрасте у ребенка появляется ряд специфических возрастных особенностей. Для этого периода характерна повышенная чувствительность к разлуке с матерью и боязнь новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это связано с тем, что в корне меняется не только привычный с рождения режим дня, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество посторонних людей. Адаптация организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, нарушением сна, аппетита.

Одна из задач, стоящих перед воспитателем  - снизить уровень тревожности детей в период адаптации и создать для них позитивные условия на время пребывания в детском саду.

В России эта проблема усугубляется количеством детей (15-20) в группе сверстников под руководством одного воспитателя, что препятствует сближению с отдельным ребенком.

Поначалу действительно, адаптация к детскому саду - это большой стресс для малыша, нервы у него напряжены и им нужна разрядка.

К тому же в окружении посторонних малыш часто пытается сдерживать отрицательные эмоции, чтобы они выплеснулись только вечером на головы родителей.  

Адаптация ребенка к новым жизненным обстоятельствам - сложный процесс как для детей, так и для взрослых. Ребенок пока не умеет выражать свои чувства словами, поэтому появляются существенные изменения в его поведении. Но если относиться к малышу бережно и без раздражения, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для  ребенка и взрослого.

Необходимо помнить, что изменения в жизни ребенка - это еще и проверка родительской компетентности, показатель того, насколько родители готовы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Согласно практическому пособию «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», автор Белкина Л.В: в ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.

Острая фаза или период дезадаптации. Он сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длиться в среднем 1 месяц).

 Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного развития (длится три - пять месяцев).

 Фаза компенсации   характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойно.

Мягкая фаза

Ребенку, переживающему легкую фазу, потребуется в среднем 2-4 недели, чтобы адаптироваться. Мягкая фаза адаптации будет иметь следующие характеристики:

Сон: ребенок спокойно спит , иногда может просыпаться, но легко засыпает снова.

Аппетит: хороший, придирчивость при выборе пищи может присутствовать.

Эмоциональное состояние: спокойное и без серьезных изменений.

Поведение: без слез и истерик они отпускают маму и играют с детьми в своей группе.  

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками: ребенок вступает в контакт с воспитателями и сверстниками, может обратиться к воспитателю за помощью, активно участвует в играх со сверстниками.

Средняя фаза.

Средняя фаза адаптации длится более месяца. Ребенок часто болеет, и его адаптация к детскому саду более сложна из-за длительных пауз.

Можно сказать, что адаптация имеет среднюю интенсивность при выполнении следующих критериев:

Сон: ребенок не спит во время дневного сна; если ему удается заснуть, его сон не является спокойным и часто прерывается.

Аппетит: может воздерживаться от употребления большей части предлагаемой пищи и не ест часто.

Эмоциональное состояние: часто плачет и часто грустит, часто происходят перепады настроения. Они могут отвлечься игрой, но не надолго.

Поведение: им трудно расстаться с матерью, они долго стоят и смотрят в окно самостоятельно, после ее ухода.

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками: ребенок не проявляет интереса к общению и постоянно спрашивает учителя, скоро ли вернется мама.

Даже при умеренном уровне адаптации ребенок может сначала испытывать проблемы со сном и аппетитом.

Тяжелая фаза.

Тяжелый процесс адаптации знаком детям, испытывающим проблемы со здоровьем.

Следующие факторы могут свидетельствовать о том, что ребенку трудно привыкнуть к детскому саду:

Сон: ребенок не спит во время дневного сна. Ночью их сон нерегулярен, беспокоен и часто наполнен ночными страхами.

Аппетит: низкий, может воздерживаться от еды.

Эмоциональное состояние: подавленный, ребенок становится антисоциальным или агрессивным.

Поведение: плачет после ухода матери, кричит, не хочет ни с кем общаться, может долго сидеть в раздевалке.

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками: ни с кем не вступает в контакт, проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым.

Считается, что адаптационный период подошел к концу, когда все эти аспекты были стабилизированы.

 Эффективный способ снять стресс у детей - это игра, во время которой дети могут наладить отношения друг с другом и получить опыт общения. Но в дошкольном возрасте дети испытывают трудности в организации игр. Организаторами игр обычно становятся активные дети, обладающие игровыми навыками, а пассивные, замкнутые дети остаются в стороне и смотрят только игры своих сверстников.

Поэтому на данном этапе требуется помощь взрослого, чтобы вовлечь детей в совместные игры. В спонтанных детских играх учитель должен вмешиваться только в решающие моменты. Поэтому педагог должен организовывать такие совместные игры, в которых учитель сможет управлять процессом игры и регулировать деятельность ее участников.

Организация игровой деятельности в адаптационный период направлена ​​на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок». Основная цель игр в период адаптации - формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, обществу в целом.

У детей двух-трех лет еще нет потребности в общении со сверстниками. Они могут смотреть друг на друга, прыгать и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общению, и основы такого общения закладываются именно в период адаптации.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослый должен проявлять сочувствие и доброжелательность, уметь оказывать эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку и стимулировать   воображение и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и для создания позитивной атмосферы сотрудничества со взрослым.

   Поскольку в период адаптации происходит перестройка деятельности практически всех органов и систем, направленная на выработку новых условных рефлексов, то и отслеживать характер адаптации можно по тем негативным, сточки зрения взрослого, изменениям, которые возникли у ребёнка в этот период, и но тому времени, в течение которого они у него наблюдаются.

Зная, как в норме меняется поведение ребёнка, мы можем отобрать показатели, по которым и будем оценивать продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса. Это сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватность поведения, характер общения со сверстниками и взрослыми и заболевания ребёнка.

Продолжительность и степень выраженности указанных отклонении зависит от возраста и пола ребёнка, его психофизического состояния и личностных особенностей. Большое влияние оказывает и организация процесса жизнедеятельности в группе детского сада и во всём дошкольном учреждении в целом.

Литература

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель». 2006. – 240 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...