«Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
проект по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический конспект мастер-класс
«Народная игрушка»
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
ТЕМА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Творческое название: «Народная игрушка»
Участники проекта: Дети, воспитатель, родители .
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-практический
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА:
- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе.
- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств.
ГИПОТЕЗА
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.
- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д.
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.
ПРОБЛЕМА: как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами.
ЗАДАЧИ
Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивать творческие способности детей.
Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Приобщать родителей к совместной деятельности.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап (сентябрь)
Основной этап (октябрь – апрель)
Заключительный (май)
Подготовительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Анкетирование родителей | сентябрь |
2. | Диагностика детей | сентябрь |
3. | «Круглый стол» с родителями и детьми | сентябрь |
4. | Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам | сентябрь |
5. | Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала. | Сентябрь |
6. | Составление перспективного плана, создание развивающей среды. | Сентябрь |
Основной этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) | октябрь |
2. | Экскурсия в парк с целью наблюдения за растениями | Октябрь, январь, апрель |
3. | Экскурсия в краеведческий музей города | Ноябрь, февраль |
4. | Выставка «Народные игрушки своими руками» | декабрь |
5. | Заучивание стихов, загадок о народных промыслах | Октябрь- апрель |
6. | Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей | март |
7. | Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки» | март |
Заключительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Диагностика детей, анализ результативности | май |
2. | Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки» | май |
РЕЗУЛЬТАТ:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...
Значение декоративно-прикладного искусства для нравственно-патриотического воспитания детей
Презентация рассказывает о развитии нравственно-патриотического воспитания детей с помощью ДПИ...
Конспект квест-игры для педагогов "Декоративно-прикладное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания"
Внедрение в практику работы с детьми новой формы досуга: квест-игры....
«Декоративно-прикладное искусство в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. - Ознакомление с произв...
Проект " Значение декоративно- прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Проект по краеведению...
Проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Проект в старшей группе.Тема проекта: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».Состав участников: воспитатели, дети, родители.Возраст: 5-6...
Проект. ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Проект в старшей группе.Тема проекта: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».Состав участников: воспитатели, дети, родители.Возраст: 5-6...