Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Минаева Анастасия Леонидовна

Цели, задачи, методы, формы патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat.patriot_vosp._sr.gr_.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание определяет как целенаправленный процесс педагогического воздействия, в ходе которого осуществляется обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству.

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста осуществляется с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Задача формирования патриотических чувств может решаться через различные виды воспитательной работы, в процессе которой целесообразно:

1. Проводить национальные праздники;

2.  Отмечать памятные даты исторического значения;

3. Организовывать выставки по национальной культуре, спортивные соревнования по национальным видам спорта, играм;

4. Проводить фольклорные концерты с исполнение национальных песен и танцев;

5.  Организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;

6. Посещать местные музеи, парки;

7. Организовывать экскурсии к местам боевой славы;

8. Проводить чтение региональной литературы;

9. Принимать участие в городских выставках, конкурсах, ярмарках;

10. Проводить конкурсы фотогазет «Мои родители», «Мой дед – фронтовик», «Семейная история» и др.;

Краеведческая деятельность обладают высоким педагогическим потенциалом и может служить эффективным средством патриотического воспитания дошкольников. Цель краеведческой деятельности заключается  в воспитании нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

При использовании средств краеведческой деятельности в патриотическом воспитании детей необходимо отобрать из большого количества материала те, которые ему доступны: познакомить с местной природой, животными, встречающимися в данной местности, рассказать об истории города, села или улицы, продемонстрировать произведения местных мастеров, показать достопримечательности и т.д.

Для занятий в средней группе мы подобрали дидактический материал: книжки-раскраски «Моя улица», «Мой дом», фотографии, макеты «Город», «План детского сада», музейные экспонаты, игрушки, костюмы, образцы народной игрушки, предметы быта русской старины, детские творческие работы, глобус, карта города.

Был оформлен игровой материал, картотека подвижных игр, сюжетно-ролевые игры («Я иду в музей»), дидактические игры «На улицах города», «Памятные места»).

Работая в центрах, дошкольники применяли на практике знания, которые они получили в образовательной деятельности, при посещении музеев, во время экскурсий, в беседах с жителями их родного города. Цель создания центров краеведческой деятельности и мини-музеев – всестороннее изучение родного города.

Были использованы следующие формы работы:

- комплексные занятия по знакомству с родным городом;

- экскурсии по городу,

- конкурсы-викторины и др.

Коллективные формы организации детей использовали во время экскурсий, НОД («Моё имя, его значение», «В этом доме я живу», «Как жили наши предки»). В ходе непосредственной образовательной деятельности дети «проживали» определённую тематическую, историческую ситуацию или целый исторический период.

Мы проводили экскурсии в музей, в сквер, парк в разное время года.

При проведении ролевых игр дети брали на себя роли экскурсоводов по музею города Костромы, членов семьи, участвовали в играх-драматизациях, театрализованных постановках, игра-путешествиях, в подвижных старинных детских играх.

Групповые и индивидуальные формы работы мы использовали в рамках совместной деятельности. Были проведены занятия по рисованию («Мой город»), лепка («Памятники нашего города», рассматривание иллюстраций, репродукций, чтения книг и слушания музыки.

При реализации   программы мы использовали показ диафильмов, видеофильмов «Моя Родина», «Православные памятники земли русской», прослушивание музыкальных произведений, показ познавательных фильмов о природе родного края, традициях народа.

 В нашей практике мы используем следующие формы работы, направленные на формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

- использование средств музейной педагогики, создание мини-музеев.

Нами были разработаны игры, которые мы использовали при работе в музее: лото, настольные игры, дидактические игры «Памятники», «Найди 5 отличий», «Разрезные картинки» и др.

Нашей целью было вызвать интерес у детей к искусству родного города, научить понимать и оценивать красоту национальных предметов, разнообразие их формы, красочность орнаментального оформления. Были показаны иллюстрации, на которых изображены деревянные изделия, дома.

Мы делали с детьми аппликацию «Узоры на концах полотенца», «Городецкая роспись».

Знакомясь с национальными изделиями, дети начинали переживать красоту национальной культуры, происходило  развитие коммуникативности – умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Мы стремились формировать у детей устойчивый интерес к песенному и народному творчеству, учили их исполнять на детских музыкальных инструментах несложные мелодии.

Так на музыкальных занятиях происходило не только разучивание песен, но исполнение хороводов, плясовых, использование традиционных народных инструментов. В процесс наших занятий мы прослушивали и разучивали  с детьми песни.

Для прослушивания народных песен мы специально подбирали репертуар так, чтобы дети могли познакомиться с песнями  о нашем городе.

После прослушивания народной музыки, мы разговаривали о ее характере, предлагали детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.

Дети слушали музыку, на утренниках сами исполняли  песни, танцы.

В музыкально-ритмических играх развивали танцевально-игровое творчество детей. В играх создавали условия для свободного самовыражения детей, поощряли музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивали творческие способности.

Мы проводили с детьми беседы на темы: «Наш город», «Древняя Россия», осуществляли ознакомление с художественной литературой, пословицами и поговорками о родном крае, рассказывали детям об истории возникновения города, знакомили с его символикой. Дети принимали участие в выставках рисунков на тему: «Любимый город», разучивали танец и другие танцевальных композиций, в которых дети с воодушевлением раскрыли игривость, весёлость характера народного фольклора, обыгрывая содержание песен через движение.

Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

Проведенная работа показала, что средства краеведческой деятельности при условии правильной организации являются эффективным способом развития нравственных качеств и патриотических чувств, приобщения дошкольников к народной культуре, развития их активности, любознательности, расширения кругозора.

Список литературы

  1. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А. В. Орловой / Владимирс. област. инст. усов.учит. – Владимир. -2011. - 184 с.
  2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. -  М.: Линнка-Пресс, 2008.– 123 с.
  3. Савченко В. И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: "Мы помним!"

Предлагаю вашему вниманию проект по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященному Длю Победы.  Каждый год мы празднуем День Победы и нам необходим материал для ознакомления детей с этой да...

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

  Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно - образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, сем...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. «Мир, в котором Я живу».

В данном документы отражены - Актуальность темы, проблема, цели, задачи, направления работы, формы работы....

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"

В материале представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей средней группы. Включены словесные игры, перечислены мероприятия по данному направлению, проводимые с детьми....

Презентация "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через любовь к родному краю"

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественн...