Воспитание самостоятельности в познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
статья

Детский сад 127 Магнитогорска

Доклад на тему: «Воспитание самостоятельности в познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Автор: Епанешникова Татьяна Павловна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №127»

Доклад на тему:

 «Воспитание самостоятельности

 в познавательной деятельности

у детей дошкольного возраста»

Выполнила: Епанешникова Т.П.

Магнитогорск, 2021 год

«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он

сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его

рассуждение оказалось действительно верным, точно так

же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он

сделал сам и достиг без указания других»

П.Ф.Лесгафт

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний, умений. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности.

Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:

— цель (получить знание, добыть информацию, научиться чему-то);

— мотив (определяется конкретной ситуацией, например, для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т. д.);

— способы (познавательные умения, способы действий);

— условия (предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели);

— результат — новое знание, умение (комплекс знаний, умений).

Самостоятельная познавательная деятельность детей – это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия взрослого, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет учитывать познавательные интересы детей, включать дошкольников в различные виды деятельности:

-решение проблемно-поисковых ситуаций;

-экспериментирование;

-сюжетно-ролевые игры;

-конструирование;

-творческие задания (лепка, аппликация, рисование, театр) .

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного.

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.

Предлагаем 10 правил воспитания самостоятельности у дошкольников.

Не показывайте, а говорите

С момента, когда ребёнок начинает понимать взрослую речь, у него формируется наглядно-действенное мышление по типу «Вижу-делаю». Малыш полностью копирует поведение и действия взрослых. Однако именно в этот период он уже способен выполнить простые поручения: «Принеси мяч», «Выбери, квадратик». С удовольствием выполняя их, ребёнок проявляет первое стремление к самостоятельности. Общаясь с ребёнком на протяжении всего дошкольного периода, старайтесь меньше показывать способы действия, а больше давать словесные указания. Так вы постепенно формируете наглядно-образное, а позднее и словесно-логическое мышление, являющиеся неотъемлемой частью развития самостоятельности у дошкольника.

Формируйте самоконтроль и взаимоконтроль

Учите ребёнка контролировать свои действия. Любое самостоятельное действие не может быть выполнено без самоконтроля. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах её выполнения. Предлагайте ребёнку в самостоятельной деятельности или в процессе организованного занятия самому отсчитывать определённое количество предметов, следить за качеством выполнения задания, доводить начатое до конца. Процесс взаимоконтроля у дошкольников проходит значительно легче, ведь ребёнку проще оценить правильность выполнения задания младшим братом или сверстником, чем самим собой. Однако именно на этом этапе формируется умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Такие способности являются важным критерием развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Учите анализировать

Умение анализировать свои действия, делать выводы – способность, характерная для воспитанников старшего дошкольного возраста. Ребёнок с радостью принимает похвалу за правильно выполненное задание и в большинстве случаев отрицает критику со стороны взрослого или сверстника. Несмотря на это, необходимо давать адекватную оценку действиям старшего дошкольника и способствовать формированию у него умения самому правильно себя оценивать. Для этого в заключительной части образовательной деятельности можно предложить детям рассказать о том, что у них получилось на занятии, а над чем надо поработать. Подсказывайте каждому ребёнку способы достижения желаемого результата. Впоследствии дети сами будут способны на такой анализ.

Обогащайте жизненный опыт

Детям до двух лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды и берутся за такие действия только для того, чтобы порадовать маму новыми успехами. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Чем богаче и разнообразнее уровень знаний дошкольника, тем легче ему принять правильное решение в той или иной ситуации, тем проще разобраться в «можно» и «нельзя». Отвечайте на бесконечные вопросы ребёнка, организуйте прогулки за пределы детской площадки, берите его в путешествие, читайте и рассматривайте иллюстрации, обсуждайте поступки мультипликационных героев, то есть делайте всё возможное для обогащения жизненного опыта дошкольника.

Поощряйте инициативу

Среди взрослых известно выражение: «Инициатива наказуема». К сожалению, и среди детей она в большинстве случаев не приветствуется. Зачастую инициатива, проявленная дошкольником, заканчивается изрисованными обоями, разбитой посудой или перепачканной одеждой. Это так раздражает взрослых! Наберитесь терпения, спокойным тоном расскажите, что ребенок сделал неправильно, как надо было поступить, чтобы избежать таких последствий. Ведь подавляя инициативу, вы можете подавить её навсегда, и уже в школьном возрасте подростка трудно будет допроситься открыть энциклопедию, подготовить творческое выступление, приготовить завтрак или помочь младшей сестрёнке изготовить поделку для школьной выставки.

Развивайте творчество и фантазию

Известно, что формируя творческие умения и фантазию ребёнка, мы развиваем у него умение предвидеть результат своей деятельности, предполагать все возможные варианты развития событий. Такая способность особенно необходима, когда мы поручаем дошкольнику ответственное задание или когда он остаётся дома один. Для этого создавайте проблемные ситуации, предлагайте детям решать их. Особенно актуальна так называемая кейс-технология, которая предполагает проблему и различные способы её решения. При этом выбор остаётся за ребёнком. Особое значение в формировании творческих способностей уделяется изобразительной деятельности, музицированию, ТРИЗ. Предлагайте дошкольникам дорисовать фигуру, придумать мелодию или новое окончание знакомой сказки, исполнить танец или составить рассказ по картинке.

Давайте право выбора

Ежедневно мы, взрослые, делаем выбор за ребёнка, когда предлагаем то или иное платье на утренник в детский сад, выбирая блюдо на завтрак, покупая продукты или организуя прогулку. Однако для воспитания самостоятельности у дошкольника полезно предоставлять право выбора самому ребёнку. Предложите дочке выбрать самой настольную игру, спросите у сына, что он хочет собрать из мозаики, чем он хотел бы заняться на прогулке. Покажите, что для вас важно, чтобы выбрал именно ребёнок, что вы уважаете его мнение. Таким образом, вы формируете у дошкольника умение делать выбор в пользу верного решения проблемы в любой сложившейся ситуации.

Повышайте самооценку и уверенность в себе

Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь то общение со сверстниками и взрослыми, игра или самообслуживание. Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Такая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка начинается становиться более гармоничной. Дети воспринимают себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих. Важно формировать адекватную самооценку у дошкольника, ведь заниженная самооценка не позволит ребёнку достичь желаемого результата, а слишком завышенная – в случае неудачи или проигрыша может привести к эмоциональному срыву малыша.

Доверяйте

В любом случае доверяйте маленькому ребёнку, даже если чувствуете ложь. Нередко взрослые сами провоцируют ребенка на ложь. Дети нуждаются в нашей поддержке и сотрудничестве с нами, им важно чувствовать себя защищенными, знать, что у них есть тыл. Те, кто не обманывает родителей, ощущают такую связь со взрослыми. Напротив, те, кто врет систематически, нередко делают это потому, что атмосфера в семье построена на искаженных и даже манипуляторских отношениях, в ней нет атмосферы доверия. Доверие – это фундамент, на котором строятся отношения. «Помните о презумпции невиновности, – говорит Анатолий Северный. – Ребенок имеет право на уважение, и априори подвергать его слова сомнению нельзя». Только доверие и уважительное отношение способно научить ребёнка с уверенностью делать выбор, высказывать своё мнение, принимать решение (даже если оно не совсем верное), поступать так или иначе в различных жизненных ситуациях.

Создавайте условия

Формирование самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. А для этого необходимо создать условия развивающего обучения. Окружите дошкольника игрушками, играми, предметами, книгами. Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда на занятиях и в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры.

Хотим обратить ваше внимание на ряд дидактических пособий нового поколения.

Логический экран - простая оригинальная конструкция, которая позволяет ребенку освоить различные темы самостоятельно. Экран представляет собой папку, одна сторона которой картонная, а вторая прозрачная. На прозрачный лист наклеено 9 липучек. Во время занятий ребенок вкладывает лист с заданием в папку. На листе размещено 4 или 9 рисунков. Взрослый читает вопрос. Ребенок выбирает правильные ответы и отмечает их, прикрепляя фишки к липучкам, расположенным над выбранными рисунками. Затем, на снимая фишек, вынимает лист из папки, переворачивает и вновь вкладывает в экран. На обратной стороне приводятся правильные ответы, по расположению фишек дошкольник узнает, где он ответил правильно, а где ошибся.

С помощью такого логического экрана можно заниматься и дома, и в группе. Дети могут одновременно выполнять задания, каждый в своей папке и быстро проверять правильность ответов.

В состав данного набора входит 4 пособия с заданиями:

- «Знакомые незнакомцы» (20 заданий) знакомит детей с разнообразием животного мира, поможет узнавать животных по их неповторимому облику и продолжит экологические игры с помощью сказки «Об умном мышонке».

- «Живая природа» (20 заданий) знакомит детей с миром зверей и птиц.

- «Четыре стихии» (20 заданий) познакомит детей с агрегатными состояниями воды, землёй и воздухом, особенностями использования их человеком, ролью огня в жизни человека.

- «Истоки русской культуры»(14 заданий) знакомит детей с традициями русской культуры, с мастерами и созданными ими предметами искусства.

Кроме того, можно самостоятельно создавать задания, для занятий с логическим экраном.

Одним из современных средств развития самостоятельности в позновательской деятельности является учебно-дидактическое пособие «Логико-Малыш» издательства «Зимородок», город Москва.

Пособие «Логико-Малыш» активизирует весь повседневный практический опыт ребенка, систематизирует, расширяет и углубляет приобретенные им знания, позволяет устанавливать причинно-следственные связи.

Что представляет из себя «Логико-малыш»? Это пластмассовый планшет размером 23*28 см с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями, которые приобретаются дополнительно. В каждом комплекте содержится 8 двухсторонних карточек, а также методические указания для родителей и педагогов.

Комплекты карточек к "Логико-малышу" выпускаются по разным направлениям развития и для разных возрастных групп. Карточки по конкретному направлению развития сохраняют последовательность и преемственность в изложении материала как в отдельном комплекте, так и между различными комплектами карточек для разных возрастных групп, что обуславливает их оптимальное применение в учебном процессе детского сада, лицея или в семье. Каждый комплект карточек содержит 8 цветных иллюстрированных карточек по конкретной теме, находящихся в отдельной папке. В каждой карточке содержатся 6 вопросов.

Как работать с планшетом «Логика-малыш»? Расположите фишки на планшете в нижнем (исходном) положении. Выберите карточку из комплекта и вставьте ее в планшет вопросной стороной к себе.

Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками или стрелками в цвет фишек на планшете) и 6 изображений (цифр, схем) в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.

Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом вертикальном ряду карточки. Таким образом выполните все последующие задания.

Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпадать.

В случае ошибки верните фишку с неправильным ответом в исходное положение. Переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.

Обязательно используйте дополнительные вопросы карточки.

Предлагаем активно использовать в развитии самостоятельности у дошкольников учебно-игровое пособие «Математический планшет» или геоборд.

В 50-е годы XX века египетский математик Калеб Гаттерно впервые упоминает о геоборде (математическом планшете). По мнению Гаттерно, геоборд позволяет ребенку освоить такие базовые концепции планиметрии, как периметр и площадь; развивать индуктивное и дедуктивное мышление; познакомиться с симметрией, трансформацией размера и формы.

Геоборд или математический планшет представляет собой доску с 25 штырьками, набор цветных резиночек, набор цветных фигур, а также учебно-игровое пособие.

На обратной стороне математического планшета можно увидеть 17 штырьков, расположенных по кругу и образующих циферблат. С помощью циферблата ребята смогут познакомиться с часами, а также освоить деление целого на части.

Специально к математическому планшету компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей, которые позволят ребенку осваивать планшет самостоятельно.

Воспитанию самостоятельности значительно способствуют и такие современные логико-математические игры как «Логические блоки Дьенеша, «Цветные счетные палочки Кюизенера», развивающие игры Воскобовича. Все они расширяют возможности педагогического воздействия, делают процесс воспитания интересным, увлекательным, помогают вырастить активного, самостоятельного ребенка-мыслителя, способного решать разнообразные нестандартные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей     Организация художественно-эстетической развивающей среды в разных возрастных группахФормы самостоятельной изо...

" Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста"

Эта презентация ориентирована на педагогов дошкольных учреждений всех возрастных групп. Материал, изложенный в презентации, в доступной форме раскрывает теоритические и практические аспекты понятия са...

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмо...

Воспитание патриотизма в рамках познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В рамках образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Родничок» пгт Юрья, а также районной программы «Отечество – Земля Юрьянская» на 2011-2015 гг. в детском саду организован...