Консультация «Использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи»
консультация
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsi_1.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи»
Подготовила: воспитатель
Бражник А.А
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений:
- Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым или незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
- Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
- Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
- Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
- Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.
Приведем примеры ситуаций для средней группы:
1. Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».
Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»
2. а) Воспитатель говорит: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать».
б) «Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».
Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.
В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера, поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.
Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).
Речевая ситуация
(подготовительная группа)
Тема: «Добро пожаловать»
Цель: познакомить детей с вежливым приглашением, учить детей принимать гостей, усвоить правила речевого поведения в данной ситуации, воспитывать у детей чувство такта, вежливость.
Ход:
- Вы любите ходить в гости? Кто вас к себе приглашает? Какие слова обычно при этом говорят? А вот как Братец Кролик Приглашал в гости Братца Лиса(героя сказки Дж.Харриса):
- Я видел вчера Братца Медведя,- сказал Лис. - Он такую мне трепку задал за то, что мы с тобой не ладим, «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.
Тут Кролик поскреб лапкой за ухом – вроде как от радости,- встал и говорит:
- Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да женушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.
- Я с удовольствием, - сказал лис.
- Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.
- Как вы думаете, приятно ли получить такое приглашение? Будут ли рады хозяева, если к ним в гости придет Братец Лис? Почему? Объясните. С каких слов чаще всего начинается приглашение? Выберите:
- Приходи ко мне завтра…
- Приходите, пожалуйста, ко мне в гости…
- Я приглашаю вас к себе на чашку чая…
- Когда мы приглашаем кого-либо, мы часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Например, в гости, на чашку чая, послушать новые записи, поиграть в шахматы, на день рождения.
Вспомните, как Муха-Цокотуха приглашала к себе гостей. Рада ли она им? Чем Муха-Цокотуха угощала своих гостей? С какими добрыми словами она обращалась к ним? (Дети вспоминают отрывки из произведения).
- Представьте себе, что у вас завтра – день рождения. Пригласите ли вы кого-нибудь из ребят к себе в гости? Покажите, как. (Варианты детей.)
- Друг принял твое приглашение и пришел поиграть в новую игру. А тебе самому в этот момент очень хочется поиграть. Что ты скажешь другу?
Как поступишь: предложишь ему поиграть первому или сам будешь играть, а друг будет только смотреть? Как объяснишь ему свое поведение? (Варианты детей. Обсуждение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных технологий в обучении детей связной речи»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...
Методы и приемы обучения детей диалогической речи.
Цель: научить дошкольников пользоваться диалогом, как формой общения....
Консультация для воспитателей ДОУ "Использование дидактических игр в обучении детей связной речи"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Беседа, как метод обучения детей диалогической речи.
Беседа, как метод обучения детей диалогической речи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Методы обучения связной диалогической речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙМетоды обучения связной диалогической речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений....
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"
Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....
Примеры коммуникативно-речевых ситуаций направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Высокое владение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможность получать необходимую ему информацию и передават...