Консультация «Использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи»
консультация
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsi_1.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи»
Подготовила: воспитатель
Бражник А.А
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений:
- Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым или незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
- Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
- Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
- Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
- Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.
Приведем примеры ситуаций для средней группы:
1. Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».
Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»
2. а) Воспитатель говорит: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать».
б) «Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».
Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.
В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера, поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.
Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).
Речевая ситуация
(подготовительная группа)
Тема: «Добро пожаловать»
Цель: познакомить детей с вежливым приглашением, учить детей принимать гостей, усвоить правила речевого поведения в данной ситуации, воспитывать у детей чувство такта, вежливость.
Ход:
- Вы любите ходить в гости? Кто вас к себе приглашает? Какие слова обычно при этом говорят? А вот как Братец Кролик Приглашал в гости Братца Лиса(героя сказки Дж.Харриса):
- Я видел вчера Братца Медведя,- сказал Лис. - Он такую мне трепку задал за то, что мы с тобой не ладим, «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.
Тут Кролик поскреб лапкой за ухом – вроде как от радости,- встал и говорит:
- Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да женушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.
- Я с удовольствием, - сказал лис.
- Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.
- Как вы думаете, приятно ли получить такое приглашение? Будут ли рады хозяева, если к ним в гости придет Братец Лис? Почему? Объясните. С каких слов чаще всего начинается приглашение? Выберите:
- Приходи ко мне завтра…
- Приходите, пожалуйста, ко мне в гости…
- Я приглашаю вас к себе на чашку чая…
- Когда мы приглашаем кого-либо, мы часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Например, в гости, на чашку чая, послушать новые записи, поиграть в шахматы, на день рождения.
Вспомните, как Муха-Цокотуха приглашала к себе гостей. Рада ли она им? Чем Муха-Цокотуха угощала своих гостей? С какими добрыми словами она обращалась к ним? (Дети вспоминают отрывки из произведения).
- Представьте себе, что у вас завтра – день рождения. Пригласите ли вы кого-нибудь из ребят к себе в гости? Покажите, как. (Варианты детей.)
- Друг принял твое приглашение и пришел поиграть в новую игру. А тебе самому в этот момент очень хочется поиграть. Что ты скажешь другу?
Как поступишь: предложишь ему поиграть первому или сам будешь играть, а друг будет только смотреть? Как объяснишь ему свое поведение? (Варианты детей. Обсуждение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных технологий в обучении детей связной речи»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...
Методы и приемы обучения детей диалогической речи.
Цель: научить дошкольников пользоваться диалогом, как формой общения....
Консультация для воспитателей ДОУ "Использование дидактических игр в обучении детей связной речи"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Беседа, как метод обучения детей диалогической речи.
Беседа, как метод обучения детей диалогической речи....
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"
Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....
Примеры коммуникативно-речевых ситуаций направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Высокое владение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможность получать необходимую ему информацию и передават...
Опыт работы "Использование проблемных ситуаций в обучении детей ПДД"
quot;Использование проблемных ситуаций в обучении детей ПДД" (из опыта работы воспитателя старшей группы)...