Теоретические основы комплексно-тематического планирования тематических недель и дней в образовательном процессе
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_kompleksno-tematicheskogo_planirovaniya.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы комплексно-тематического планирования тематических недель и дней в образовательном процессе
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическая неделя в детском саду становится основой планирования и организации работы в дошкольном учреждении.
Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.
Наш детский сад осуществляет систему планирования, в которой в качестве перспективного и календарного плана выступает комплексно-тематический план образовательного процесса, основанный на включение ребенка во все виды деятельности в соответствии с ФГОС: игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, конструирование, двигательная. В процессе составления комплексно-тематического плана участвуют все педагогические работники детского сада: воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог.
Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.
Основой для построения нашего тематического календаря является организация тем и событий в детской жизни, позволяющая чередовать лексические темы и темы, связанные с праздниками и событиями.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематические недели включаются в перспективный план образовательной работы группы на учебный год.
На планирование названий тематических недель оказывают влияние:
• образовательные задачи,
• временной отрезок года,
• возраст детей.
На каждую неделю из примерной основной общеобразовательной программы делается выборка цели, задач, форм совместной и самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с родителями. Итоговым мероприятием по каждой из тем может быть праздник, концерт, развлечение, выставка детских работ, совместный коллаж, театрализованное представление, презентация и др. Таким образом, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Комплексно-тематический подход помогает сместить акценты с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность вокруг единой темы.
Данный подход позволяет предотвратить переутомление детей, поскольку процесс обучения преобразован в интересную и увлекательную совместную деятельность по «проживанию» какой-либо темы. Проживание тематических событий способствует формированию у ребенка определенных личностных качеств, стимулирует его развитие.
Данный способ организации образовательного процесса требует от воспитателя определенного профессионализма, умений интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также способности педагогически обоснованно сочетать различные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
С позиции педагога, преимущества комплексно-тематической организации образовательной деятельности также очевидны:
- при разработке и реализации годового цикла тем достигается системность и последовательность в реализации программных задач по пяти образовательным областям;
- обеспечивается отсутствие перегруженности содержания в образовательной области, поскольку вся деятельность посвящена единой теме.
- достигается преемственность и единство образовательных целей на протяжении всего дошкольного возраста, поскольку каждая тема ежегодно рассматривается и повторяется с введением определенных усложнений.
Литература
1.Тематические дни и недели в детском саду
Автор: Алябьева Елена Алексеевна
Редактор: Шиловских И. С.
Издательство: Сфера, 2019 г.
Серия: Библиотека современного детского сада
2.Тематические дни в детском саду. Картотека воспитателя
Автор К.Ю. Белая Изд-во «Русское слово», 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА
В статье показана организация образовательного процесса в ходе тематической недели. Представлен алгоритм действия педагога и формы взаимодействия с детьми и семьями воспитанников....
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА
В статье показана организация образовательного процесса в ходе тематической недели. Представлен алгоритм действия педагога и формы взаимодействия с детьми и семьями воспитанников....
Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.
Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...
Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»
В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...
Комплексно-тематическое планирование (тематические недели)по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Комплексно-тематическое планирование (тематические недели)по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой....
«Теоретические основы технологии сотрудничества. Организация групповой и парной работы дошкольников образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для педагогов...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса
Введение и реализация ФГОС ДО вызвало необходимость пересмотра содержания и проектирование развивающей предметно-пространственной среды....