Ручной труд и конструирование в старшей группе
статья (старшая группа)
Содержание статьи:
1. Ручной труд в старшей группе: планирование работы
2. Организация ручного труда в старшей группе
3. Картотека задач: ручной труд в старшей группе ДОУ
4. Конструирование как форма ручного труда в старшей группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ручной труд и конструирование в старшей группе ДОУ | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Ручной труд в старшей группе
Дошкольники должны испытывать радость от совместной и самостоятельной трудовой деятельности, поскольку навык труда — основное условие воспитания у ребенка умения учиться. Ручной труд в старшей группе ДОУ — база для формирования:
- ответственного отношения к чужому труда;
- воспитания аккуратности, настойчивости и трудолюбия;
- желания трудиться и доводить начатое до конца;
- умения работать в коллективе, парах и самостоятельно.
Ручной труд в старшей группе: планирование работы
Воспитателю важно четко ставить цели и задачи трудового воспитания дошкольников, чтобы осознавать какими навыками должны овладеть дети. Поскольку воспитанники старшей группы должны были в полной мере овладеть базовыми умениями, педагогу нужно в меньшей мере показывать и объяснять, и в большей — контролировать качество выполнения и самостоятельность деятельности.
Обучение ручному труду в старшей группе, согласно картотеке с целями, должно проходить в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Объединяя дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игровые ситуации с конструированием, лепкой и аппликацией, педагоги повышают уровень заинтересованности детей, степень их ответственности за результаты труда, способствуют развитию коммуникативных навыков, объективности оценивания.
О степени сформированности каждого трудового навыка у воспитанников педагог может судить по самостоятельности деятельности и качеству действий. Поскольку в подготовительной группе дети должны выполнять трудовые задачи быстро, ловко, точно и аккуратно, воспитателю следует совершенствовать технику выполнения трудовых действий. Для этого необходимо систематическое участие детей в ручном труде: упражняясь делать работу правильно, дошкольники учатся выполнять ее быстро.
Умения и навыки, которыми овладевают дошкольники, обусловлены разновидностью трудовой деятельности, а выбор ручного труда — возрастными особенностями. Хозяйственно-бытовой ручной труд в старшей группе ДОУ незаменим для освоения базовых умений. Дети среднего дошкольного возраста помогают воспитателям вынести игрушки на улицу и вернуть их обратно в группу, принимают участие в уборке веранды и группового участка. По мере освоения базовых трудовых навыков они выполняют задачи более аккуратно, ловко и быстро, демонстрируют инициативность в выполнении различных трудовых процессов. Воспитателям важно живо интересоваться успехами детей, чтобы последние не теряли инициативность. С помощью педагогов они должны понимать, что сделано хорошо, а где были допущены ошибки. Эффективное планирование ручного труда в старшей группе опирается на апробированные приемы формирования трудовых навыков у детей. При отсутствии системы планирования, снижается организованность детей, падает результативность занятий.
Организация ручного труда в старшей группе
Важным этапом являются занятия ручным трудом в старшей группе, которые возможны только при наличии высокого уровня умений по использованию различных материалов (клей, картон, бумага, пластилин) и инструментов (ножниц, карандашей). В старшей группе дети к шести-семи годам должны:
- уметь сгибать, складывать и склеивать бумагу, резать ножницами в разных направлениях, чтобы в ходе занятий по конструированию и аппликации, успешно соотносить размеры элементов, вырезать детали, соединять их;
- использовать навыки скрепления деталей между собой с помощью клея, пластилина, лент;
- учиться ремонтировать учебники, игрушки, книги, атрибуты и предметы декора; пришивать пуговицы и петли к одежде;
- применять бросовый и природный материал, чтобы создавать из него поделки или игрушки;
- под руководством воспитателя делать заготовки для художественной деятельности, подготавливать счетный материал, экономно расходовать природный материал, раскладывать его по коробкам.
Занятия ручным трудом в старшей группе должны включать работу с природными материалами, тканью, бумагой, пуговицами и другими элементами, позволяющими совершенствовать ранее полученные навыки и успешно формировать новые умения. Воспитатель делает все для развития мелкой моторики детей, навыков конструирования в процессе работы с различными инструментами и материалами.
Сперва воспитанники используют готовые детали для своих поделок, но в дальнейшем они изготавливают заготовки самостоятельно:
- путем сгибания в технике оригами, надрезания и склеивания дети создают поделки для сюжетно-ролевых игр;
- используя клей, пластилин, природный материал, они делают персонажей сказок и игрушки для игр-драматизаций;
- нитки, солома, полосы бумаги и мягкая проволока используются для овладения техниками плетения;
- семена, бусины, ягоды помогают дошкольникам научиться нанизыванию.
Овладевая каждой новой техникой, старшие дошкольники приобретают желание выполнять практически значимые задачи, прикладывать усилия для достижения результата.
Обязательным этапом освоения ручного труда в детском саду является ремонт дидактических пособий и игрушек, к которому привлекают старших дошкольников.
Картотека задач: ручной труд в старшей группе ДОУ
Перспективный план годовой работы над трудовым воспитанием дошкольников воспитатель составляет помесячно. На каждом занятии дети должны знакомиться с природными и неприродными материалами, фантазируя на тему того, какие поделки можно сделать из них.
Занятия ручным трудом в старшей группе по ФГОС следует проводить дважды в месяц. Распределение задач по сезонам позволяет связать ручной труд с природными явлениями и календарными праздниками, сочетая в плане использование сезонных материалов и всесезонных работ (например, осенний природный материал и создание открыток из бумаги).
Осенью для работы стоит включить в план следующие виды ручного труда:
- задействовать скорлупу грецкого ореха и пластилин для создания черепахи, веточки, листья, шишки и пластилин — птиц;
- использовать природный материал (каштаны, желуди) для выполнения фигурок людей;
- опавшие ольховые сережки, листья, ветки, семена, лист бумаги и клей — создание панно на свободную тему;
- с помощью цветной бумаги, клея и ножниц — сделать гриб-мухомор, цыпленка или петушка, чтобы в дальнейшем использовать их в сюжетно-ролевой игре;
- из полосок картона или цветной бумаги создавать корзинку для фруктов.
Параллельно с этим дети должны учиться работать в парах и коллективно, обговаривать свои действия, распределять обязанности, учитывать мнение других. Воспитателю важно прививать навыки уважительного отношения к чужому труду, объективному оцениванию результатов трудовой деятельности.
Картотека ручного труда в старшей группе в зимние месяцы учитывает календарь праздников и задачи, поставленные перед педагогами планом воспитательной работы:
- дошкольники трудятся над созданием елочных украшений и гирлянд, используя ножницы, цветную бумагу, карандаши и кисти;
- учатся делать грузовик из спичечного коробка и катушек, дополнительно используют ножницы, карандаши и клей;
- занимаются починкой коробок и книг, используя клей, бумагу и картон;
- создают открытки к Дню Защитника Отечества без шаблона и образца (детали композиции самостоятельно приклеивают на бумагу).
Дети должны уметь работать с чертежом (шаблоном) и без него, анализировать результаты работы, использовать объемные и плоские детали, материалы различной сложности, расширять свои познания о свойствах материалов.
Весенняя пора в старшей группе — время творчества:
- из цветной бумаги и бросового материала дети создают поделки для мам;
- дошкольники учатся делать игольницу из поролона и ткани с помощью нитки с иголкой, ножниц и клея;
- делая детскую погремушку, воспитанники учатся нанизывать бусины на ленту или тонкую проволоку;
- реализуя дидактическую деятельность, работают в технике оригами, под руководством воспитателя складывают лист бумаги так, чтобы получились аквариумные рыбки;
- развивают знания в геометрии, используют лист бумаги для создания новых фигур.
Конструирование как форма ручного труда в старшей группе ДОУ
Конструирование как один из видов деятельности является по сути универсальным процессом, который способствует умственному развитию детей, благодаря задействованию сенсорных и зрительных анализаторов ребенка. Воспитанникам необходимо привести различные элементы, части и предметы в заданное положение в соответствии с их формой, размером, материалом и цветом. Происходит также и познавательная деятельность, ведь в процессе конструирования какого-либо предмета ребенок собирает модель из деталей, осуществляя анализ и синтез (как детали сочетаются между собой, почему та или иная деталь подходит в конкретное место). Также конструирование играет большую роль в эмоционально-личностном становлении детей: появляется возможность попробовать себя в роли деятеля, созидателя, который реализует свои замыслы.
Темы ручного труда в старшей группе детского сада неизменно касаются конструирования, как обязательного условия для гармоничного развития личности ребенка. С этой целью используются природные материалы, бумага, конструкторы и строительные наборы, а также дополнительные средства, например, катушки, пуговицы, бечевки, коробки и прочее.
Несмотря на то, что первые навыки конструирования дети могут получать в младшем дошкольном возрасте (от 2 лет) в рамках сюжетной игры, постепенно через ручной труд такого вида формируется навык аналитической деятельности, поскольку ребенок работает с образцом, создавая модели мебели, транспорта или строений согласно заданным условиям. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) воспитанники ДОУ могут выбирать в качестве образца одну модель из нескольких. В процессе конструирования дети учатся определять форму, различать свойства предметов и их внешние качества.
Задачи и цели этой разновидности ручного труда в старшей группе:
- Конструирование является одним из средств развития художественного воображения, необходимого для постижения целостной картины мира, воссоздания действительности и отражения своего отношения к ней.
- С помощью этой разновидности ручного труда дети воссоздают реальные продукты, основываясь на представлениях о ситуации, явлении, предмете.
- Осуществляя конструирование, дети учатся проявлять творческие умения. Осваивая схему выполнения какой-либо постройки или поделки, передавая в них общие и отличительные признаки, дети находят способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета на основе комбинирования уже известных ему способов действий.
В старшем дошкольном возрасте посредством конструирования дети активизируют свои творческие способности, развивают конструктивно-пластические умения, используемые для овладения другими видами деятельности.
Самым простым и доступным из всех легко обрабатываемых материалов является бумага. Для работы с ней не требуются специальное оборудование и дополнительные приспособления, достаточно минимального набора инструментов. Конструирование в старшем дошкольном возрасте способствует развитию художественного воображения (дети работают с бумагой, которая отличается по толщине, фактуре, текстуре, цвету). Бумага обладает широкими возможностями в плане придания ей разнообразных свойств – ее можно складывать, резать, рвать, мять, сгибать, что обеспечивает широкое поле для творчества ребенка и развития художественного воображения в процессе этого творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Комплексно – тематическое планирование по конструированию и ручному труду в подготовительной к школе группе.
Комплексно – тематическое планирование по конструированию и ручному труду в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по конструированию (ручной труд) в подготовительной к школе группе. Тема: «Волшебная иголочка»
Конспект занятия по конструированию (ручной труд) в подготовительной к школе группе.Тема: «Волшебная иголочка»...
Перспективное планирование старшая группа. Ручной труд и конструирование.
Перспективное планирование по конструированию и ручному труду в старшей группе на год....
Конспект интегрированной образовательной деятельности познавательное развитие (экология) и ручному труду «Красногрудые снегири» в старшей группе
Конспект интегрированной образовательной деятельности познавательное развитие (экология) и ручному труду «Красногрудые снегири» в старшей группе...
Конспект по организации ручного труда «Книжная мастерская» в старшей группе
Конспект по организации ручного труда «Книжная мастерская» в старшей группеЦель: закреплять и совершенствовать умения, приобретённые ранее в трудовой деятельности.Задачи:-продолжать учить ...
Перспективный план "Конструирование и ручной труд" в младшей и средней группе
Перспективный план составлен по методической литературе: Л.В Куцакова "Конструирование и художественный труд в детском саду" , Е.В. Фешина "Лего-конструирование в детском саду"....