Особенности работы с детьми с ОВЗ
презентация к уроку (средняя группа)
Презентация по организации работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы с детьми с ОВЗ в ДОУ | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эти дети приходят в наш мир, чтобы проверить нас с вами на человечность. ( Райнхольд Шнайдер )
Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети: * нарушение зрения; * проблемы с функционированием органа слуха; * дефекты речи; * заболевания опорно-двигательной системы; *отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками; * нарушения в психическом развитии.
Профессионально- личностные качества педагога, работающего с детьми с ОВЗ Милосердие Эмпатия Толерантность Педагогический оптимизм Высокий уровень самоконтроля и саморегуляция
Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО Работа с детьми с ОВЗ в детском саду. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, специалисты должны провести обследование. План изучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; -изучение медицинской карты ребенка; -обследование физического развития; -обследование психического развития: характеристика видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее под руководством психолога в учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития
Правила, которые необходимо учитывать при работе с детьми с нарушениями в развитии. При работе с детьми с некоторыми видами ОВЗ педагогу следует привыкнуть к тому, что результатов придется ждать гораздо дольше, чем с нормой развития. Часть детей никогда не смогут догнать сверстников. Учитывать положение о первичных и вторичных дефектах. Учитывать зону ближайшего развития (различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников). Строить коррекционно-развивающую работу с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.
АДАПТАЦИЯ детей с ОВЗ Для детей с ОВЗ период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов. Детские виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование и признание, а это зачастую наносит детям моральную травму. Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы и их родителей к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями, так как большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, поведение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).
Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия: проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы; развивать моторику пальчиков; прививать культурные и гигиенические навыки; организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов; создать благоприятную атмосферу в группе; консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья. Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ
Для различных категорий воспитанников в детском саду выстраивается особым образом среду с учетом их индивидуальных психофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ТПМПК. Организация среды в ДОУ выражается в организации пространства, времени и социального окружения. Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ У большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, поэтому речевые навыки развиты недостаточно, речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, я использую: «Театр в руке» (театрализованные игры), позволяющий: повышать общий тонус; развивать внимание, память, воображение, связную речь; снижать психоэмоциональное напряжение.
«Игры с различными предметами» (в данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивающие координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение. Игры с бусами Игра из фетра Игры со спичечными коробками
«Игры с мозаикой и конструктором» , которые также помогают в развитии моторики и речи детей.
«Сыпучие игры» -нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение.
« Песочную терапию» . Игры с песком способствующие формированию и развитию пространственно-количественных представлений, самомассажу кистей рук. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается мануальный интеллект ребенка. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.
В работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь следующих правил: Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Работу провожу регулярно, систематически. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка. Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию. Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.
работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...
Всероссийская профессиональная олимпиада руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательной организации»
В помощь руководителям и педагогам общеобразовательных организаций....
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...