« Мнемотехника- как современная образовательная технология»
методическая разработка (средняя группа)

Елена Александровна Бугаева

доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mnemotehnika.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     « Мнемотехника-

как современная образовательная технология»

Речь - это удивительное сильное средство,

                                                                                     но нужно иметь много ума,

                                                                                           чтобы пользоваться им.

                                                                                                                    Г. Гегель

Речь- неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму- четырём основным видам речевой деятельности. 

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

У ребенка речь формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Проблемы в речевом развитии сегодня становятся все более актуальными. Это связано с тем, что в современном обществе живое общение заменяется компьютерным. Часто родители мало общаются со своими детьми, что приводит к речевым трудностям.

 Проблемные зоны в развитии речи детей:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • Бедность речи;
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

 Поэтому перед нами педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 Константин  Дмитриевич Ушинский писал:    

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Работая с детьми второй младшей группы, я столкнулась с проблемой развитие речи у детей. По результатам диагностики на начало учебного года по речевому развитию, выяснилось, что у детей в основном средний уровень развития: не все воспитанники внятно произносят в словах гласные (а, у, э, и, о) и некоторые согласные (п-б-т-д-к-г, в-ф, т-с-з-ц), затрудняются согласовывать прилагательные с существительным, развиты не все компоненты устной речи.

 Познакомившись с мнением многих педагогов, изучив литературу и увидев эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе по развитию речи приёмы мнемотехники.  

Преимущество  - это использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

 Помогает детям:                

• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

• Обогащает словарный запас;

• Помогает развивать мышление;

• Развивает фантазию;

• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

 Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). (слайд№7, 8)

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 82-86 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.                                      

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.      

 Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические.                                                      

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например, дом, дерево, цветок и т.д.                                            

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.                                                            

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:  

 1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

 Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках.  Ребенку предлагаю запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:          

1.Расмотрение картинок и понимание, что на них изображено;

2. Сопоставление картинки с понятием;

3.Составление рассказа по картинкам;

4.Запоминание рассказа или стиха.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.  Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а по мере обучения ребенок сам активно включается в процесс создания своей схемы.

                                                                                         

Очень удобны пересказы с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.  Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения.                                      

 Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед сабой.

 Главное правило — ненавязчивость. Если вы замечаете, что малыш не хочет изображать свои впечатления, лучше обратиться к нему с таким предложением позже,  но не вызывать негативное отношения заставляя.

  Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.                                                

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие,  наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Передовые педагоги считают, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше  их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.  

 

Список литературы.

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Шульгина Е.В.,Н.Н. Третьяк Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. –Санкт-Петербург :Детство- Пресс 2011.-94с.

 Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012

 Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15

 Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука «Л» с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе Тема: «Прогулка на теплоходе»

Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука "Л" с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе...

Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.

Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...

Непрерывная образовательная деятельность детей с использованием современных образовательных технологий: Здоровьесберегающих, ТРИЗ, Мнемотехника, ИКТ «К нам весна шагает»

Цель: закрепить знания о весенних изменениях в природеЗадачи:Образовательные:Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связиУпражнять в умении отгадывать загадкиУпражнять в умении ра...

Выступление "ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить конт...