Выступление "ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
статья по развитию речи
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klesova_statya.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Клесова Татьяна Владимировна
старший воспитатель,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад №5
МО Усть-Лабинский район
ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. [3]
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие ", "Познавательное развитие ", "Социально-коммуникативное развитие ", "Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие ". [4]
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь (как наиболее масштабную задачу), мелкую моторику рук. Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. [1]
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: - маленький словарный запас; - неумение согласовывать слова в предложении; - нарушение звукопроизношения; - плохое развитие связной речи; - несформированность психических процессов; - несовершенство различных видов мышления;
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. [5]
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: -сенсорно-графическими схемами; - блоками-квадратами;
-коллажем; -схемой составления рассказа; - предметно-схематическими моделями; [ 2 ]
Структура мнемотехники: - для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение; -затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения ; -самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение; [1]
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. [2]
Мнемотаблицы могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде : -для ознакомления детей с окружающим миром; - при заучивании стихов; - при пересказах художественной литературы; - при обучении составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине ( используя опорные схемы); - при отгадывании и загадывании загадок ; - для обогащения словарного запаса ; -при произношении чистоговорок , можно использовать различные символы -при обучении составу числа; - при воспитании культурно-гигиенических навыков( таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук,); - при воспитании навыков самообслуживания (таблицы, построенные на изображении последовательности процессов одевания, сервировки стола); - при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности ; [ 5]
Применять модельные схемы можно и на других занятиях: 1.В математическом развитии детей:
а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
2. В экологическом воспитании детей:
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы:
б) можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
в) с помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
г) схемы - модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
д) с помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
3. В изобразительной деятельности:
а) Использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании, конструировании. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений. б) Рисование по песку, разделённому на квадраты.
4. В музыкальном развитии: а) заучивания песен и танцев мнемотаблицами считается очень эффективным, так как помогает сократить количество занятий; 5. В физическом развитии: а) использование схем в комплексе утренних зарядок и различных основных развивающих движений;
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. [2]
Таким образом, с помощью мнемотехники удаётся достичь следующих результатов: - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Считаю, чем раньше будем используя метод мнемотехники в детском саду, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Библиографический список: 1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001. 2. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985. 3. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6. 4. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009. 5. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....
Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.
Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников....
Использования современных образовательных технологий в практике воспитательно - образовательной деятельности. Воспитатель: Вяльчинова Светлана Вячеславовна.
В своей педагогической деятельности я применяю в системе воспитательно- образовательной работы, как традиционные так и новые современные образовательные технологии. Использование сов...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...
Статья: "Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе"
В данной статье будет проведен анализ современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе в ДОУ....
Использование учителем-логопедом современной образовательной технологии мнемотехники в условиях логопункта ДОУ
Наблюдения показывают, что у многих старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), п...