Родительское собрание "Становление социокультурного опыта"
презентация к уроку (младшая группа)

Татьяна Сергеевна Желонкина

Родительское собрание на тему: "Становление социокультурного опыта"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Становление социокультурного опыта в раннем возрасте

Слайд 2

Группа раннего развития №6 «Ромашка» «Руководитель, педагоги дошкольных образовательных организаций ориентированы на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, что особенно важно в раннем детстве» ФГОС ДОО

Слайд 3

Культурные практики Культурные практики – это стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это – обогащение опыта взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы.

Слайд 4

Виды культурных практик Выделяют следующие виды культурных практик в дошкольном образовании: исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка.

Слайд 5

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; во-вторых он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия; в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Слайд 6

Выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; Двигательная активность.

Слайд 7

В раннем возрасте доступны следующие культурные практики: исследовательские. Экспериментирование с материалами и веществами – сенсорные бутылки. Работа с бумагой

Слайд 8

Экспериментирование с водой.

Слайд 9

Игры с крупой.

Слайд 10

Действия с бытовыми предметами

Слайд 11

Коммуникативные – общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Слайд 12

Социально – ориентированные – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Слайд 13

Самообслуживание

Слайд 14

Социокультурный опыт Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. Они означают готовность и способность ребенка в своей жизни действовать на основе культурных практик.



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании, к  презентации.

Слайд 2. Уважаемые родители!  Как мы вам говорили на первом родительском собрании, наша группа  работает  по программе «Теремок» в инновационном режиме и являемся федеральной площадкой. Напоминаю,

Цель программы: создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.

В своем выступлении буду использовать презентацию. Если вы познакомились и прочитали наши консультации на информационном стенде, страницах нашей группы вайбер, мы считаем, что работа будет плодотворной и интересной.

Слайд 3. Мы сейчас рассмотрим понятие «Культурные практики»

Культурные практики связаны с активным, самостоятельным усвоением каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Это освоение ребенком позитивного жизненного опыта -   сопереживания, доброжелательности, любви, дружбы, заботы, помощи. А также, негативного опыта - недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Культурные практики любого человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе эмоционального взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности.

Слайд 4. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.  Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности,  ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами.

Слайд 5. В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

Слайд 6. Эффективным способом развития детей является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами.

Слайд 7. А теперь расскажу про культурные практики, которые применяем в своей работе.

Бутылочки. Цель: стимулировать умение наблюдать, сравнивать, искать и находить, а так же развивать восприятия на слух звуков, которые издают различные наполнители, спрятанные в бутылочках.

Шумная бутылка: самый простой вариант бутылки, который порадует ребенка любого возраста - просто пошумим, погремушка.

Бутылка с мыльной водой,  мыльной желтой водой в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав бутылку.

бутылка « Море»: очень красивая, буквально завораживающая бутылка. При встряхивании на поверхности образуются волны.

Таинственная бутылка: задача этой бутылки - стимулировать умение наблюдать, искать и находить. В наполненной крупой бутылке находятся интересные предметы небольшого размера. Пусть малыш попытается отыскать, что спрятано в бутылке?

Бутылка с бумагой – учить рвать бумагу, мять, потом складывать в бутылочку. Пальцы станут ловкими, сильными, умелыми, послушными.

Слайд 8. Игры с водой. Цель: закрепить знания детей о свойствах воды: льется, журчит, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать. При погружении предметов – одни плавают, другие тонут; учить переливать из одной емкости в другую: при помощи воронки и мерного стаканчика с носиком, окрашивать.
Игры с водой полезны для развития тактильных ощущений и  мелкой моторики, вода успокаивает, дарит положительные эмоции. 

Слайд 9. Игры с крупой. «Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз». Цель: учить находить предметы, спрятанные в контейнер с крупой на ощупь руками.

«Пересыпь крупу». Цель: учить пересыпать/перекладывать сыпучие вещества из одной емкости в другую, ложкой или руками.

«Покорми мышонка» или другое животное – захват двумя пальцами крупы и проталкивание в отверстие. Развитие тактильных ощущений, зрительно – моторной координации.

Слайд 10. Действия с бытовыми предметами-орудиями

Игры с баночками.  Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

Игры с прищепками - развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, творческое воображение, память и мышление, а также усидчивость. Чтобы игра была интересной детям можно предложить прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п.).

Слайд 11. Коммуникативное. Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Это рассматривание книг, совместные игры, беседы.

Пальчиковая гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.  Примеры: «Сорока – белобока», «Пальчики здороваются»,  «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста».

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Слайд 12. Социально – ориентированные. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

 К ним можно отнести: картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки.  Коробка форм, крупные пазлы, тематические кубики, составные разрезные картинки и др.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов,  позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса

Игры - нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки и т. п.

Игры – нанизывание помогут скоординировать движения обеих рук, а также способствуют совершенствованию координации системы «глаз-рука», формируются  сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки – крупные.

Игры-шнуровки  - развивают  у детей мелкую моторику рук,  пространственное ориентирование. Способствуют усвоению понятий  - вверху, внизу, справа, слева,  формируют навыки шнуровки.

Слайд 13. Самообслуживание. 

Умение пользоваться предметами личной гигиены.

Слайд 14. Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов.

Они означают готовность и способность ребенка в своей жизни действовать на основе культурных практик.



Предварительный просмотр:


Как кухню превратить в лабораторию для  развития малыша.

Как часто бывает так, что нужно готовить обед, а малыш не дает этого сделать, он просит внимания и постоянно отвлекает маму. Казалось бы, что кухня — это не место для игр. Но это только наши стереотипы. Ведь на самом деле кухню можно превратить в занимательную лабораторию для детей. Пока вы готовите еду, можно организовать игру, которая поможет развивать усидчивость, логику, мышление, воображение и мелкую моторику.

Мы сегодня расскажем и продемонстрируем, как это сделать.

Материалы должны быть безопасные – стеклянные, острыми краями, колющиеся, режущиеся не должны присутствовать.

1. С помощью простой варежки-прихватки и прищепок, мы сделаем веселого петушка.

Материал: прихватки и прищепки.

2. Из крупы: гороха и фасоли можно развивать не только моторику ручек малыша, но и сделать музыкальный инструмент – погремушку.

Материал: кастрюля эмалированная, фасоль, горох, пластмассовые яйца из киндер сюрпризов, игрушки из киндер сюрпризов, бутылки пластмассовые, ложки из детского питания, миски пластмассовые.

2.1. Перекладывание крупы из кастрюли в мисочку ложками из детского питания. Можно использовать железные чайные ложки, деревянные, если имеются.

Закрепить, из чего сделаны ложки: железные, деревянные, пластмассовые.

2.2. Бутылка с крупой – в бутылке, наполненной с крупой находятся интересные объекты – игрушки из киндер яиц. Пусть малыш попытается отыскать, что спрятано в бутылке.

 2.3. Бутылка с мыльной водой.

В бутылку наливаем воды с помощью воронки и кружки, потом добавляем жидкое мыло. При встряхивании появляются пузыри.

2.4. Бутылка с мыльной окрашенной водой. В бутылку наливаем воды с помощью воронки и кружки, потом добавляем жидкое мыло, а в крышку набираем густой краски заранее, чтоб немного подсохла. При встряхивании появляются разноцветные пузыри.

2.5. Бутылка с крупой и мелкими игрушками – игрушки железные, металлические. Берем магнит и начинаем двигать по всей бутылке металлические предметы.

2.5. Бутылка с бумагой. Предложить ребенку заполнить бутылку, засовывая  кусочки готовой скомканной бумаги в горлышко бутылки. Превратить простую бутылку  волшебную, красивую. 

2.6. Баранки и шнурок для нанизывания. Нанизывание баранок в шнурок.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интересные идеи для создания развивающей среды дома

Слайд 2

Развивающая среда – штука весьма полезная! Потратив совсем немного времени на ее организацию, мы будем потом получать «дивиденды» на протяжении многих лет. Чем грамотнее мы организуем развивающую среду, тем активнее ребенок будет впитывать в себя знания и навыки.

Слайд 3

«Картинные галереи»

Слайд 4

Развивающие плакаты

Слайд 5

Доска для рисования мелом или маркером

Слайд 6

Полки в детском шкафчике

Слайд 7

Пластиковые или текстильные контейнеры для хранения игрушек

Слайд 8

Органайзеры с карманами

Слайд 9

Креативный потолок

Слайд 10

Книжные полки

Слайд 11

Стол для занятий

Слайд 12

Личное пространство

Слайд 13

«Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире!



Предварительный просмотр:

Слайд 2. Развивающая среда – штука весьма полезная! Потратив совсем немного времени на ее организацию, мы будем потом получать «дивиденды» на протяжении многих лет. Чем грамотнее мы организуем развивающую среду, тем активнее ребенок будет впитывать в себя знания и навыки.

Чтобы создать вокруг ребенка развивающую творческую среду, важно выделить для себя несколько основных принципов ее организации. Они просты:

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное. Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

  • Развивающая среда не может быть статичной, она должна постоянно меняться, подстраиваясь под ребенка, ведь и кроха с каждым днем становится все более сообразительным.
  • Все «развивалки» должны легко создаваться и так же легко меняться на другие, чтобы подстраивать среду под ребенка можно было просто и быстро. 
  • Важно, чтобы все игрушки, игры, материалы для творчества хранились таким образом, чтобы кроха, когда захочет, сам мог их достать. 

Основываясь на этих принципах, мы предлагаем вам 10 идей создания развивающей среды в детской комнате. Чтобы преобразовать пространство, вам понадобится минимум времени, а пользы будет очень много! 

Слайд 3.  «Картинные галереи». Это идеально подойдет для самых маленьких ребятишек, поможет им познакомиться с самыми разными предметами, вещами, понятиями. Будет удобно, если вы повесите на стену в нижней ее части, на уровне ребенка, большую пробковую (или магнитную) доску. К ней кнопками или магнитиками можно прикреплять любые картинки. Например, животных. Рассматривайте с малышом настенный «зоопарк» и называйте зверушек. Хотите познакомить кроху с искусством? Прекрасно, украшаем доску репродукциями картин. Где брать картинки? В старых книгах, журналах, распечатывать из Интернета. Или используйте покупные наборы картинок для детей – их сейчас выпускается великое множество. Вместо доски можно использовать дверцу холодильника, но только под присмотром мамы.

Слайд 4. Развивающие плакаты. Овощи и фрукты, цвета, фигуры,  времена года, дикие и домашние животные. Как это работает? Пробегая мимо стены с развивающим плакатом про домашних  животных, читаем мимоходом их названия. А спустя какое-то время, любознательный малыш уже легко отличает домашних животных от  диких.

Слайд 5. Доска для рисования мелом или маркером. Или даже просто большой лист бумаги, где кроха сможет порисовать или сделать коллаж из наклеек… Обязательно устраивайте выставку детских работ, обновляйте ее регулярно. Пусть туда войдет не только то, что нравится вам, но и то, что нравится ребенку. Это наполняет детское сердце гордостью и стимулирует творчество.

Слайд 6. Полки в детском шкафчике. Для того чтобы детской стала развивающей творческой средой, важно, чтобы у каждой игрушки, игры или материала для творчества было свое место. Малыш должен знать, где и что взять и, конечно, куда потом положить вещи после окончания игры или занятия. Итак, что же можно использовать для хранения игрушек? На полках можно хранить игрушки в коробках, настольные игры, книги, конструкторы и многое другое. 

Слайд 7. Пластиковые или текстильные контейнеры для хранения игрушек. Это настоящая находка для хранения игрушек. Картонные коробки от частого использования быстро рвутся, детальки конструкторов высыпаются и теряются. Лучше сразу подобрать для новой игры пластиковый контейнер с крышкой подходящего размера, пересыпать в него содержимое, а на крышку наклеить вырезку с оригинальной коробки. Эти коробки можно подписать, чтобы взрослому было легче в них ориентироваться. А для малыша на каждую коробку можно наклеить рисунок-подсказку.

Слайд 8. Пластиковые или текстильные контейнеры для хранения игрушек. Это настоящая находка для хранения игрушек. Картонные коробки от частого использования быстро рвутся, детальки конструкторов высыпаются и теряются. Лучше сразу подобрать для новой игры пластиковый контейнер с крышкой подходящего размера, пересыпать в него содержимое, а на крышку наклеить вырезку с оригинальной коробки. Эти коробки можно подписать, чтобы взрослому было легче в них ориентироваться. А для малыша на каждую коробку можно наклеить рисунок-подсказку.

Слайд  9. Креативный потолок. Почему бы нам и его не использовать с выгодой? Приклейте на потолок в детской светящиеся наклейки с планетами, выложите Большую Медведицу из светящихся точек. Малышу будет уютно мечтать и засыпать под свет своих персональных звезд. Да и очертания Сатурна он запомнит с раннего детства. 

Слайд 10.  Книжные полки .Современные системы хранения игрушек и вещей. Они представляют собой открытые стеллажи с квадратными ячейками, расположенными в разном порядке. Ячейки можно использовать просто как открытые полки. Или же поставить внутрь каждой корзинку или контейнер для вещей. Такие стеллажи удобны своей компактностью: они располагаются вдоль стены и практически не занимают полезное пространство комнаты. При этом они очень вместительны и позволяют грамотно рассортировать детские вещи и игрушки. 

Слайд 11. Сундук находок.  Сюда ребенок-дошкольник, а лучше, если это будут делать все члены семьи, приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности.

Слайд  12. Стол для занятий. В детской комнате просто необходимо выделить место для рисования, лепки, аппликации – это не только самовыражение или создание художественного шедевра. Это еще и способ познания окружающего мира.  Также понадобиться удобный стол для занятия ребенка. Рядом  расположить шкафчик, или стеллаж или полки, где будут лежать материалы для творчества (карандаши, мелки, краски, пластилин, масса для моделирования, природный материал для творчества);  книжки – раскраски, альбомы, наклейки. Пригодятся и всевозможные органайзеры для хранения канцтоваров. Прячьте от малыша только опасные вещи – например ножницы. Хорошо, если малыш имеет возможность выбирать, каким видом деятельности он хочет заниматься в данный момент.

Слайд 13. Стоит отметить, что в столь юном возрасте необходимости в своей территории у ребёнка нет. Появляется она ближе к 2 годам, когда малыш уже начинает осознавать себя как отдельную личность, начинает отстаивать «своё»:

свои интересы;

  • свои права;
  • свои вещи;
  • свою территорию.

На этом этапе детям важно объяснять, что есть личное, а есть общее. Что нельзя брать без спроса чужое, а своё надо беречь и ухаживать за ним. Так по крупицам ребёнок формирует представление о базовых принципах взаимодействия индивидуумов в обществе. Психологически он всё более отделяется, отрывается от матери, укрепляясь в этом осознании и привыкая к самостоятельности.

Подчеркнём: внимательное отношение к ребёнку в данный период его развития — надёжная инвестиция в минимизацию проявлений пресловутого кризиса трёх лет.

Не забывайте, что малыш вырастет творческой личностью, если вы будете вести его на пути к креативу и экспериментам ненавязчиво, мягко подсказывая и направляя, но при этом минимально вмешиваясь. Пусть ребенок сам решает, чему он сегодня будет учиться, какие законы открывать и какие создавать шедевры. А мы будем тихонько наблюдать и, конечно, с готовностью придем на помощь, если она потребуется нашему юному выдумщику. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование активных форм обучения в рамках программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Консультация была зачитана педагогам на педагогическом совете с целью ознакомления с основными формами обучения на занятиях по истоковедению....

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» ЗадачиПрисоединение  родителей к  отечественным  традициям.Оказание родител...

«ИСТОКИ» И»ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КАТЕГОРИЯ «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» ТЕМА:«ДОМАШНЕЕ ТЕПЛО»

В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» проводится работа с детьми по освоению социокультурной категории «Дружная семья». Дети знакомятся с социокультурной кат...

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы по программе Истоки , Воспитание на социокультурном опыте....

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы с родителями воспитанников  по программе «Воспитание на социокультурном опыте"...

Родительское собрание "Становление социокультурного опыта"

Культурные практики – это стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), ког...

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес» с детьми средней группы (4-5 лет) Социокультурная категория - «Дороги добра»

laquo;Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»     Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес...