Основные задачи духовно - нравственного воспитания детей.
материал
Основной смысл периода дошкольного детства заключается не в формальной подготовке к школе, а в возможности присоединения ребёнка к ценностям традиционной культуры, духовного и социального опыта. Об этом и задачах духовно - нравственного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления
воспитателя Евсиной Е.Н
на заседании Совета педагогов МБДОУ
на тему:
«Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей»
Основной смысл периода дошкольного детства заключается не в формальной подготовке к школе, а в возможности присоединения ребёнка к ценностям традиционной культуры, духовного и социального опыта.
В православной традиции образование, начинающееся с ранних лет, сводится не к приобретению знаний в одной или нескольких областях, но имеет духовный смысл раскрытия и развития образа Божия в человеке и означает не только просвещение, но и освобождение от несовершенства, спасения от зла.
Православное и мирское понимание духовности, нравственности (терминов, связанных с образованием и воспитанием) имеют существенные различия. Поэтому необходимо уточнить смысл использующейся в этой области терминологии.
В светском определении духовность обычно отождествляется с понятием невещественного начала – с сознанием, в более узком смысле духовность однозначна с понятием мышления. То есть духовность отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объёма знаний.
Воспитание – это «планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду»[1].
Какова в этом случае роль дошкольного образования? К чему должен привести воспитатель дошкольника? Очевидно, что при таком понимании духовно-нравственного воспитания конечной целью воспитательно-образовательного процесса является воспитанник детского сада, усвоивший необходимые в жизни знания и навыки, умеющий жить в соответствии с общепринятыми нормами и в будущем производительно трудиться. Другими словами – это человек, приспособленный к условиям земного бытия и производящий духовные, с точки зрения общества, и/или материальные ценности.
Очевидно, что такое понимание духовности не только не полно, но и в корне неверно.
Как понимается духовно-нравственное воспитание с православных позиций?
Одно из основных положений христианства – это существование в человеке бессмертной составляющей – души. Она может быть в различном состоянии: здоровой, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру; но душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием.
Это – два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т.д. Достигается чистота, одухотворённость души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания (заповедей Божиих) и направленных действий (молитвы, участия в таинствах, богослужениях, доброделания) для стяжания [2] Божественной энергии – благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляется душа и совесть, в человеке взращиваются высшие нравственные качества.
Таким образом, с позиций православной веры духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной благодати душа достигла определённой чистоты и силы.
Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от современного значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона – «взращивание» души. Человек сотворён по образу Божию, и этот образ присутствует в каждом человеке и неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек не вёл. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека – раскрыть в себе этот образ Божий. Осуществляется такая задача собственными усилиями человека по стяжанию (усвоению) благодати. В чинах святых есть преподобные, то есть те святые, которые достигли высокого подобия Бога. В этом и есть цель воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), достигнуть высоты подобия. Задача воспитателя – создать условия для роста души, то есть дать необходимые знания в духовно-нравственной области, познакомить с практическими навыками духовного делания, по возможности оградить от негативных влияний.
Коренное отличие светского (мирского) воспитания от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, а во втором – реализуются (раскрываются, взращиваются) уже заложенные в душе человека нравственные принципы. Этим и объясняется удивительная стойкость в испытаниях христианских подвижников.
Цель православного педагога гораздо выше, чем цели, декларируемые в настоящее время в системе образования.
Педагог даёт ребёнку необходимый минимум знаний в духовной области, чтобы возжечь в его сердце искорку желания добродетельной жизни, духовного совершенствования, и делает всё возможное, чтобы помочь ему на этом пути. Не обучение, а нравственное улучшение – вот истинная цель педагога.
Цель – духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через обретение культурного опыта, основанного на традициях православия.
Задачи:
- Возрождение исторической и культурной преемственности отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций, насильственно прерванных и в значительной степени утраченных в XX веке.
- Изучение традиционной для русского народа православной культуры.
- Доведение до детей православных ценностей как отдельного человека, так и общества в целом.
- Формирование устойчивого нравственного идеала у современных детей через возрождение традиции изучения житий святых.
К теоретическим аспектам проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести фундаментальные философские и психолого-педагогические исследования, в результате которых были выделены три компонента духовно-нравственного воспитания:
1) Нравственное (моральное) воспитание;
2) Эстетическое воспитание;
3) Религиозное воспитание.
Таким образом, целью духовно-нравственного воспитания является развитие трёх духовных способностей ребёнка:
- нравственной способности к различению добра и зла;
- эстетической способности к различению прекрасного и безобразного;
- основ религиозной способности к различению истинного и ложного.
[1] Психологический словарь. М., 1990.
[2] В терминологии православных подвижников – получение, усвоение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи духовно–нравственного и социального развития л...
Перспективно – тематическое планирование духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на основе интеграции задач по разделам «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Планирование предназначено для педагогов ДОО. В его содержание входят формы и методы работы с детьми дошкольного возраста....
Доклад. Задачи духовно- нравственное воспитание детей в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Доклад для пед. совета....
Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста.
Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста....
Консультация педагога-психолога "Педагогические задачи духовно-нравственного воспитания детей"
Консультация...
«Задачи и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в разрезе ФОП ДО»
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в жизни каждого занимает семья, учёба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родин...