Статья из опыта работы
статья (старшая группа)

Озерова Наталья Владимировна

Подготовить ребенка к труду, это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Труд дошкольника имеет свою специфику. Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.Подготовить ребенка к труду, это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Труд дошкольника имеет свою специфику. Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из опыта работы20.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях (ранняя профориентация) посредством промышленного туризма».

                                                                Озерова Наталья Владимировна

                                                                                                    воспитатель

                                                                                                 МБДОУ д/с 88

                                                                                                       г. Белгород

 Аннотация: актуальность ознакомления старших дошкольников с профессиями своего региона очевидна и родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии ребёнка.

Ключевые слова: Профориентация - (профессиональная ориентация, выбор профеccии, ориентация на професccию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности.

Туризм - вид путешествий, cовершаемых для отдыха или c образовательными целями

  Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником средств к cуществованию.

Промышленный туризм – это организация целевых экcкурcий на действующие промышленные предприятия города.      

Проблема выбора профессии известна с давних времен. Проблема, точнее, её решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом.

Подготовить ребенка к труду, это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Труд дошкольника имеет свою специфику. Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

 Первым главным средством является социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Ведь главное – показать детям социальный мир «изнутри», помочь ребенку накопить социальный опыт и понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление, поэтому центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду и результатам труда уже в дошкольном возрасте.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий. Педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда и наиболее распространенными в конкретной местности.

 Авторы, рассматривали вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, а выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

Н. С. Пряжников пишет: «…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…».

«Ранняя» (детская) профориентация проводится заблаговременно, до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), и не исключает совместного обсуждения мечты, опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Н. Н. Захаров выделял задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — это сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Наиболее распространенные в практике ДОУ комплексные и парциальные программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому действенным методом для воздействия на эмоциональную сферу детей являются целевые экскурсии.

Экскурсии имеют большое воcпитательно-образовательное значение, воспитатель имеет возможность формировать у детей конкретные представления о труде человека. Всё это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности.

Таким образом: формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Одним из важнейших подходов при ознакомлении дошкольников c профессиями взрослых является промышленный туризм.

Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях и заглянуть в мир «живого» производства. Экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.

Помощь родителей в таком ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители чувствуют и знают своего ребенка, наблюдая его характер. 

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности, у каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Таким образом, необходимо  организовывать работу с семьями воспитанников по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и  в первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.

Список литературы:

  1.  Кирилова О.П. Позвольте ребенку выбирать/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство.
  2. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52
  3. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. — 1991. — №10. — С.39—44.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Статья из опыта работы "Динамический час, как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Что такое динамический час?Структура динамического часа.Формы проведения динамического часа....

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Статья «Из опыта работы по использованию методики «Логоритмика» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

В данной статье представлен  опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Использование методики "логоритмика" в среднем дошкольном возрасте". Опыт актуален для воспитателей, логопедов,...

Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»

Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...

Статья из опыта работы: "Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС"

В рамках реализации  БРЕНДа  в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по вос...