ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
методическая разработка
Приветствие участников, объявление темы.
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_vospitatelya_v_rabote_s_sovrem._roditelem.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Трудности воспитателя детского сада
в работе с современными родителями»
1 часть. Разминка (5 минут)
Приветствие участников, объявление темы.
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.
2 часть. Коллоквиум (10 минут)
Задание «Определим степень сложности»: участники получают карточки со списком основных направлений работы воспитателя детского сада. В предложенном списке перечисленным направлениям присваиваются порядковые номера в соответствии со степенью сложности: самый сложный – 1, чуть менее сложный – 2 и т.д. Карточки собираются.
Ведущий зачитывает и анализирует, какое из направлений самое сложное, предлагает обсудить – почему. Участники высказывают свои суждения. Ведущий подводит итог.
Примерное содержание карточки (раздаточный материал):
Уважаемые коллеги!
Перед Вами список некоторых основных направлений работы современного педагога детского сада. Присвойте каждому из них порядковые номера в соответствии со степенью сложности: самому сложному - первый номер, чуть менее сложному – второй и т. д.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.
Проведение воспитательно-образовательной работы на прогулке.
Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников.
Проведение с детьми специально организованных занятий.
Организация игровой деятельности детей в группе.
3 часть. Игра «Ассоциации» (10 минут)
Ведущий поясняет, что сложности в налаживании взаимодействия с семьей связаны с уникальностью каждой семьи, особенностями построения межпоколенных, супружеских, родительско-детских отношений.
Кроме того само восприятие и понимание семьи как социального института – у каждого сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Чтобы помочь осознать это, ведущий предлагает сыграть в «Ассоциации». После игры проходит совместное обсуждение: предлагаемые понятия неосознанно ассоциируются с собственной семьей, понимание педагогом специфики каждой семьи поможет ему строить доверительные партнерские отношения с семьей.
Игра «Ассоциации»
Ведущий: Я буду начинать фразу о том, с чем у меня ассоциируется понятие «семья», а вы будете продолжать ее. Правила просты: не искать слишком правильных и красивых ответов, произносить то, что первым придет на ум; можно выкрикивать, но не хором, а по очереди. Например, я говорю: «Если семья – это постройка, то она…» (а вы продолжаете: «Крепость, общежитие…»), итак…
- если семья – это постройка, то она… (кооперативная квартира, только не дача, шалаш на двоих);
- если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая и унылая; кроваво-красная);
- если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуги Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; «форте»);
- если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг, вектор, треугольник, зигзаг удачи, точка, многоточие, спираль);
- если семья – это название фильма, то она… («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; Семь невест ефрейтора Збруева»; «Красавица и Чудовище» и др.);
- если семья – это настроение, то она… (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, праздник со слезами на глазах).
Анализ:
- Вы сейчас приводили ассоциации из своего жизненного опыта или выбирали принятые в нашем обществе ассоциации?
- Удалось ли Вам через призму шуточных ассоциаций выявить какие-либо личные проблемы или противоречия?
- Насколько важно, на Ваш взгляд, понимать восприятие человеком своего состояния, чтобы общаться, взаимодействовать с ним?
4 часть. «Конфликты в работе педагога с семьей
и пути выхода из них» (13 минут)
Вначале воспитателям предлагается выполнить упражнение «Яблочко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто Вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблочко, которое живописно висит на веточке. Все любуются Вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к Вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы Вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Причины конфликта различны: различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Конфликт «педагог – родитель», как правило, предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивную реакцию даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Условия применения, сущность и недостатки каждого стиля описаны в таблице (раздаточный материал).
Теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, давайте проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
Примеры ответов из практики проведения семинаров:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!».
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!».
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!».
Приспособление: «Такая видно уж у меня доля тяжкая!».
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!».
Способы регулирования конфликтов (раздаточный материал):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Умка» «Деловая игра как эффективная фор...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников».
Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.Подготовка материального обеспечения: в аудитории ...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»
Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме....
Конспект педагогического совета-деловой игры «Декоративно-прикладное искусство в детском саду»
КОНСПЕКТПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ«Декоративно-прикладное искусство в детском саду»Автор-разработчик: Блинова Наталия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 24 ...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...
Деловая игра для педагогов. «Трудности педагога в работе с современными родителями»
- Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями дошкольников- все наши усилия по созданию пол...