Деловая игра для педагогов. «Трудности педагога в работе с современными родителями»
материал
- Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями дошкольников- все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными. Сегодня мы будем рассматривать вопросы взаимоотношений воспитателя и родителей. Но кто такой — современный родитель?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 60.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБОУ «ПОКРОВСКАЯ СОШ»)
143121, Московская область, Рузский район, с. Покровское, ул. Мира, д. 1А
Тел. 8-496-27-61-349, e-mail: pokrschool@list.ru, сайт: http://pokrschool.ru/
Деловая игра для педагогов на тему:
«Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Подготовила старший воспитатель:
Балабанова Г. В.
Дата проведения: декабрь.2022 г.
С. Покровское, 2022
- Деловая игра «Трудности воспитателя детского сада
в работе с современными родителями».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
- Кто является основным создателем имиджа педагога?
- Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями дошкольников- все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными. Сегодня мы будем рассматривать вопросы взаимоотношений воспитателя и родителей. Но кто такой — современный родитель?
УПРАЖНЕНИЕ «ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РОДИТЕЛЯ».
-На своём листке опишите портрет современного родителя.
- Зачитайте. Дополните.
- На сегодняшний день родители знают, порой, больше нас, что и как должен делать воспитатель, часто просто не обращая внимания на свои обязанности по воспитанию ребёнка.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ».
- В связи с изменением мира вокруг, меняется и воспитатель. Опишите портрет современного воспитателя.
- Зачитайте. Дополните.
- Просим поставить перед собой вопрос: по всем перечисленным пунктам Я соответствую? Желающие могут ответить.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ?
Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.
"Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней". (Восточная пословица).
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ В ОБЩЕНИИ?
Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения. Поддерживая контакт с семьей, педагог узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе; это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день; это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в учреждении и в семье.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРАВИЛО ТРЁХ ПЛЮСОВ» (улыбка, имя собеседника, комплимент).
Цель: умение доброжелательно общаться с родителями.
Задание: использовать правило трёх плюсов по отношению к соседке справа. Каждый участник по кругу передает мяч и говорит своему соседу добрые, хорошие слова.
- Теория не усвоится, если не закрепить её на практике.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБЪЯВЛЕНИЕ».
Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей. Инструкция: Составьте объявление для родителей.
1. Напомнить родителям о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.
2. Пригласить всех родителей на субботник.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
- Существуют разнообразные взаимодействия педагогов с родителей. Перечислите формы (виды) взаимодействия с родителями. (Консультации, Консультации с применением мультимедийной установки, Родительские собрания, Презентации, Открытые просмотры, Совместные праздники, Праздники для родителей, Круглый стол, Беседы, Тренинги, Конференции, Тематические занятия с родителями, семинары – практикумы, Родительский уголок, Деловые и ролевые игры, Тематические выставки, Совместная деятельность педагогов, родителей и детей, Видеосъемка, Создание персональных сайтов.)
1. Какие формы взаимодействия с родителями Вы используете?
2. Что не получается, каких знаний не хватает, какие проблемы волнуют?
3. Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?
4. Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями?
5. Из – за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями?
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.
УПРАЖНЕНИЕ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ».
- Предлагаем вам попробовать решить несколько проблемных ситуаций.
1. "Мама учит давать сдачу.
2. "Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурногигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) мама говорит, "он еще маленький, нам его жалко ".
3. "Вы предвзято относитесь к моему ребенку", педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка.
4. "Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?"
5. "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?"
6. Мама забирает ребенка из детского сада. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию воспитателю.
7. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
8. Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.
9. Мать, придя за ребенком вечером, обнаружила мокрые варежки в карманах куртки ребёнка, начинает ворчать, злиться на ребенка.
- Предложите Ваши ситуации.
ВЫВОД.
- Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес.
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеемся, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями и поделились опытом с начинающими воспитателями.
Памятка для педагога по работе с родителями
1.Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача- помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть , и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации , тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.
5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел и т.п.
6.Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы , и на ее обсуждение постройте разговор с родителями.
7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе, например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
8. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно, не допускается молчание при обсуждении проблемы; отвергая предложение ( мнение) , необходимо вносить встречное ;называть друг друга по имени отчеству или только по имени и т.д.
9. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
10. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
11.При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.
12.Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
13.Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.
14. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе. Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы. Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строго индивидуальна. Ведь педагог, как и врач ,должен руководствоваться девизом: «Не навреди!»
Как воспитателю организовать беседу с родителями
1.Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.
2.Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3.Взаимопонимание быстрее наладится , если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства , а не партнера.
4.Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.
5.Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить , что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде , чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше , чем навязывать родителю мнение воспитателя.
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все , что говорят родители , не выражая своего изумления или неодобрения.
- Консультация для воспитателей
«Эффективное взаимодействие с родителями»
Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Воспитатель в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, необходимо осуществлять работу по взаимодействию с семьями дошкольников.
К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Родители нуждаются в помощи специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
Из показателей активности родителей в взаимодействия с воспитателями можно увидеть что: в начале родители не принимают ни какого участия в жизни группы, не интересуются в вопросах гармонизации детско – родительских отношений. Для изменения данной ситуации воспитателям необходимо разрабатывать подходы и пути для успешной реализации этой ситуации.
Содержание работы воспитателя с родителями может включать в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми желательно знакомить родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не должны существовать второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе.
Сотрудничество воспитателя и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Воспитатели и родители вместе в сотрудничестве могут найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит, конечно, воспитателям. Союз, взаимопонимание воспитателей и родителей, их взаимное доверие получится из-за того, что в работу с родителями, воспитатель не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями свидетельствует о том, что воспитатель нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление воспитателя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начало работы начинается с взаимодействия с теми родителями, которые желают участвовать в жизни группы, поддерживают воспитателя. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Главный критерий – уровень взаимодействие воспитателя с родителями. К показателям которого можно отнести:
- родители советуются с воспитателями по вопросам гармонизации отношений с детьми;
- родители стремятся взаимодействовать с воспитателями в большей степени;
- родители заинтересованы, чтобы их дети воспитывались в духовно – нравственной сфере.
Таким образом, значительную часть образовательной работы организованную одновременно с детьми и родителями, в возникающих проблемах, в поставленных задачах надо решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Помощь в воспитании проводится, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей.
Для достижения положительных результатов в воспитании детей, родители взаимодействуют с воспитателями, через это общение они лучше видят пробелы в воспитании, или проблемы, которую надо решать в тандеме родители – ребёнок – педагог.
Содержание работы с родителями необходимо реализовывать через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы, консультации. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет, чему – то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение – родители убеждаются в том, что они могут получить поддержку и совет.
Отдельную группу составляют наглядно – информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:
- Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
- Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
- Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне 5 минут?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё – таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
- Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё – таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного о своём ребёнке не услышал, он постарается закончить разговор.
- Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу6 неважно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
- Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы воспитания и развития детей, общения с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне, затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.
- Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого–педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
- Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.
- Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
- Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, то «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.
- К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
- Стенд или книжка-раскладушка с материалами, подготовленными и обсуждёнными на родительских собраниях, круглых столах, семинарах-практикумах и конференциях, должны быть доступны родителям, их целесообразно размещать в детской раздевалке, ярко оформлять и печатать крупным шрифтом, чётко структурируя содержание. Там же можно вывесить для родителей лист отзыв и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.
- Создайте библиотеку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и её практическое применение.
- Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных, спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.
Десять правил проведения родительских собраний.
1.Собрание должно запомниться.
2.Собрание должно заставить задуматься.
3. Собрание должно настроить родителей на позитивный ,конструктивный лад.
4.Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
8 . Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1ч 20 мин.(20 мин. - донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы , учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
9.Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.
Чего не стоит делать на собрании?
- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Как сделать собрание запоминающимся?
Для этого надо:
-приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
-рекомендовать упражнения, книги, пособия;
-менять формы собраний.
Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад? Это значит:
- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
-Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
-Всегда поощрять наиболее активных родителей.
Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
Признаки успешного проведения собраний-встреч:
-направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;
-искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;
-способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах , предъявляемых участниками ; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.
-умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.
Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:
-уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;
-эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;
-активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
- определяя проблему ,находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями , а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия , прояснять смысл высказываний , говорить о своих чувствах);
-стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.
Рекомендации по успешному проведению
родительского собрания в ДОУ.
1.Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
2.Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
3.Обеспечить присмотр за детьми.
4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки , фотографии детей , видео и т.д.
5. Сделать красивые персональные приглашения.
6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
7.Сообщения должны быть короткими.
8.Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.
9.Провести собрание как встречу с друзьями.
10. Если кто-то не смог посетить собрание , выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
- Консультация для воспитателей
Тема: «Формы взаимодействия с родителями»
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году - в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. На наш взгляд, целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: ин формационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в табл.
Наименование | С какой целью | Формы проведевия |
используется эта форма | общения | |
Информацион- | Выявление интересов, | Про ведение социологи- |
но-аналитиче- | потребностей, запросов | ческих срезов, опро- |
ские | родителей, уровня их пе- | сов, «Почтовый ящик» |
дагогической грамотности | ||
Досуговые | Установление эмоцио- | Совместные досуги, |
нального контакта между | праздники, участие | |
педагогами, родителями, | родителей и детей в | |
детьми | выставках | |
Познавательные | Ознакомление родителей | Семинары-практику- |
с возрастными и психоло- | мы, педагогический | |
гическими особенностями | брифинг, педагогиче- | |
детей дошкольного возра- | ская гостиная, прове- | |
ста. Формирование у роди- | дение собраний, кон- | |
телей практических навы- | сультаций в нетради- | |
ков воспитания детей | ционной форме, | |
устные педагогические | ||
журналы, игры с пе- | ||
дагогическим содержа- | ||
нием, педагогическая | ||
библиотека для роди- | ||
телей | ||
Наглядно-ин- | Ознакомление родителей с | Информационные про- |
формационные: | работой дошкольного уч- | спекты для родителей, |
информацион- | реждения, особенностями | организация дней (не- |
но-ознакоми- | воспитания детей. | дель) открытых две- |
тельные; ин- | Формирование у родите- | рей, открытых про- |
формационно- | лей знаний о воспитании и | смотров занятий и дру- |
просветительские | развитии детей | гих видов деятельности |
детей. Выпуск газет, | ||
организация мини-биб- | ||
лиотек |
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения сих родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли про ведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах, а потом вместе с детьми строить скворечники. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Практическими работниками применяется Устный педагогический журнал, созданный и апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки» одного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные для малышей», «Лечим простуду», проводятся встречи с психологом, педиатром, астрологом.
В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На собраниях «Клуба почемучек» дети вместе с родителями просматривают картины, книги и обсуждают телепередачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгpуппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы - информационно-просвеmиmельской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное через газеты, организацию выставок и Т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» В жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Форма проведения: деловая игра. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка (5 минут) 2 часть. Коллокв...
Круглый стол для педагогов на тему: «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленько...
Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Форма проведения: деловая игра.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка. 2 часть. Коллоквиум.3 ч...
Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Приветствие участников, объявление темы.Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работ...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...