Викторина для педагогов " Всё о речи"
материал

Гугучкина Елена Леонидовна

Выступление на педсовете .Викторина для педагогов " Всё о речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете.24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для педагогов « Всё о речи»

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.

Актуальность данной проблемы очень велика. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, общения дошкольников.

Важно подчеркнуть, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом усвоению речи. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.

Плодотворно работать над речью детей может только тот воспитатель, который владеет собственной речью и неустанно заботится об её усовершенствовании. Речи воспитателя должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.  

Давайте ещё раз вспомним, из каких разделов состоит речь?

- словарь

- грамстрой речи

- ЗКР

- слоговая структура слова

- связная речь 

Сегодня мы проведем викторину по теме “Красивую речь приятно слушать”. У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме.

(Разделиться на команды. Придумать название команды. Выбрать жюри)

1 задание - разминка “Вопрос-ответ” (слайд 4)

1 команда

2 команда

Что такое звуки?

Сколько в русском языке гласных букв?

Какие звуки всегда твёрдые?

Назовите формы речи.

Назовите основные типы повествовательных текстов

Что такое буквы?

Сколько в русском языке гласных звуков?

Какие звуки всегда мягкие?

Какие умения развиваются в диалоге?

Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств действий?

2 задание “Весёлый поэт” Что такое чистоговорки?

Чистоговорка - набор слов и фраз, предназначенных для тренировки речевых произносительных навыков.

Ваша задача – придумать чистоговорки

(например: та-та-та – мы увидели кота; ту–ту–ту- -молока дадим коту; ас-ас ас – свет погас и т.д.)

3 задание “Подбери слова”

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

Русский язык очень богатый и образный. То или иное чувство, переживание, явление, событие можно выразить огромным количеством слов.

Чем больше ребёнок слышит в обычной разговорной речи взрослых (воспитателей) красивых, выразительных слов, тем больше впитывает он гармонию слова.

Придумать как можно больше слов-определений про ОСЕНЬ. Осень КАКАЯ? 

(золотая, ранняя, поздняя, сырая, дождливая, хмурая, солнечная, тёплая, сухая, листопадная и т.д.)

(По очереди каждый член каждой команды называет по 1 слову. Не повторяться!)

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: Что ДЕЛАЕТ осенний лист?  (желтеет, краснеет, сохнет, падает, летит, опадает, кружится, преет, плавает (в луже), шуршит, скручивается и т.д.)

Что можно ДЕЛАТЬ с осенним листом (рвать, бросать, мять, крошить, нюхать, гладить, трогать, сушить и т.д.)

4 задание “Найди пару”  Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. В этом часто приходят нам на помощь выразительные средства языка - фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм — это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл.

Приведите примеры фразеологизмов (“вот где собака зарыта”, “водить за нос”, “летать в облаках”)

В самом значении фразеологических оборотов заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

Фразеологические обороты – синонимы и антонимы - помогают в развитии внимания, учат сравнивать и делать выводы.

Ваша задача найти пару.

  • 1 команде – противоположные по смыслу, антонимы
  • 2 команде – похожие по смыслу, синонимы и объяснить значение подчеркнутых фразеологизмов.

Фразеологизмы – антонимы

— Тяжёл на подъём

— Семи пядей во лбу

— Заваривать кашу

— Капля в море

— По пальцам можно пересчитать

— Не покладая рук

— Засучив рукава

— В двух шагах

— Спустя рукава

— Капля в море

— Лёгок на подъём

— Сложа руки

— Обвести вокруг пальца

— Сколько душе угодно

— Как с гуся вода

— Чуть свет

— И след простыл

— Один на один

— Хоть пруд пруди

— Ноль внимания

--- Сколько душе угодно

— Звёзд с неба не хватает

— Расхлёбывать кашу

— За тридевять земель

— Как ветром сдуло

— Рукой подать

— Вверх дном

— На краю света

— Ни рыба, ни мясо

Фразеологизмы – синонимы

— Вверх ногами

— Водить за нос

— И был таков

— И в ус не дуть

— Кот наплакал

— Ни свет, ни заря

— С глазу на глаз

— Поминай как звали

— Спустя рукава

— Капля в море

— Лёгок на подъём

— Сложа руки

— Обвести вокруг пальца

— Сколько душе угодно

— Как с гуся вода

— Чуть свет

— И след простыл

— Один на один

— Хоть пруд пруди

— Ноль внимания

--- Сколько душе угодно

— Звёзд с неба не хватает

— Расхлёбывать кашу

— За тридевять земель

— Как ветром сдуло

— Рукой подать

— Вверх дном

— На краю света

— Ни рыба, ни мясо

5 задание “Скороговорка”

Что такое Скороговорка?

Скороговорка – это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГосочетаниях и слоВосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.

Можно ли в работе с дошкольниками использовать скороговорки?

Конечно, можно. Важно только правильно подбирать их для каждой возрастной группы.(например: в средней группе мы подбираем скороговорки с согласными раннего генеза: [п, т, к, м, н] и т.д. В старшей отрабатываем свистящие и шипящие звуки, а в подготовительной идёт дифференциация звуков [л - ль] [л-р] [с - ш] и т.д.)

Выбрать из нескольких 1 скороговорку для разучивания

Для разучивания в средней группе

Для заучивания в старшей группе

Тортилла тортами не торгует

От топота копыт пыль по полю летит

Проворонила ворона воронёнка

Мышка мыла мишке шишки, мало мыла дали мышке

Валин валенок провалился в прогалинок

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Купила бабуся бусы Марусе

Скороговорка рассказывает о каком-то, может, и не значительном, но событии. В ней есть мысль, которая выражается словами. А слово должно быть действенным.

Вам нужно произнести скороговорку с различной интонацией, передавая разное отношение к случившемуся.

- констатация факта

- сожаление

- радость

- злость

- удивление.

- разный логический смысл

Таким образом, вы убедились, как можно работать над интонационной выразительностью, используя скороговорки

6 задание – “Длинная история”

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов ДОУ. “Программой воспитания в детском саду” предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию. Показателем несформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста является – нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. В работе по развитию связной речи у старших дошкольниках нужно строго соблюдать постепенный переход от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. При планировании занятий соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования:

  • пересказ;
  • составление описательного рассказа;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин;
  • составление рассказов по сюжетной картине;
  • творческое рассказывание.

Овладение каждым видом рассказывания идёт постепенно, в определённой последовательности и осуществляются с опорой на предшествующий вид повествования.

Мы вам предлагаем игру “Длинная история”.

Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Первый игрок выкладывает на стол и придумывает предложения, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д. Побеждает команда, у которой рассказ получился сюжетным и интересным.

Итак, наша викторина подошла к концу. Вы сегодня показали свои творческие способности и теоретические знания. А мы показали, как, используя разные приёмы, можно легко и просто развивать все компоненты речи, которые являются основой коммуникации.

Пока ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ, предлагаем вам угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый

- прыщавый;

- кудрявый (правильный ответ) ;

- веснусчатый.

- Уварахтаться

- испачкаться (правильный ответ) ;

- укутаться;

- заблудиться.

- Остолопиться):

- сердиться;

- упрямиться;

- растеряться (правильный ответ).

- Встреснуться (

- влюбиться;

- спохватиться (правильный ответ) ;

- встряхнуться.

- Елдаечки

- пшеничные лепешки (правильный oтвет)

- старинные женские украшения;

- качели.

Жюри объявляет победителей викторины.

В заключение, как всегда, рефлексия. Продолжить фразу( вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)

  • Мне понравилось...
  • Особенно интересно было...
  • Я получила удовольствие от....
  • Для меня было сложным...
  • Не совсем было понятно...
  • Возьму в работу...
  • Я сегодня поняла...
  • Я воспользуюсь приёмом...
  • Сегодня меня раздражало....
  • Я получила информацию...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну речи (викторина для педагогов)

Связная речь – это наиболее сложный вид речевой деятельности.В материале предложены разные варианты заданий на развитие культуры речи....

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Выступление на педсовете на тему: "Викторина для педагогов по развитию речи "Грамотеи и Умники"

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи: повышать знания...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...