Роль игры в адаптационный период детей второй группы раннего возраста
статья (младшая группа)
В статье представлен опыт работы с детьми в адаптационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Терских Зоя Геннадьевна
Роль игры в адаптационный период детей второй группы раннего возраста
Работая не первый год с детьми раннего возраста, я понимаю, что каждый ребёнок испытывает адаптационный стресс, во время привыкания к новым для него условиям дошкольного учреждения. Очевидно, что у малыша меняется социальная ситуация развития. Ребёнок испытывает сильнейший стресс, когда рядом нет мамы, его близких родных. В этот период, необходимо создать условия, которые будут способствовать уменьшению воздействия стресса, который может повлечь за собой эмоциональные нарушения или замедление темпа психофизического развития ребенка.
Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из – за разлуки с близкими людьми? Так, что же такое адаптация? Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к её условиям.
Адаптация – от лат, «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальным и психологическом.
Опыт показал, что одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются игры, которые затрагивают все виды детской деятельности.
Таким образом, в своей работе с детьми раннего возраста, я ставила цель: Помочь детям безболезненно пережить поступление в детский сад.
Исходя из поставленной цели, решала ряд задач:
Создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей;
Формировать единый детско – взрослый коллектив на основе доверительных взаимоотношений на предметно – игровом уровне;
Учить ориентироваться в игровом помещении пространства группы, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
Воспитывать чувства симпатии и интерес к сверстнику, умение выполнять игровые действия.
Решая поставленные задачи, при организации игровой деятельности детей, обращала внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все малыши. По длительности подбирала игры непродолжительные и на формирование эмоционального контакта, на установление доверия воспитателю. А именно сопровождала совместные игровые действия улыбкой, ласковой интонацией, и проявляла заботу к каждому малышу.
В своей работе хочу остановиться на играх – забавах. Сюда входят хороводные и подвижные игры, потешки, музыкально – ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Все они способствовали установлению положительного контакта ребенка со сверстниками и с воспитателем и давали положительный эмоциональный заряд. Например, когда, я использовала хороводные игры, то переключала детей с плача на дружное хлопанье и топанье. Такие игры очень полезны для малышей, так как они удовлетворяют их потребность в движении, общении и образном поэтическом слове. Моя речь слушалась детьми при опоре на их собственные движения с включенными повторами слов («топ – топ, ножки» и др.). И, конечно же, дети, в таких играх, учились ходить за ручку по кругу. Чтобы облегчить процесс адаптации детей, использовала такие игры: «Еле – еле, еле – еле», «Каравай», «Пузырь», «Топ – топ, ножки». При организации таких игр, я давала возможность малышам, которые боялись или отказывались выполнять действия, просто понаблюдать за игрой других детей. Или обращалась к ребенку «Машенька, пойдем играть!». Огромную роль в адаптационный период приносят и подвижные игры. Они также были использованы в моей работе с малышами, чтобы снять у них эмоциональное напряжение, удовлетворить потребность в движении. Чтобы отвлечь малыша от переживаний и слёз, я предлагала такие упражнения «Полетаем, как птички», «Поскачем, как зайчики». Дети, в таких случаях, легко перенимали не только движения, но и настроение друг друга. В играх «Лошадка», «Зайка беленький сидит», «Вышла курочка гулять» использованы стихотворения, потешки и песенки. Все такие игры сопровождаются музыкой. Великий русский ученый В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
Когда дети переживают адаптационный период, когда многим тяжело в новой обстановке, именно игра помогает облегчить пребывание детей в группе детского сада. Опыт работы с детьми, в такой период, показал, что привыкание идёт быстрее, оно сопровождается меньшим напряжением и помогает не так болезненно пережить поступление в детский сад.
Библиографический список:
- Иванова Н.В., Кривовицина О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя) (1).
- Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации /Сост. М.А. Аралова. – 2 – е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (От рождения до трех).
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (Ранний возраст).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-626451-1429712129.jpg)
Игра и познавательное развитие детей второй группы раннего возраста
В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляю...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889667-1486308875.jpg)
Консультация для родителей Дидактические игры по развитию речи детей второй группы раннего возраста.
Опыт работы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-958452-1507893577.jpg)
Конспект занятия "Играем с Ксюшей" для детей второй группы раннего возраста
Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста "Играем с Ксюшей" с использованием интерактивной куклы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1177744-1571659611.jpg)
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста в детском саду
В данной статье я обсуждаю роль игры в детском саду. Во время игры дети могут преодолевать свою неуверенность, больше раскрываться как личности, учиться общаться со сверстниками и взрослыми. Поскольку...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1383500-1644173101.jpg)
Примерные игры в адаптационный период для обучающихся группы раннего возраста
Примерные игры в адаптационный период для обучающихся группы раннего дошкольного возраса...
План самообразования воспитателя МБДОУ "Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области" Попенко Светланы Николаевны на тему: "Дидактическая игра как форма обучения детей второй группы раннего возраста" 2023 - 2024 учебный год.
перспективное планирование плана самообразования второй группы раннего возраста 2023 - 2024 учебный год....