Роль игры в адаптационный период детей второй группы раннего возраста
статья (младшая группа)
В статье представлен опыт работы с детьми в адаптационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terskih_zoya_gennadevna.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Терских Зоя Геннадьевна
Роль игры в адаптационный период детей второй группы раннего возраста
Работая не первый год с детьми раннего возраста, я понимаю, что каждый ребёнок испытывает адаптационный стресс, во время привыкания к новым для него условиям дошкольного учреждения. Очевидно, что у малыша меняется социальная ситуация развития. Ребёнок испытывает сильнейший стресс, когда рядом нет мамы, его близких родных. В этот период, необходимо создать условия, которые будут способствовать уменьшению воздействия стресса, который может повлечь за собой эмоциональные нарушения или замедление темпа психофизического развития ребенка.
Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из – за разлуки с близкими людьми? Так, что же такое адаптация? Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к её условиям.
Адаптация – от лат, «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальным и психологическом.
Опыт показал, что одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются игры, которые затрагивают все виды детской деятельности.
Таким образом, в своей работе с детьми раннего возраста, я ставила цель: Помочь детям безболезненно пережить поступление в детский сад.
Исходя из поставленной цели, решала ряд задач:
Создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей;
Формировать единый детско – взрослый коллектив на основе доверительных взаимоотношений на предметно – игровом уровне;
Учить ориентироваться в игровом помещении пространства группы, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
Воспитывать чувства симпатии и интерес к сверстнику, умение выполнять игровые действия.
Решая поставленные задачи, при организации игровой деятельности детей, обращала внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все малыши. По длительности подбирала игры непродолжительные и на формирование эмоционального контакта, на установление доверия воспитателю. А именно сопровождала совместные игровые действия улыбкой, ласковой интонацией, и проявляла заботу к каждому малышу.
В своей работе хочу остановиться на играх – забавах. Сюда входят хороводные и подвижные игры, потешки, музыкально – ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Все они способствовали установлению положительного контакта ребенка со сверстниками и с воспитателем и давали положительный эмоциональный заряд. Например, когда, я использовала хороводные игры, то переключала детей с плача на дружное хлопанье и топанье. Такие игры очень полезны для малышей, так как они удовлетворяют их потребность в движении, общении и образном поэтическом слове. Моя речь слушалась детьми при опоре на их собственные движения с включенными повторами слов («топ – топ, ножки» и др.). И, конечно же, дети, в таких играх, учились ходить за ручку по кругу. Чтобы облегчить процесс адаптации детей, использовала такие игры: «Еле – еле, еле – еле», «Каравай», «Пузырь», «Топ – топ, ножки». При организации таких игр, я давала возможность малышам, которые боялись или отказывались выполнять действия, просто понаблюдать за игрой других детей. Или обращалась к ребенку «Машенька, пойдем играть!». Огромную роль в адаптационный период приносят и подвижные игры. Они также были использованы в моей работе с малышами, чтобы снять у них эмоциональное напряжение, удовлетворить потребность в движении. Чтобы отвлечь малыша от переживаний и слёз, я предлагала такие упражнения «Полетаем, как птички», «Поскачем, как зайчики». Дети, в таких случаях, легко перенимали не только движения, но и настроение друг друга. В играх «Лошадка», «Зайка беленький сидит», «Вышла курочка гулять» использованы стихотворения, потешки и песенки. Все такие игры сопровождаются музыкой. Великий русский ученый В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
Когда дети переживают адаптационный период, когда многим тяжело в новой обстановке, именно игра помогает облегчить пребывание детей в группе детского сада. Опыт работы с детьми, в такой период, показал, что привыкание идёт быстрее, оно сопровождается меньшим напряжением и помогает не так болезненно пережить поступление в детский сад.
Библиографический список:
- Иванова Н.В., Кривовицина О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя) (1).
- Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации /Сост. М.А. Аралова. – 2 – е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (От рождения до трех).
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (Ранний возраст).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...
Игра и познавательное развитие детей второй группы раннего возраста
В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляю...
Консультация для родителей Дидактические игры по развитию речи детей второй группы раннего возраста.
Опыт работы...
Конспект занятия "Играем с Ксюшей" для детей второй группы раннего возраста
Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста "Играем с Ксюшей" с использованием интерактивной куклы...
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста в детском саду
В данной статье я обсуждаю роль игры в детском саду. Во время игры дети могут преодолевать свою неуверенность, больше раскрываться как личности, учиться общаться со сверстниками и взрослыми. Поскольку...
Примерные игры в адаптационный период для обучающихся группы раннего возраста
Примерные игры в адаптационный период для обучающихся группы раннего дошкольного возраса...
План самообразования воспитателя МБДОУ "Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области" Попенко Светланы Николаевны на тему: "Дидактическая игра как форма обучения детей второй группы раннего возраста" 2023 - 2024 учебный год.
перспективное планирование плана самообразования второй группы раннего возраста 2023 - 2024 учебный год....