"Формирование семейных ценностей на занятиях по обучению составления рассказов из личного опыта дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Аксенова Наталья Александровна

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Современные проблемы образования: теория и практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_akesenova.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П. Баранова учитель - логопед МОУ ГПМцVI «Центр ДиК», МДОУ Х2б «Василек», Н.А. Аксенова Воспитатель МДОУ N26 «Василек» пгт. Белоозерский Воскресенский район

Формирование личностно значимых нравственных ориентиров у дошкольников.

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека -источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. [кузн с. 3 ]

Первые формы социального контакта - улыбка, комплекс оживления возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека. Развитие личности происходит по двум направлениям: «социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений)». [кузн. С.3]

Именно на гармонизацию этик двух линий развития ребенка и направлено образование, реализующее личностно - ориентированный подход.

Под нравственным развитием понимается «формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам» [кузн. С.4].

??? На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности педагог учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. «Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать,

дифференцировать и т. д. На эти умственные операции педагог ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации». [петрова с.9] Этическая беседа помогает обратить внимание детей «на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем» [петрова с.9]. Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов, примеров, ситуаций, событий, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог. [петрова с.9]. Каждой обсуждаемой ситуации, событию, факту дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная - призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

Мы хотим показать формирование нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре «Коробочка добрых дел».

Перед игрой была проведена большая подготовительная работа логопедом

и воспитателем.

Предварительная работа логопеда на коррекционных занятиях по развитию связной речи:

1. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Изменение конца рассказа. 2. Выбор пословицы к данной серии картинок: *Нет друга - ищи, а нашел - береги. *Дерево живет корнями, а человек - друзьями. * Друг познается в беде.

З. Анализирование загадок - рассказов:

*Мальчик ударил девочку. Он - жадина. Сколько ошибок сделал мальчик, какие?

*Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов? Он сделал три ошибки, какие?

4. Словарная работа. Работа с антонимами: хороший - плохой, добрый -злой, жадный - щедрый, умный - глупый...

Предварительная работа воспитателя:

1. Чтение произведений В.Осеевой «Волшебное слово», 2. Беседы на темы З. Рассматривание сюжетных картинок на тему «О хороших людях», «О дружбе и взаимопомощи животных».

4. Повторение правил поведения в группе:

*Помни о благодарности - говори «волшебные слова». *Всегда говори правду взрослым и детям - будь честным и правдивым. *умеешь сам - помоги товарищу. *Если игрушка одна - играем по очереди. * Спор разрешаем, опираясь на правила.

К нашему проекту подключили и родителей. Им поручили: 1. Подбор сюжетных картинок «О хороших людях», «О дружбе и взаимопомощи животных». 2.Коробочки с фотографиями на каждого ребенка. Фишки.

Ход беседы.

-Дети, мы много раз читали и говорили о хороших делах и поступках. Их мы «складывали» в большую коробку. Их совершали герои рассказов, стихов, историй. Как вы думаете, вы сможете быть вежливыми, выполнять правила поведения в игре, на занятиях, на прогулке, дома? -Давайте попробуем. Мы приготовили для вас очень красивые коробочки (показ коробочек). Назовем эти коробочки - коробочками добрых поступков. ц каждого будет своя коробочка, на которой приклеена его фотография. Эти коробочки - не простые, в них хранятся добрые дела и поступки. Мы потренируемся и завтра перед обедом подведем итоги добрых дел и раздадим фишки.

-Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми? Таким образом можно обыграть любую ситуацию, любое правило поведения. «Коробочка добрых дел» помогла педагогам лучше понимать детей, вместе с ними радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различны ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

Список использованной литературы:

1 .Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера 2002.-б4 с.

2.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозаика- Синтез, 2013.- 80 с.

3 Ермолаева С.А., Иванова Г.В. Семиотический подход как основа нравственного воспитания дошкольников / С.А. Ермолаева, Г.В. Иванова: монография - Коломна: МГОСГИ,2015. - 262 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Составление рассказов из личного опыта" Много у бабушки с нами хлопот"

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста..Формирование любви, заботы, доброты....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА» - «МОЙ ПИТОМЕЦ»

Занятие предназначено для проведения ООД с учётом ФГОС по развитию речи детей, обогащению словаря.Задачи:«Речевое развитие»: развивать умение составлять рассказы из личного опыта с использование...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА» «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИТОМЕЦ»

Конспект составлен с учетом ФГОС и направлен на развитие речи детей, обогащение словарного запаса....

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа из личного опыта «Как я укрепляю своё здоровье».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе. Тема недели «Быть здоровым...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...