«Развивающая предметно - пространственная среда как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сл.1 Тема доклада: «Развивающая предметно - пространственная среда как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Сл.2.
Классики отечественной психологии Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков говорили, что развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Сл.3.
Задача педагогов создать оптимальные условия, способствующие своевременному речевому развитию каждого шошкольника посредством организации развивающей предметно – пространственной среды в группе.
Сл.4.
Главные требования к построению РППС:
1) Насыщенность предметно-пространственной среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Сл.5.
Речевая среда строится в следующих направлениях: коммуникативно – речевая среда, развивающая предметно – пространственная среда.
Сл.6.
Под коммуникативно-речевой средой подразумевают взаимодействия: Ребенок – ребенок - это взаимодействие в самостоятельной игровой деятельности детей, на прогулках, взаимодействие в режимных моментах.
Родитель – ребенок. Взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности (чтение книг, сказок, выполнение домашних заданий, совместная игра, наблюдение на прогулках).
Педагог – ребенок. Ознакомление с художественной литературой, организация наблюдений, экскурсий, специально организованная игровая деятельность, любые формы занятий, взаимодействие внутри специальных объектов, образец речи во всех режимных моментах.
Сл.7.
Развивающая предметно – пространственная среда.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей группы.
Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и
игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием
развития речи.
Для того чтобы ребенок всегда мог найти себе игру и занятие по душе, а
речевое развитие у детей было всесторонним, на втором этапе в группе
следует определить центры организации определенного вида игровой
деятельности и выделить из них те, которые играют особую роль в развитии
речи. Каждый центр наполняется необходимым оборудованием, которое
доступно для детей и соответствует возрастным особенностям.
Сл.8.
Самый важный и главный в рамках работы по данному направлению
развития детей – это центр речевого развития. В центре должны содержаться различные пособия для проведения артикуляционных упражнений,
комплексы пальчиковых игр, приспособления для развития правильного
речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над
произношением, игры на развития всех компонентов устной речи детей.
Сл.9.
Деятельность в центре художественного слова способствует развитию всех сторон речевой системы:
- дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст;
- составлять описательные и творческие рассказы;
- работать над интонационной выразительностью речи;
- делают первые шаги в чтении;
- знакомятся с книжной культурой.
Вследствие чего происходит обогащение словарного запаса, отрабатывается как диалогическая, так и монологическая речь.
Сл.10.
В центре математики формируется грамматический строй речи и связная речь.
Сл.11.
Сенсорный центр способствует развитию мелкой моторики, тем самым активизируются зоны, отвечающие за речь.
Сл.12.
В центре творчества во время продуктивной деятельности создаются
условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками
действия.
Сл.13.
В экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:
- составлять предложения по демонстрируемым действиям;
- размышлять, рассуждать и доказывать;
- объяснять явления природы;
- составлять небольшие рассказы.
Сл.14.
Используя инструменты в музыкальном центре в своих играх:
- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
- у воспитанников происходит развитие не только музыкального, но и фонематического слуха (а это важно при подготовке к обучению
грамоте).
Сл.15.
Осуществляя деятельность в центре театрализации дети:
- учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке;
- перевоплощаясь в различных героев, меняют интонацию и голос;
- обогащают продуктивную речевую деятельность.
При этом у них развивается уверенность в себе и коммуникабельность.
Сл.16.
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться, что-то объяснять товарищу, договариваться.
Сл.17.
Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что
положительно влияет на функциональное состояние мозга, и соответственно
на развитие речи.
Одним из условий ФГОС дошкольного образования является поддержка
индивидуальности и инициативы детей. Поэтому в дошкольном учреждении
развивающая среда должна быть построена так, чтобы каждому воспитаннику была предоставлена возможность проявить индивидуальность
и творчество.
Сл.18
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности образовательного процесса. Развитие ребенка осуществляется только в игре,
а не в учебной деятельности.
Таким образом, специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребенка, создает возможность для успешного речевого развития, позволяет ребенку проявлять свои способности на занятиях, в свободной деятельности, помогает чувствовать себя уверенно, способствует в целом всестороннему гармоничному развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка...
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»
Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»...
«Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»
Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...
«Построение развивающей предметно - пространственной среды по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 1. Представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Построение развивающей предметно - пространственной среды по познавательному развитию для детей старшего дошкол...
Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для детей старшего дошкольного возраста
В данной статье расматривается создание предпосылок к проявлению самостоятельного познавательного интереса,через создание безопасной,насыщенной,функциональной и доступной предметно-развивающей с...