«Развивающая предметно - пространственная среда как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Мошкина Неля Григорьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сл.1 Тема доклада: «Развивающая предметно - пространственная среда как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Сл.2.

Классики отечественной психологии Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков говорили, что развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Сл.3.

Задача педагогов создать оптимальные условия, способствующие своевременному речевому развитию каждого шошкольника посредством организации развивающей  предметно – пространственной среды в группе.

Сл.4.

Главные требования к построению РППС:

1)        Насыщенность предметно-пространственной среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

2)        Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3)        Полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

     4) Вариативность среды предполагает:

 ● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Сл.5.

Речевая среда строится в следующих направлениях: коммуникативно – речевая среда, развивающая предметно – пространственная среда.

Сл.6.

Под коммуникативно-речевой средой подразумевают взаимодействия: Ребенок – ребенок - это взаимодействие в самостоятельной игровой  деятельности детей, на прогулках, взаимодействие в режимных моментах.

Родитель – ребенок. Взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности (чтение книг, сказок, выполнение домашних заданий, совместная игра, наблюдение на прогулках).

Педагог – ребенок. Ознакомление с художественной литературой, организация наблюдений, экскурсий, специально организованная игровая деятельность, любые формы занятий, взаимодействие внутри специальных объектов, образец речи во всех режимных моментах.

Сл.7.

Развивающая предметно – пространственная среда.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей группы.

Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и

игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и

активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием

развития речи.

Для того чтобы ребенок всегда мог найти себе игру и занятие по душе, а

речевое развитие у детей было всесторонним, на втором этапе в группе

следует определить центры организации определенного вида игровой

деятельности и выделить из них те, которые играют особую роль в развитии

речи. Каждый центр наполняется необходимым оборудованием, которое

доступно для детей и соответствует возрастным особенностям.

Сл.8.

Самый важный и главный в рамках работы по данному направлению

развития детей – это центр речевого развития. В центре должны содержаться различные пособия для проведения артикуляционных упражнений,

комплексы пальчиковых игр, приспособления для развития правильного

речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над

произношением, игры на развития всех компонентов устной речи детей.

Сл.9.

Деятельность в центре художественного слова способствует развитию всех сторон речевой системы:

  • дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст;
  • составлять описательные и творческие рассказы;
  • работать над интонационной выразительностью речи;
  • делают первые шаги в чтении;
  • знакомятся с книжной культурой.

Вследствие чего происходит обогащение словарного запаса, отрабатывается как диалогическая, так и монологическая речь.

Сл.10.

В центре математики формируется грамматический строй речи и связная речь.

Сл.11.

Сенсорный центр способствует развитию мелкой моторики, тем самым активизируются зоны, отвечающие за речь.

Сл.12.

В центре творчества во время продуктивной деятельности создаются

условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками

действия.

Сл.13.

В экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:

  • составлять предложения по демонстрируемым действиям;
  • размышлять, рассуждать и доказывать;
  • объяснять явления природы;
  • составлять небольшие рассказы.

Сл.14.

Используя инструменты в музыкальном центре в своих играх:

  • дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
  • у воспитанников происходит развитие не только музыкального, но и фонематического слуха (а это важно при подготовке к обучению

грамоте).

Сл.15.

Осуществляя деятельность в центре театрализации дети:

  • учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке;
  • перевоплощаясь в различных героев, меняют интонацию и голос;
  • обогащают продуктивную речевую деятельность.

При этом у них развивается уверенность в себе и коммуникабельность.

Сл.16.

Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии  речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться, что-то объяснять товарищу, договариваться.

Сл.17.

Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что

положительно влияет на функциональное состояние мозга, и соответственно

на развитие речи.

Одним из условий ФГОС дошкольного образования является поддержка

индивидуальности и инициативы детей. Поэтому в дошкольном учреждении

развивающая среда должна быть построена так, чтобы каждому воспитаннику была предоставлена возможность проявить индивидуальность

и творчество.

Сл.18

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности образовательного процесса. Развитие ребенка осуществляется только в игре,

а не в учебной деятельности.

Таким образом, специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребенка, создает возможность для успешного речевого развития, позволяет ребенку проявлять свои способности на занятиях, в свободной деятельности, помогает чувствовать себя уверенно, способствует в целом всестороннему гармоничному развитию личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»

Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в    1-ой младшей группе»...

«Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»

Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...

«Построение развивающей предметно - пространственной среды по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1. Представляю вашему вниманию   презентацию на тему:  «Построение развивающей предметно - пространственной среды  по познавательному развитию для детей старшего дошкол...

Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для детей старшего дошкольного возраста

В данной статье расматривается создание предпосылок  к проявлению самостоятельного познавательного интереса,через создание безопасной,насыщенной,функциональной и доступной предметно-развивающей с...