Конспект занятий нетрадиционной формы по сенсорному развитию (с услажнениями) "Путешествие зайчат в лес".
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Конспект занятия нетрадиционной формы по сенсорному развитию «Путешествие зайчат в лес»
Задачи (2 младшая группа):
- Закрепить способ соотнесения предметов по высоте (выше-ниже), величине (больше - меньше).
- Освоение умения при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире–уже), находить сходства и различия.
- Развитие ориентировки на два признака (цвет и форму).
Ход занятия
- Встаньте в круг, сейчас я вас всех постепенно превращу в зайчат.
(Звучит песня про зайчат).
- Покружились, покружились, и в зайчаток превратились.
- А я ваша мама - зайчиха, мы сегодня отправимся куда – то путешествовать, а куда, вы сейчас узнаете.
- Закройте все глаза и внимательно слушайте звуки и представляйте, что мы уже там (Звучит шум леса и голоса птиц).
- Вы узнали, куда мы попали? Что вы услышали? (дети высказывают, кто, что услышал)
- Да, мы уже в лесу.
- Здесь, я ваша мама - зайчиха проверю, чему вас научила, что вы знаете, что умеете делать.
- А что здесь растет?
- Правильно, елочки. Какого цвета? А по высоте елочки одинаковые или разные? Правильно, разные. Одна елочка - высокая, другая - низкая.
- Давайте поиграем: «раз, два, три, к высокой елочке беги». Возле какой елочки вы стоите?
- «Раз, два, три, к низкой елочке беги». Вот какие умные зайчата, вы теперь знаете, что елочки в лесу бывают высокие и низкие.
- А кто это здесь спрятался? Правильно, белочка.
- Что случилось, белочка, почему ты такая грустная и почему около тебя много шишек? – Здесь в лесу был сильный ветер, ураган. И много неприятностей принес лесным зверям.
- Белочка просит разобраться. Какая шишка, с какой елочки, чтобы она зимой знала, где какие шишки лежат.
- Поможем белочке разобрать шишки.
- Большие шишки с высокой елочки, а маленькие с низкой. Каждый подойдет и возьмет по две шишки одну большую другую маленькую, и положите под нужную елочку.
- Видите, зайчата, как пригодились нам знания. Белочка говорит вам спасибо, теперь она знает, где какие шишки лежат.
- Она просит вас взять ее собой, белочка покажет нам и расскажет, где еще что случилось, после того, как прошел сильный ветер.
- Все отправляемся в путь (звучит звук речки, на полу лежат две бумажных полосок, одна широкая, другая узкая). – Что это за шум? Да это шум речек. Какого цвета речки? А речки одинаковые или разные?
- Да разные. Одна речка узкая, а другая широкая. – Зайчата, как через речки перебраться?
- Правильно, перепрыгнуть (дети перепрыгивают узкую и широкую речку).
- Через какую речку вам легче перепрыгнуть? Да, через узкую.
- Белочка, ты что-то нам хочешь сказать? – Она говорит, что на реке стояли мосты, но ветер и здесь принес зверям неприятности, снес их. И просит вас правильно поставить на речках мостики (показываю прямоугольники, один широкий, другой узкий накладываю один прямоугольник на другой).
- Какой это мост? Какого цвета?– Какой это мост? Какого цвета?
- На какую речку поставим широкий мост? Да на широкую. – На какую речку поставим узкий мост? Правильно на узкую.
- Попрыгали зайчики по широкому мостику.
- Зайчики, давайте умоемся, чистой прозрачной водой, и нам станет легче продолжать наше путешествие (физ. минутка)
Ушки мыли, лапки мыли, носик мыли, хвостик мыли и теперь мы чистые зайчики пушистые.
- Белочка вам говорит спасибо, что еще одно доброе дело сделали, теперь звери могут ходить по мостику.
Наше путешествие продолжается (на столах лежат геометрические фигуры, разного цвета).
- Ребята, посмотрите, на полянку, здесь какие – то домики, давайте подойдем поближе, сядем вокруг полянки и рассмотрим их.
- Кто в каких домиках живет?
- Где живут лисички?
- Правильно, лисички живут в овальном домике красного цвета.
- Где волки живут?
- Да, волки живу в треугольном желтом домике.
- В каких домиках живут другие звери? (дети называют форму и цвет домиков).
- Белочка, говорит, что домики зверей тоже пострадали от ветра. У домиков нет дверей. Звери не могут понять, куда какие двери надо поставить. А мы зайчишки умные, мы все знаем.
- Возьмите по одной фигуре и поставьте правильно двери в домиках (каждый ребенок берет по одной геометрической фигуре и кладет в соответствующий проем дверей, в круглый проем кладет круг и.т.д.).
- Вот мы еще одно доброе дело сделали, спасли, зверей от холода, им теперь в своих домиках будет тепло.
- Зайчата, вы, наверное проголодались? - Белочка приглашает вас в свою столовую, она хочет вас отблагодарить за помощь, которую вы оказали зверятам (дети проходят в столовую, где в корзине лежат овощи, показываю морковь, капусту).
- Белочка говорит вам спасибо за вашу помощь в лесу, а ей нужно возвращаться в лес.
- И нам надо “превратится” в деток. Покружились, покружились и в деток превратились
- Что вам понравилось в путешествии больше всего?
- Как вы думаете, вы хорошо работали?
- За что бы ты себя похвалил?
Усложнение:
Задачи занятия нетрадиционной формы по сенсорному развитию «Путешествие зайчат в лес» (средняя группа):
1. Формирование сенсорных эталонов на основе ознакомления с образцами: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
2. Совершенствовать умения детей сравнивать и соотносить предметы с сенсорными эталонами.
3. Обучение использования эталонов как общественно обозначенных свойств и качеств предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбору предметов по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п. ).
4. Ознакомление с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
5. Обучение способам обследования предметов: соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов.
Задачи занятия нетрадиционной формы по сенсорному развитию «Путешествие зайчат в лес» (старшая группа):
1. Формирование сенсорных эталонов на основе ознакомления с разновидностями эталонов.
2. Обучать классифицировать предметы по разным признакам.
3. Обучение способам обследования предметов их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Задачи занятия нетрадиционной формы по сенсорному развитию «Путешествие зайчат в лес» (подготовительная группа):
1. Развитие умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
2. Обучение выделения в ходе восприятия несколько качеств предметов, сопоставлять предметы по форме, величине, строению, цвету; отмечать свойственные детали, совмещения цветов и оттенков.
3. Обогащать представления о цветах и оттенках.
4. Учить называть цвета по предметному свойству (малиновый, лимонный и др.).
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Деревья наших лесов»
Задачи (2 младшая группа):
- Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям;
- Расширять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям
- Ребята, посмотрите, какое необычное письмо принес нам почтальон. И прислал нам его хозяин леса старичок — Лесовичок. О чем же он нам пишет? Давайте прочитаем.
Здравствуйте, ребята!
В гости, в лес вас приглашаю
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет оно всем красоту, и добро, и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес.
- Ну, что, ребята, вы хотите попасть в осенний лес? Тогда давайте будем собираться. Какое время года у нас сейчас на улице? А осенью, чтобы выйти на улицу, какую одежду мы должны надеть?
Старичок-Лесовичок немножко волшебник, поэтому давайте попросим его чтобы он помог нам быстрее оказаться в лесу. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три! Старичок-Лесовичок в лес нас приведи». (Звучат звуки леса)
- Вот мы и оказались у ворот лесного царства. А кто, ребята, главные жители этого царства?
- Поскольку в лесу мы гости, то должны правильно вести себя. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать находясь в лесу?
- Прислушайтесь к звукам леса. Почему не слышно весёлого птичьего пения?
- Давайте вдохнём лесной воздух. Какой он?
- А кто же делает этот воздух таким чистым и свежим?
- Правильно, деревья. Они вдыхают грязный воздух, а выдыхают чистый. Посмотрите как здесь их много.
- А что такое дерево, ребята?
- Давайте назовём его части.
- А как вы думаете, деревья живые?
- Как же нам узнать где какое дерево растёт? Догадливый старичок — лесовичок приготовил для вас загадки. Если вы загадку отгадаете, тогда сразу же узнаем какое дерево перед нами.
Он стоит высокий, стройный
Лист на нём резной узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите он?... (клён)
- Какого цвета ствол у клёна?
- На что похожи листья клёна?
- В какой цыет расскрасила их осень?
- Если это лист клёна, то как он будет называтсья? А если их много?
- Посмотрите ребята, что это желтеет в траве под клёном?
- Как называются эти грибы? (Лисички)
- Давайте аккуратно срежем их и положим в нашу корзинку.
- А вот ещё одна загадка. (читает)
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей -
Много-много желудей! (дуб)
- Правильно, это дуб. Какого цвета ствол у дуба?
- Дуб считается царём среди деревьев в лесном царстве. Как вы думаете почему?
- А какие у него красивые вырезные листься. В какой цвет раскрасила их осень?
- Если это лист дуба, то как он будет называться? А если листьев много?
- А как называются плоды дуба? Кто из лесных жителей питается желудями.?
- Какие грибы любят расти под дуами?
- Давайте прочитаем ещё одну загадку.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
В лесу украшение,
И снегирям, дроздам угощение.
- Правильно, это рябина. Посмотрите, какой у неё стройный ствол. Какого он цвета?
- А какие красивые листсья у ребины. Они состоят из мелких листочков, которые расположены попарно, как будто держатся за руки. Какого они цвета? А как называется лист рябины? Кто питается ягодами рябины?
- А вот растёт ещё одно дерево, которое вы, наверное, узнаете сразу. Как оно называется? Как вы узнали, что это берёза?
- Если у берёзы ствол белый, то как он будет называться? А как называется лист рябины?
- А есть ли грибы под берёзой? Как они называются?
- Ребята, все деревья с которыми мы познакомились имеют листься, и называются лиственными, а лес, в котором растут только такие деревья, называется лиственным.
- Назовите мне деревья которые растут в нашем лиственном лесу?
- Как же красиво в осеннем лесу. Волшебница осень очень постаралась, чтобы нарядить кажое дерево в такой праздничный наряд. Давайтие мы с вами немножко отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Найди своё дерево». Каждый из вас сейчас превратится в листик (раздаёт каждому ребёнку по одному листу) и по моей команде будет искать дерево, с которого этот листик упал. Приготовились?
Раз, два, три! Листик к своему дереву беги!
(Под музыку проводится игра, у детей спрашивают, какими листьями они были и с какого дерева они упали).
- Отдохнули, ребята? Ой! Кто это шевелится среди опавших листьев? Верно, это ёжик. А почему у него на иголках листсья? Куда он их несёт? Посмотрим, каких листьев насобирал ёжик?
- Давайте и мы с вами насобираем красивых осенних листьев, сделаем из них букет и поставим его у нас в группе. Этот букет будет ещё долго напоминать нам о замечательном лесном царстве. (дети собирают листья)
- Вот какой замечательный букет получился. Вам понравилось наше путешествие?
- Где мы сегодня были?
- С какими деревьями встречались?
- Как называются все эти деревья одним словом?
- А как называется лес, в котором растут только такие деревья?
- А теперь давайте скажем лесу и его хозяину Старичку-Лесовичку — спасибо, за такую удивительную встречу с лесом, за лесные подарки.
Усложнение:
Задачи занятия по ознакомлению с окружающим миром «Деревья наших лесов» (средняя группа):
- Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
- Обучать выделять главное, сравнивать два дерева и два состояния одного и того же дерева в разное время года и находить разницу.
- Учить выделять причинно-следственные связи характерных особенностей строения деревьев и условий произрастания.
Задачи занятия по ознакомлению с окружающим миром «Деревья наших лесов» (старшая группа):
1. Обучать устанавливать общие закономерности процессов роста деревьев.
2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
Задачи занятия по ознакомлению с окружающим миром «Деревья наших лесов» (подготовительная группа):
1. Развитие элементарной формы логического мышления: способности к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки деревьев и делать обобщения.
2. расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).
3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в 1 младшей группе
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в 1 младшей группе «В гости к медвежатам» ...
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию во 2 младшей группе на тему :В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ ЗАЙЧОНОК .
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию во второй младшей группе на тему: «В гости к нам пришёл зайчонок»Тема «В гости к нам пришёл зайчонок» (Цвет и форма)Ос...
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию на тему: «Длиннее, короче»
Умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, закреплять слова длиннее, короче....
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию "Счет до 5"
Закрепление умений детей считать до 5...
Конспект занятия по математическому и сенсорному развития старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по математическому и сенсорному развития старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в средней группе «Полянка сказок».
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию...
Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Это конспект занятия по математике для старшей группы для детей с ОНР. Этот конспекте составлен с учётом особенностей детей с ТНР....