Индивидуальная программа профессионального самообразования. Тема: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №»
Индивидуальная программа
профессионального самообразования
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Составил:
Ф.И.О. педагога
Образование
Специальность
Педагогический стаж
Должность
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019
Дата окончания работы над темой: май 2020
Возраст детей
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня в процессе организации театрализованной деятельности в образовательный процесс.
Задачи:
1. Формировать способности к творческому саморазвитию.
2. Изучить психолого-педагогические, методические литературные источники по проблеме темы самообразования.
3. Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОО.
4. Подобрать и разработать картотеку речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеку театрализованных игр, этюдов; картотеку литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.
5. Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.
6. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.
7. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.
8. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;
9. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
10. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
11. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Актуальность:
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
Для формирования связной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии.
Предполагаемый результат:
У детей:
- Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
- В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
- Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
- Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
Для педагога:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение процессом построения театрализованной деятельности и обучения детей дошкольного возраста;
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Для родителей:
- привлечение родителей к организации воспитательно–образовательной работы с детьми;
- установление партнёрских отношений;
- повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обогащение и активизация воспитательных умений родителей.
Форма самообразования: индивидуальная.
Методическая литература:
1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. – М.: Творческий центр, 2003 – 128 с.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991.— 127 с.
3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: старшая группа / В. В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.
4. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация / Воспитание детей в игре / Т. И. Ерофеева, О. Л. Зверева. – М.: Просвещение, 1994. – 128с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014 – 368 с.
6. Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.
7. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов / Н. Ф. Сорокина. – М.: Аркти, 1999. – 159 с.
8. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Авт. /сост.: М. Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128 с.
9. Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
План самообразования на 2019/2020 учебный год
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы,
- анализ и обобщение теоретических данных,
- разработка комплексно – тематического планирования.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования,
- анализ результатов работы.
Сроки работы | Перечень проводимых мероприятий в процессе работы над темой (Формы работы) | Практический выход |
В течении года | Изучение методической и познавательной литературы по данной теме. Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей. | Библиографический список необходимой литературы, каталог полезных ссылок. Обогащение опыта родителей по теме беседы. |
В течении года | Оформление центра речевого развития Чтение художественных произведений, сказок, стихов | Речевое развитие. Детская художественная литература по жанрам |
Сентябрь | Разработка проекта с участием родителей «Театр своими руками» Анкетирование родителей Памятка для родителей «Как читать детям» | Атрибуты для театра Анкеты Обогащение опыта родителей по теме |
Октябрь | Разработка конспекта НОД «Знакомство с театральными профессиями» Создание литературного уголка Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитие ребёнка 5-7 лет» | Обогащение знаний по теме конспекта. Портреты детских писателей, поэтов План-конспект. Обогащение опыта родителей по теме консультации. |
В течении года | Создание театрального уголка с различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настольный, театр из стаканчиков, киндер-сюрпризов, театр резиновой игрушки, масочный театр. Изготовление атрибутов к театрализованным играм. Изготовление дидактических игр по сказкам. Изготовление схем, мнемотаблиц, алгоритмов для рассказывания. Разработка картотеки литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах. | Театральный уголок с различными видами театра Атрибуты к театрализованным играм Картотека дидактических игр по сказкам. Схемы, мнемотаблицы, алгоритмы для рассказывания. Картотека литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах. |
Ноябрь - Декабрь | Составление консультационного материала для родителей Викторина «Из какого литературного произведения данный предмет?» Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка» | Информационный уголок для родителей. Картотека литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах Обогащение опыта родителей по теме консультации |
Январь-февраль | Постановка спектакля «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака (теневой театр) Консультация для родителей «Средство домашнего воспитания – кукольный театр» | Конспект, атрибуты Обогащение опыта родителей по теме консультации |
Март | Разыгрывание русской народной сказки «У страха глаза велики» Организация выставки работ детей «Что такое театр» Оформление фотогазеты: «Театр – наш друг и помощник». | Конспект, атрибуты Творческие работы детей Фотогазета. |
Апрель - май | Итоговый анализ результатов работы по речи детей через театрализованную деятельность. Развлечение «Путешествие в сказку» Выставка работ «Театр своими руками» | Результаты мониторинга Конспект, атрибуты Творческие работы. |
Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников». | «Опыт педагога» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...
Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...
Индивидуальный план по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и ...
индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...
План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения голов...
План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения голов...
Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"...