Проект «Будь природе другом!»
проект (подготовительная группа)
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Будь природе другом!»
Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
1. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что
экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная
проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,
экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и
человечество из этого катастрофического состояния, в котором они
пребывают сейчас.
Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего
развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных
наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать
красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие
изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого,
дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное
отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно
обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в
дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду
сочетается с воздействиями на ребят в семье.
Таким образом, в ознакомлении дошкольников с природой,
формирование основ экологического сознания, культуры есть еще много
нерешенных проблем.
2. Участники
Дети подготовительной группы
Воспитатели
Родители
3. Принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка. Развивающий характер образования реализуется через
деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической
применимости;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей
дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей (физическая культура,
здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация,
чтение художественной литературы, художественное творчество,
музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации,
непрерывности и системности образования.
4. Форма и тип проекта
Краткосрочный (с 12.10.2020 г. по 16.10.2020 г. )
5. Цель проекта: создание условий для формирования у ребёнка
элементов экологической культуры, экологически грамотного
поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры
и фауны.
6. Задачи проекта:
Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой
природы.
Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать
новые знания; любознательность, наблюдательность.
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе,
выполняя правила безопасного труда.
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся
объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам,
человеку.
7. Предполагаемый результат
Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы и умеют
делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между
объектами природы.
Сопереживают и имеют желание помочь нуждающимся объектам
природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
8. Методы проекта
Наблюдение
Совместные творческие игры
Экспериментирование
Обучающие проектные игры
Познавательная деятельность
Презентации, виртуальная экскурсия
9. Этапы проекта
1. Подготовительный этап
1. Составление перспективного плана проведения СОД и наблюдений по
развитию экологической грамотности воспитанников.
2. Подбор программно – методического материала по направлению
работы.
3. Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы;
игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).
4. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
5. Посев семян.
7. Организовать родителей для совместного творчества со своими детьми.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей по выявлению
организации экологического воспитания детей дома
проведение консультаций;
оформление наглядно-агитационного материала по
организации экологического воспитания дома.
II -ой этап основной:
Реализация плана проекта
Понедельник: «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
Беседа «Лес – многоэтажный дом».
Цель: способствовать формированию у детей представление о много этажности леса.
Чтение произведения Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка».
Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях.
Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на
вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению,
познавательный интерес.
Презентация «Правила поведения в лесу»,
Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила
поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней
бережно относиться.
Рассматривание иллюстраций «Красной книги»
Цель: Закрепить знания о представителях флоры и фауны
земли, их красоте и пользе. Рассказать о Красной книге, в которую
внесены редкие и исчезающие виды.
Вторник: «Вода источник жизни»
Беседа: «Что мы знаем о воде?»
Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,
текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать
любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь
детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
воспитывать бережное отношение к воде.
Опытно – экспериментальная деятельность:
«Для чего нужна вода?».
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без
запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; Для всхода травы не
обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились
ростки.
Малоподвижная игра «Море волнуется»
Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать
фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
Среда «Природные явления родного края»
Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Цель: Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Экспериментирование «Круговорот воды в природе»
Цель: Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей. Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение. «Сказка о трех друзьях» Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.
Настольная игра «Времена года»
Цель: Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);
Цель: Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)
Четверг «Дикие животные»
Загадывание загадок «Дикие животные».
Цель: Расширить знания детей о диких животных родного края, учить
проявлять заботу к ним.
Рассказывание по схеме мнемотаблице «Расскажи о диких
животных »
Цель: Закрепление знаний о диких животных и их детенышей,
развивать коммуникативные навыки детей, учить составлять связный рассказ
по схеме мнемотаблице.
Самостоятельная деятельность: рисунки на тему «Дикие животные».
Цель. Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания,
особенностями внешнего вида и образа
жизни. Учить раскрашивать силуэты животных, не выходя за границы
контура.
Пятница: «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа»
Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»
Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы,
сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение
знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения
вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты;
воспитывать культуру поведения в окружающем мире.
Рассматривание экологического лэпбука.
Цель: развивать познавательный интерес к природе, логическое
мышление, познавательно – исследовательскую деятельность
Эксперимент проращивания пшеницы.
Цель: наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен
пшеницы.
Составление правил для сохранения чистоты природы.
Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и
придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать
умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.
III -ий этап заключительный:
Дети группы создали памятки по охране природы.
Игра
Создание лепбуков
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экспериментирование1
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? ( Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
- Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).
- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:
Крупно, дробно зачастило
Всю землю напоило (дождь).
-Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.
Экспериментирование1
Воспитатель: Дети, вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане, тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для
опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар,
гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды;
эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Ход занятия.
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Дети, вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку.
Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что
оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что
мы ему сможем помочь.
Воспитатель: Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул.
Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё
выясним.
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей). Вода – это
жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в
вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Хотите, ребята,
попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).
Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам.
Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой
символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная». На столе у воспитателя белый лист бумаги,
стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого).
Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается
символ этого свойства).
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите
убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю гуашь, и мы посмотрим, что
произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить
варенье. Попробуйте это сделать дома.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
(Детям предлагается бутылированная вода).
Воспитатель: Какая она? Сладкая Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли
это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства
воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром,
ложечки).
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в
стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель
демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на
вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы
детей). Вывод:оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в
неё добавили.
Опыт № 4 « Вода не имеет запаха».
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли
вода чем-нибудь? (Нет).
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого
свойства воды.
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус.
А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте
дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики.
Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о
ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с плакатом «Кому нужна вода»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового
о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и
запоминай: (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.
Вода – бесцветная. Вода – безвкусная. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (В помещении,
на улице).
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем
руки, купаемся, стираем, поливаем цветы).
Незнайка: Ну. Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда
моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь? Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи
необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди
затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать
кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка –
напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Беседа о природных явлениях
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).
- Верно. А еще во время грозы:
Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.
- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).
- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
Сказка о трех друзьях
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"
В проектной деятельности "Будь природе другом" воспитываю в детях заботливое отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю знания о растениях, животных, деревья...
ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"
В проектной деятельности "Будь природе другом" воспитываю в детях заботливое отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю знания о растениях, животных, деревья...
Экологический проект «Будь природе другом!»
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуман...
Проект "Будь природе другом"
Непосредственно образовательная деятельность с использованием иновационных педагогических технологий...
Проект "Будь природе другом"
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразно...
Экологический проект "Будь природе другом!"
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что земля...