Проект "Будь природе другом"
проект по окружающему миру на тему

Непосредственно образовательная деятельность с использованием иновационных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bud_prirode_drugom.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий» 

Тема: «Будь природе другом»

Актуальность.

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.                                                                                   В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников

Ведь именно в  дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Цель проекта:

Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста,  создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  2. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  3. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  4. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья;

Сроки реализации проекта: сентябрь – май. 2013 – 2014 г.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

 (сентябрь 2013 г.)

  2 этап –практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

  (сентябрь 2013 – май 2014 г.г.)

  3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, закрепление полученных знаний, формулировка вывода.

 (май 2014 г.)

 

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2013 г.

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа  М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  материала

Обогащение эколого - игровой среды

        Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

  создание Экологической тропинки на участке детского сада;  

 наблюдения, экскурсии на экологической тропе;                                                 - конкурсы для детей (в.ч. городской «Хочу всё знать»), воспитателей и родителей: «Природная кладовая», «Кормушки для птиц», «Снежные постройки», «Лучший участок»

 создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»;

 создание коллекции презентаций экологического направления;

 пополнение  уголков дидактические, экологические, имитационные игры, игры-путешествия ;                                          - эколого-познавательные праздники и развлечения

  выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»

По плану

Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

Пополнение уголка природы макетами:  «Времена года», «Обитатели природных зон», «Домашние животные», «Дары леса»;

 

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

В течение года

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выявить уровень развития экологической воспитанности детей 5-7 лет

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике  С.Н.Николаевой

Сентябрь 2013г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения НОД  ,образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников 6 лет

Сентябрь 2013 г.

Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов НОД с использованием экологического материала

Сентябрь-октябрь 2013 г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течение года

Проведение экологических праздников  «День птиц», «День Земли»,

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,

 

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Октябрь

2013 г.

Работа с родителями

Участие в акции «Кормушки для птиц»

 

 

 

 

 

Осень

Весна

Родительское собрание в группах «Воспитание любви к природе»

Благоустройство участка группы

 

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Прикоснись к природе сердцем»

 Посещение родителями НОД

 

В течении года

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет

Мониторинг качества экологического образования детей 6 лет

Май 2014 г.

Проведение итогового мониторинга по выявлению экологической воспитанности детей 6 лет по методике С.Н.Новиковой

Май 2014 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

 

Май 2014 г.

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Май 2014 г.

Определение перспектив работы

 

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Май 2014г.

Обобщение опыта семейного воспитания

 

Апрель - май 2014 г.

Подведение итогов конкурса «Лучший участок  детского сада»

 

Май 2014 г.

                                                                                                 

 

 

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголки  природы в группах;

- экологическая тропа на территории детского сада;

- огород на  территории ДОУ;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы,  слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотека книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

 

Методическое:

¬        теоретическая и методическая литература,

¬        периодическая печать,

¬        материалы по передовому педагогическому опыту.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

 

 

Дети

 

Педагоги

 

Родители

 

        У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

        Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

        У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

        Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

 

        Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

        Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

        Пополнится развивающая среда в группе.

        Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

  Обогащение уровня экологических знаний родителей.

        Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

        Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

        Возможность участвовать в совместных экологических  проектах

 

 

Заключение:

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила результативность проведённой проектной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития на конец года не осталось, вырос процент детей с высоким уровнем развития по данному направлению. Проведенная в течение года работа   по экологическому воспитанию детей 5-7 лет  привела к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка  и реализация системы мероприятий по организации  экологизации  предметно – развивающей среды в группах. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

В течение года родители принимали активное участие  в обогащение предметно – развивающей среды в группах. Родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы, на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

       Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1.   Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям, природе    в   целом.

2. Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   природы.  

     3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Наш  проект   способен  при   целенаправленной   деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать   себя   взрослыми людьми,    спасающими  и   оберегающими   природу родного края.

Список литературы:

1.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155. 

2.     Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, издательство 2014г., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ.

3.     Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4.      Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003..

5.      Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

6.     Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

7.     Молодцова  Л.П.  Игровые  экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.

8.     Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

9.  В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

10.   Интернет-ресурсы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Стань природе другом!"

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...

Войди в природу другом

Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...

"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.

"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...

Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".

ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".

Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру.  Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...

"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")

Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....