Проект "Будь природе другом"
проект по окружающему миру на тему
Непосредственно образовательная деятельность с использованием иновационных педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bud_prirode_drugom.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий»
Тема: «Будь природе другом»
Актуальность.
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников
Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи:
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья;
Сроки реализации проекта: сентябрь – май. 2013 – 2014 г.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
(сентябрь 2013 г.)
2 этап –практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
(сентябрь 2013 – май 2014 г.г.)
3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, закрепление полученных знаний, формулировка вывода.
(май 2014 г.)
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы |
Сентябрь 2013 г. |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья» | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: создание Экологической тропинки на участке детского сада; наблюдения, экскурсии на экологической тропе; - конкурсы для детей (в.ч. городской «Хочу всё знать»), воспитателей и родителей: «Природная кладовая», «Кормушки для птиц», «Снежные постройки», «Лучший участок» создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»; создание коллекции презентаций экологического направления; пополнение уголков дидактические, экологические, имитационные игры, игры-путешествия ; - эколого-познавательные праздники и развлечения выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем» | По плану | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | По плану | ||
Пополнение уголка природы макетами: «Времена года», «Обитатели природных зон», «Домашние животные», «Дары леса»;
| По плану | ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | По плану | |
Проведение консультаций | По плану | ||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома | В течение года | ||
ПРАКТИЧЕСКИЙ | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей 5-7 лет | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике С.Н.Николаевой | Сентябрь 2013г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения НОД ,образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников 6 лет | Сентябрь 2013 г. | |
Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов НОД с использованием экологического материала | Сентябрь-октябрь 2013 г. | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли», | По плану | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,
Открытые занятия и мероприятия | По плану | |
Выступление на педагогическом совете | По плану | ||
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием | Октябрь 2013 г. | ||
Работа с родителями | Участие в акции «Кормушки для птиц» |
Осень Весна | |
Родительское собрание в группах «Воспитание любви к природе» | |||
Благоустройство участка группы
| |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Прикоснись к природе сердцем» | |||
Посещение родителями НОД
| В течении года | ||
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет | Мониторинг качества экологического образования детей 6 лет | Май 2014 г. |
Проведение итогового мониторинга по выявлению экологической воспитанности детей 6 лет по методике С.Н.Новиковой | Май 2014 г. | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы
| Май 2014 г. | |
Презентация проекта (на педагогическом совете) | Май 2014 г. | ||
Определение перспектив работы |
| ||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2014г. | |
Обобщение опыта семейного воспитания
| Апрель - май 2014 г. | ||
Подведение итогов конкурса «Лучший участок детского сада»
| Май 2014 г. |
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголки природы в группах;
- экологическая тропа на территории детского сада;
- огород на территории ДОУ;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотека книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
¬ теоретическая и методическая литература,
¬ периодическая печать,
¬ материалы по передовому педагогическому опыту.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети |
Педагоги |
Родители
|
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
| Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей | Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах
|
Заключение:
Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила результативность проведённой проектной деятельности.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития на конец года не осталось, вырос процент детей с высоким уровнем развития по данному направлению. Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию детей 5-7 лет привела к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группах. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группах. Родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы, на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу родного края.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, издательство 2014г., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ.
3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003..
5. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008
6. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
7. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.
8. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
9. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
10. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Стань природе другом!"
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...
Войди в природу другом
Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...
"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.
"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...
Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".
ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....
ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"
В проектной деятельности "Будь природе другом" воспитываю в детях заботливое отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю знания о растениях, животных, деревья...
Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...
"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")
Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....