Проект "Будь природе другом"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_prirode_drugom.docx | 108.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Институт развития образования РБ
Кафедра дошкольного и предшкольного образования
Педагогический проект на тему:
Будь природе другом
Разработчики проекта:
Усманова Гузель Нургалиевна,
Учалы, сентябрь 2015г.
Структура проекта
- Тип проекта.
- Актуальность проекта.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Ожидаемый результат.
- Участники проекта.
- Период реализации проекта.
- Этапы реализации проекта.
- Список использованной литературы.
Приложения.
- Тип проекта.
Краткосрочный, групповой.
- Актуальность проекта.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
- Цель проекта. Формировать у детей представление о природе, как о своем доме.Формировать экологическую культуру старших дошкольников.
- Задачи проекта.
Образовательные задачи.Способствовать ознакомлению и расширению представлений детей об окружающей природе. Создать условия для закрепления у детей знаний о природе, о том, как ее беречь.
Развивающие задачи. Развивать речь, обогащать словарный запас детей через чтение художественной литературы, составление рассказов.
Развивать экологическое мышление и творческое воображениеу детей в процессе изготовления плакатов и макетов на экологические темы.
Воспитывающие задачи. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе,выполняя правила безопасного труда в природе. Воспитывать отношение к природе, как к своему дому.
- Ожидаемый результат. Дети имеют представления о природе, бережно относятся к объектам природы, владеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Дети знакомы с природоохранными знаками. Знакомы с Красной книгой. Дети могут нарисовать запрещающие знаки поведения человека в природе, знакомы с правилами поведения в лесу. Умеют изображать свои наблюдения на бумаге, коллективно могут создать композицию. У детей развита наблюдательность, память, внимание.
- Участники проекта. Дети старшей группы, воспитатели, родители.
- Период реализации проекта. 2 недели
- Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Создание необходимых условий для реализации проекта:
- Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;
- Подготовить предметно-развивающую среду: сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Лесная аптека», «Едем в лес», «Магазин «Семена»».
- Подготовить экологические игры и атрибуты к ним: «Микропоказ», «Звуки», «Перемешай и соотнеси»,«Помощники садовода», «Повтори».
- Внести атрибуты для подвижных игр: «Гуси-лебеди», «Совушка», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Охотники и зайцы», «Волк», «1,2,3, к дереву беги», «Конное состязание», «Ходят капельки по кругу», «Охотники и соколы».
- Изготовление и оформление дидактических игр: «Хорошо-плохо», «Природа-не природа», «Кто в домике живет?», «Где, что можно делать», «Что будет, если…», «Наши друзья», «Четвёртый лишний», «Зоологическое лото», «Угадай по описанию», «Собери картину», «Кто хочет стать экологом?», «Кто что ест?».
- Приобрести настольно-печатные игры: «Ботаническое лото», «Животные», «Собери цветок».
- Подбор иллюстраций и картин по теме проекта.
- Отгадывание загадок, чтение пословиц, поговорок о природе.
- Проведение бесед с детьми по проекту:«Что такое природа?», «Как нужно вести себя в лесу?», Беседа «Знаешь ли ты лес»,«Зелёная аптека»,«Лесные санитары».
- Оформление консультаций для родителей: «Значение природы в жизни людей», «Как прививать детям любовь к природе?», «Влияние окружающей природы на развитие детей».
- Приготовить презентации «Обитатели заповедника», «Растения, цветы»;
- Подготовить мультфильм «На лесной полянке», подобрать аудиозапись «Щебетание птиц».
- Художественное творчество: лепка и аппликация по темам «Природа», «Панно-красивые цветы», итоговое мероприятие аппликация «Берегите лес!»(коллективная работа).
- Выставка рисунков «Природа и мы», «Берегите природу»(выставка запрещающих знаков), «Растения из Красной книги», «Обитатели заповедника», «Что мы видели в лесу»;.
- Целевые экскурсии по территории детского сада.
- Экскурсия в лес совместно с родителями.
- Развлечение «Лесная эстафета».
- Знакомство с паспортом деревьев детского сада.
- Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев, наблюдение за птицами и насекомыми на участке ДОУ.
- Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме проекта: рассказ «Прогулка в лес» Т.А.Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», чтение энциклопедий о редких видах деревьев и растений, рассказы о растениях, книга «Ильменский заповедник».
- Знакомство с Красной книгой, создание «Нашей Красной книги».
- Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок.
- Подготовить анкеты для родителей «Экология».
- Оформление родительских уголков на экологические темы:«Значение природы в жизни людей», «Как прививать детям любовь к природе?»«Влияние окружающей природы на развитие детей».
- Организация фотовыставки семейных фотографий «Природа и мы».
- «Поэтический образ природы» - конкурс стихов о природе.
- Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе».
- Изготовление книжек-малышек родителями совместно с детьми на темы «Природа», «Животные», «Экологические знаки».
2. Основной этап.
Тема недели | День недели | ООД | Образовательная деятельность педагогов и детей в режиме | СДД |
«Протяни природе руку дружбы!» | Понедельник | Позн.развитие. «Природа - наш дом». Цель: Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру. Рисование:«Природа и мы». Цель:Способствовать формированию умения отображать в рисунке собственные замыслы.Развивать творческие способности, воображение.Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. |
| Внести комплекты карточек «Природа-не природа», «Живая и неживая природа» Создать условия для творческой работы детей. Внести иллюстрации, кисти, альбомный листы, краски. Создать условия для с/р игры. |
Вторник | Развитие речи. Чтение рассказа «Прогулка в лес» Т.А.Шорыгина. Цель: продолжать знакомить детей с худ.произведениями о природе. Худ.тв-во:лепка.«Природа»(по замыслу) Цель: Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений;Развивать внимание и наблюдательность |
| Внести иллюстрации, картины леса. Создать условия для экологических игр. Внести д/и. Создать условия для творческой работы детей; Внести пластилин, стеки. Внести иллюстрации, картины о природе. | |
Среда | Позн.развитие. «На лесной тропинке». Цель: создать условия для ознакомления детей с правилами поведения на природе. Рисование. «Береги природу» (запрещающие знаки поведения человека в природе) Цель: способствовать формированию умения придумывать природоохранные знаки. |
| Создать условия для просмотра мультфильма. Внести природоохранные знаки; Внести д/и «Собери картину»; Создать условия для разыгрывания игровой ситуации; Создать условия для творческой работы детей. | |
Четверг | Развитие речи. «Экологическая сказка». Цель: формировать умение у детей наблюдать за природой и беречь ее. Развивать речь, мышление. |
| Внести стих-е «Про всех на свете»; Внести загадки о животных; Создать условия экологической игры; Внести атрибуты для с/р игры; Внести атрибуты для уборки; Создать условия для п/и. | |
Пятница | Позн.развитие. «Экскурсия в лес». Цель: Создать условия для формирования навыков поведения в лесу. Способствовать развитию интереса к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь. |
| Создать условия для наблюдения; Внести атрибуты для развлечения в лесу; Внести кисти, краски для творческой работы детей. | |
«Красная книга» | Понедельник | Позн. развитие: «Знакомство с Красной книгой». Цель: способствовать ознакомлению детей с Красной книгой, её функцией, о растениях, внесённых в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. Рисование. «Растения из Красной книги». Цель: Способствовать знакомству детей с деревьями, внесёнными в Красную книгу; развивать умение создавать образ дерева. | •Наблюдения за деревьями на территории ДОУ. •Чтение энциклопедий о редких видах деревьев и растений. •Создание «Нашей Красной книги». •Рассматривание иллюстраций деревьев, кустарников и растений, внесённых в Красную книгу. •Беседа «Зелёная аптека». •П/и «1,2,3, к дереву беги».
| Создать условия для знакомства с Красной книгой; Внести иллюстрации деревьев, кустарников; Внести атрибуты для п/и; Внести атрибуты для создания «Нашей Красной книги». |
Вторник | Развитие речи. «Литературный калейдоскоп». Цель: выяснить, какие литературные произведения знают дети по данной теме. Худ.тв-во: аппликация. «Панно - красивые цветы». Цель: способствовать формированию у детей умения делать композицию из цветов и листьев. |
| Внести иллюстрации; Создать условия для просмотра презентации; Внести викторину, д/и; Создать условия для с/р игры; Внести пазлы. Создать условия для творческой работы детей; | |
Среда | Познав.развитие. «Животные Красной книги», «Что такое заповедник». Цель: познакомить детей с животными, внесёнными в Красную книгу и с понятием заповедник, его функциями. Рисование. «Обитатели заповедника». Цель: создать условия для формирования умения детей изображать животных на бумаге. | •Пополнение «Нашей Красной книги» иллюстрациями животных, внесённых в Красную книгу. •Рассматривание и чтение книги «Ильменский заповедник».
•Художественное творчество: рисование «Обитатели заповедника». •Д/и «Четвёртый лишний», «Зоологическое лото». | Создать условия для рассматривания и чтения книги «Ильменский заповедник»; Создать условия для просмотра презентации; Внести д/и «Четвертый лишний», «Зоологическое лото». Создать условия для творческой работы детей. | |
Четверг | Развитие речи. «Потешки, поговорки, пословицы». Цель: способствовать знакомству детей с пословицами и поговорками на тему природы. |
| Внести потешки, пословицы. Внести д/и. Создать условия для с/р игры; Внести атрибуты для уборки на участке. Внести атрибуты для п/и. | |
Пятница | Познание. «Птицы и насекомые Красной книги». Цель: Познакомить детей с редкими видами птиц и насекомых, внесёнными в Красную книгу. | •Наблюдение за птицами и насекомыми на участке ДОУ. •Прослушивание и узнавание голосов птиц (аудиозапись «Щебетание птиц»). •Чтение энциклопедий о редких видах птиц и насекомых.
| Создать условия для наблюдения. Внести аудиозапись «Щебетание птиц». Создать условия для знакомства с птицами и насекомыми Красной книги. Создать условия для с/р игр. Внести д/и. Внести атрибуты для п/и. |
Работа с родителями.
- Анкеты для родителей «Экология».
- Оформление родительских уголков на экологические темы:
- «Значение природы в жизни людей»
- «Как прививать детям любовь к природе?»
- «Влияние окружающей природы на развитие детей».
3. Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов.
4. Организация фотовыставки семейных фотографий «Природа и мы».
5. «Поэтический образ природы» - конкурс стихов о природе.
6. Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе».
7. Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга».
8. Совместная с родителями экскурсия в лес.
9. Изготовление книжек-малышек родителей совместно с детьми на темы «Природа», «Животные», «Экологические знаки».
- Заключительный этап.
Итоговое мероприятие: аппликация «Береги лес» (коллективная работа).
Цель:
1.Создать условия для знакомства детей с искусством плаката. Вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания.
2. Развивать детское творчество, умение работать с природным материалом.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы: ватман, природные материалы, клейстер, салфеточки.
Список использованной литературы.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. - №3. – с 126-127.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
- Клочкова Н.И., Руденко П.И. Учимся бережному отношению к природе. //
- Дошкольное воспитание.-2009.-№2.-с.31.
Приложение 1
«Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами? Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённое семью.Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Приложение 2
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
Приложение 3
Экологические игры
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
«Каждому своё место»
Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.
Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.
Игровые действия:
Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.
Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.
«Сокол и лиса» (подвижная игра)
Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.
Умение быстро действовать по сигналу ведущего.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.Вспомнить повадки лисы.Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.
«Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.
Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Приложение 4
Стихотворение «Про всех на свете»
Все – все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд – кто делает мед
И кто делает плохие дела
У кошки без мышки, у мышки без кошки,
Не лучшие делишки!
И, если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – ни будь лишним покажется,
То, это конечно, ошибкой окажется!
Все – все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны.
Б. Заходер
Рассказ «Девочки в лесу»
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге:______________________________
(По В.А. Сухомлинскому)
Вопрос детям: Что по-вашему, ответила Лида и почему?
Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес»
В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.
Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.
Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.
Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.
Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.
Что Паша сделал неправильно?
Медведица Ангелина остановила сына:
– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!
Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?
– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.
– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!
– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?
Можно ли рвать в лесу цветы?
– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.
– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.
– Давай! – обрадовалась Даша.
Можно ли ловить бабочек? Почему?
Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.
– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:
– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.
– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.
– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.
Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.
– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.
Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.
– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!
Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.
Вопросы
- Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
- Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
- Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
- Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
- Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?
Приложение 5
Загадки о растениях
Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,
Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать
(Подснежник) (Мать-и-мачеха)
Прячет цветок Белый цветок,
Сладкий медок. Кислый цветок
И в названье мед таиться В суп пригодиться,
Узнаете? (Медуница) Зовут его…?(Кислица)
В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают
Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают?
(Одуванчик) (На ромашке)
Вдоль дороге у межи Зеленый плот
В золотистой спелой ржи, По реке плывет,
Словно синий глазок, На плоту – красавица.
Смотрит в небо… Солнцу улыбается.
(Василек) (Кувшинка)
Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,
Выросли листочки, Что за шарик он растряс?
Белеют по кругу, Вся семья на парашютах
Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.
Такой цветочек (Одуванчик)
Мне нравиться очень!
(Ромашка)
Появились бубенчики – Он стоит в одежке -
Белые горошки. Как огонь на ножке.
Распустились колокольчики Станет без одежки
На зеленой ножке. Шариком на ножке.
(Ландыши) (Мак)
Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,
Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.
(Подорожник) (Подснежник)
На проталинке в лесу Стоит кудряшка -
Первым встретил я весну. Белая рубашка,
Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.
Первым из земли пробьюсь. Что это такое?
(Подснежник) (Ромашка)
Белые фонарики Каждый лист мой
На зеленой ножке Любит тропки
Я весной встретила У обочины дорог.
На лесной дорожке. Но однажды людям добрым
(Подснежник) Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Весь в пыли, хоть сил немного,На верхушке стебелька
У дороги он торчит, Солнышко и облака.
У него согнулись ноги. (Ромашка)
Неприметен он на вид.
(Подорожник)Выглянул цветочек
Белая корзинка, В полутьме лесной.
Золотое донце, Маленький разведчик
В ней лежит росинка ,Посланный весной.
И сверкает солнце. (Ромашка) (Подснежник)
Растет зеленый кустик, Из-под снега расцветает,
Дотронешься – укусит. Раньше всех весну встречает.
(Крапива) (Подснежник)
Горел в траве росистой Бегаешь берегом реки
Фонарик золотистый, Или лесной дорожкой,
Потом померк, потух Везде встретишь ты в пути
И превратился в пух. Растенье…
(Одуванчик) (Подорожник)
На лугах, лесных полянах Цветок с лепестками
Цветок полнехонек нектара. Различной окраски,
Зовут пчелиной кашкой, с красивым названьем…
Соседствует с ромашкой. (Анютины глазки)
(Клевер)
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если, случиться тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар –
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Ромашка лекарственная)
Маленькие, нежные Это прозвище недаром
Прямо у водицы. У красивого цветка,
Будто в зной полуденный Капля сочного нектара
Просятся напиться. И душиста, и сладка.
С синевою неба дружат От простуды излечиться
Эти милые цветы. Вам поможет…
Я их знаю, знает Ксюша. (Медуница)
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Головка на ножке Четыре ярко красных
В головке горошки. Блестящих лепестка
(Мак) И зернышки в коробочке
У этого цветка.
(Мак)
Держит девочка в руке Кувшины и блюдца
Облако на стебельке. Не тонут, не бьются.
(Одуванчик) (Кувшинки)
Какой цветочек маленький, Голодный шмелек
Знаем мы с тобой – Вздыхает тяжко:
Не беленький, не аленький, -Поесть бы кашки.
А бледно-голубой. -Да вот она «кашка»!
У ручейка лесного Попробуй, шмелек,
Виднеется чуть-чуть, В ней сок медовый,
Его названье вспомни Шмелям чудесный обед готовый.
И после не забудь. (Клевер)
(Незабудка)
Приложение 6
Конспект НОД в старшей группе «По страницам Красной книги. Цветы.»
Цель: Формирование у детей ответственности и доброго отношения к родной природе.
Задачи:
Знакомить детей с Красной книгой, растениями, занесенными в нее.
Закреплять знания о цветах, правилах поведения в природе.
Совершенствовать диалогическую речь детей.
Развивать творческие навыки.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: мяч, ваза с цветами, искусственный цветок, компьютер, проектор, презентация «Красная книга», разрезные картинки (одуванчик, василек, ромашка), музыкальное пр-ие «Вальс цветов» и портрет П.И.Чайковского, трубочки для коктейлей, салфетки бумажные, клей, ножницы, салфетка для рук.
- Орг. момент. Постановка цели.
Дети входят в экологическую студию. На столе в вазе стоят цветы.
- Ребята, я не случайно привела вас сюда. Когда я проходила мимо студии, то услышала слабый голосок.
- Как вы думаете, кто нас зовет? (Цветы).
- Что с ними случилось? (Они завяли)
- Почему?
- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (можно ли рвать цветы, ка вести себя в природе)
- А еще мы с вами вспомним все, что знаем о цветах.
- Дид. упражнение «Части цветка» (работа в мини - группах)
- Подойдите к столу. На тарелочках лежат разрезные картинки. Нужно собрать картинку и назвать цветок.
- Какие части есть у цветка? (корень, стебель, листья, цветок)
- Что необходимо для того, чтобы цветок рос? ( почва, вода, солнце)
- Какую пользу приносят нам цветы? (радуют своей красотой, пчелы собирают пыльцу)
- Игра «Садовник».
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Садовник». У меня в руках волшебный цветок. Кто его возьмет в руки, должен будет назвать 5 цветов. Начинать предложение будем со слов «У меня растут в саду…» и называем 5 названий цветов.
- Знакомство с Красной книгой.
- Ребята, в нашей стране очень много разных растений. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .
- Редкие растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к природе. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Постепенно растений остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие. И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда. Вот так выглядит Красная Книга России. (слайд)
- Она информирует, какие виды растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие растения. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.(слайд)
- На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможноспасти без введения специальных мер охраны.
- На желтых листах— уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
- На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.
- На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
- На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
- Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Музыкальный этюд «Вальс цветов»
- Ребята, один великий композитор так любил цветы, что сочинил музыкальное произведение, которое называется «Вальс цветов».
- Кто – нибудь узнал его? (портрет композитора)
- Правильно, это Петр Ильич Чайковский.
- Давайте мы с вами побудем цветами.
Под музыку дети изображают пробуждение цветка
- Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
- Почти в каждом регионе нашей страны созданы Красные книги.
- Кто мне скажет, как называется наша республика? (республика Башкортостан)
- В нашем крае тоже есть своя Красная книга. Я вам хочу показать растения, которые вы можете встретить в природе, и которые занесены в Красную книгу республики Башкортостан. (презентация)
Гусиный лук, подснежник, калужница, ландыш, ирис, адонис, копытень, рябчик, кандык, кубышка, кувшинка, папоротник, ковыль, венерин башмачок.
- Игра «Какие бывают цветы». (с мячом)
- Предлагаю поиграть в игру. Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы мне его возвращаете и называете группу цветов.
- Сад – садовые;
- Поле – полевые;
- Луг – луговые;
- Лес – лесные;
- Комната – комнатные;
- Вода – водяные;
- Гора – горные;
- Лекарство – лекарственные.
- Продуктивная деятельность.
- Ребята, можем ли мы помочь сохранить красоту нашей природы? Чем?
- Чтобы не губить живые цветы, я предлагаю вам сделать искусственные цветы, которые будут радовать нас своей красотой.
Конструирование цветов из салфеток
- Салфетку складываем пополам. Надрезаем на тонкие полоски со стороны сгиба. Намазываем клеем край заготовки. Оборачиваем коктейльную трубочку заготовкой, начиная сверху.
- Рефлексия
- Посмотрите, что произошло с цветами, просившими нас о помощи. (Они радуются)
- Почему они радуются? ( Мы нашли способ не губить живые цветы)
- Что вам больше всего запомнилось с нашей встречи? Понравилось?
- Пригодятся ли вам эти знания? Где?
Приложение 7
Приложение 7
Кроссворд 1.
1. Белые звоночки у меня в садочке; на зелёном стебельке прячутся в тенёчке. 2. По утрам мы, как цветы, неказисты и мелки; зато ночью наш аромат наполняет целый сад. 3. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета; но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету.
4. Я похожа на звезду – название так и переводится; я ближе к осени цвету, чтобы попасть в букеты школьницам. 5. Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. 6. Хороша я в свадебном букете, и в саду, где свищут соловьи; круглый год во многих странах света я служу признанием любви.
7. Есть у весеннего цветка приметы, чтоб не ошибиться: листик - как у чеснока, а корона – как у принца. 8. Пышный куст в саду расцвёл, привлекая многих пчёл; весь в больших цветах махровых - белых, розовых, бордовых. 9. На воде увидел ты эти белые цветы; они жители реки, на ночь прячут
Кроссворд 2.
1. Колючую, зелёную срубили топором, и в Новый Год она пришла к ребятам в дом. 2. А о чём она грустит, никому не говорит.
3. Растёт она в болоте, лист узкий, острый. 4. Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют. 5. В поле – метёлкой, в мешке – золотом. 6. В землю тёплую уйду, к солнцу колоском взойду. 7. Из земли вырастаю – весь мир одеваю. 8. Стоит колючая, как ёж, зимою в летнем платье. 9. Не море, а волнуется. 10. В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. 11. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Стань природе другом!"
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...
Войди в природу другом
Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...
"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.
"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...
Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".
ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....
ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"
В проектной деятельности "Будь природе другом" воспитываю в детях заботливое отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю знания о растениях, животных, деревья...
Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...
"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")
Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....