статья "Родителям о неправильном звукопроизношении детей или нужно ли обращаться к логопеду"
статья (старшая группа)

В статье размещена информация для родителей о том, какие бывают нарушения речи у детей, указываются причины возникновения таких нарушений. Указаны факты, когда ребенку необходима помощь логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о неправильном звукопроизношении  детей                                                    или нужно ли обращаться к логопеду

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Более того, недостатки устной речи  в будущем при обучении в школе, отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

Это важно знать!

  1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
  2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
  3. Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

  1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука  или вместо лук - ук;
  1. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]
    на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
  2. Искажение звука, проявляющееся например:

       - в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);

  • в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
  • в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти

нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):

  • плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
  • недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
  • дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое» нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
  • отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).

Обследование речи. 

Это обследование поможет установить, какие нарушения речи есть у ребенка. Иногда при повторении за взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому предложите ему самому назвать предметы, изображенные на картинках и внимательно слушайте, как он произносит звуки. Отметьте для себя, как малыш произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов, определите, к какой группе нарушений это можно отнести.

Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений.

1.        Высунуть язык и положить его на          нижнюю губу.
Вас должно насторожить, если:

  • ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык  беспокойный, подёргивается;
  • кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;
  • язык отклоняется в ту или иную сторону;
  • отмечается повышенное слюноотделение.

2.        Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Должно насторожить, если:

—        язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается слюноотделение;

3. Открыть рот и поднять язычок к верхней  губе. Должно насторожить, если;

  • ребёнок не может вообще поднять язык;
  • поднимает язык при помощи нижней губы.

Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

  1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.
  2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
  3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и навыков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.

Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, используя специальную литературу по коррекции звукопроизношения.

Рекомендации логопеда помогут вам, уважаемые родители, правильно заниматься с ребенком дома и вместе со специалистами успешно преодолевать недостатки звукопроизношения у вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о недостатках звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Этот  материал  поможет  коротко и  четко  рассказать  родителям о нарушениях звукопроизношения детей....

Консультация для родителей "Когда нужно обращаться к логопеду?"

Материал для родителей, о том когда нужно обращаться к логопеду....

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет от учителя-логопеда

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет...