«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
учебно-методический материал на тему

Ольга Владимировна Якимова

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Воспитатель ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

СП «Детский сад» «Созвездие»

Якимова Ольга Владимировна

2014г.

Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимы: пространство, среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития и действует в ней.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Пространственная среда организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 «Помоги мне это сделать самому!». Эти слова – девиз известной и популярной методики Марии Монтессори. Детская среда, как считает Монтессори, должна повторять взрослую, а значит первые игрушки – это вещи, которыми мы, взрослые, обычно пользуемся в быту. Это не значит, что мы будем использовать настоящий утюг, нож, но коробки, флаконы, тазики, совок с метёлкой должны быть самыми настоящими. И действовать с этими предметами надо так же, как в реальном мире: наливать воду в тазик, вытирать пыль, столы после еды, перебрать фасоль, нанизывать бусы на нитку, подметать, собирать мусор в совок – детям очень важно быть самостоятельными.

Конечно, не всегда хватает выдержки наблюдать, как размазывается грязь, вытирая стол или расплёскивается вода… Гораздо лучше, казалось бы, сделать всё самим. Но…?! Какой урок получат дети? Дети очень быстро сделают выводы: любое его начинание бессмысленно и не находит никакой поддержки взрослого. А значит быть самостоятельным неинтересно и не нужно.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственность и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей.

Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить 3 задачи, связанные между собой:

  1. Развить самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями;
  2. Вторая в том, чтобы самостоятельно использовать имеющиеся знания в практической игровой деятельности, в учении;
  3. Определить различные виды игры в развитии самостоятельности у детей;

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (о предметно-развивающей среде), которая должна обеспечивать ребёнку познавательную активность, соответствующую его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или со сверстниками. Воспитатель подключается в случаях конфликтных ситуаций или помочь ребёнку влиться в группу играющих.

Предметно-развивающая среда должна организоваться так, чтобы каждый мог выбрать игру по своему выбору. Среда должна отвечать возрастным и интеллектуальным особенностям детей, меняться в зависимости от темы образовательной деятельности (недели). Например, тема недели «Одежда». Подбираются дидактические игры «Что лишнее?», «Застегни пуговицы у рубашки», вкладыши-картинки «Оденем козу», шнурование «Одежда малыша»; чтение стихов, рассказов; раскраски по теме; сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу на прогулку» и др.

Трёхлетние дети любят заниматься в практической зоне; чудо-черепашка (завязывание бантов, застёгивание пуговиц, ремня, шнурование и т.д.). Очень много интересных игр с потешками: повесим платочки, кукольную одежду после стирки. Это задание не из лёгких! Многократное повторение движений (сжимание-разжимание) даёт отличную тренировку кончикам пальцев, закрепляет цвета и т.д. Вместо верёвки можно вырезать ёжика, ёлочку и нарядить ёлочку, приделать иголки ёжику.

Игры с фасолью: «Поможем повару перебрать фасоль» (белая, коричневая). Усложнить, спрятав в фасоли (крупе) маленькую игрушку, геометрическую фигурку; пересыпать крупу ложками из одной чашки в другую. Но всё это только под присмотром взрослых. Заинтересованность огромная!

Существует и много других «умных игрушек»: пирамидки, кубики, матрёшки, стаканчики, игрушки-гнёзда, пазлы, шнурование, счёты, рамки-вкладыши, разные виды мозаики, конструктора, строительного материала.

В своей группе мы изготовили для детей «стадион» для занятий пальчиками: футбол, баскетбол, ходьба по бревну и т.д. Спортсменами здесь выступают пальчики детей.

Забота о себе (мытьё рук, умение пользоваться платком, расчёской); забота об окружающих (вытирание пыли, вытирание стола, подметание) – это тоже предметно-развивающая среда.

Огромная роль отводится сюжетно-ролевым играм, где первым принципом является условие, что воспитатель играет вместе с детьми. На каждом этапе роста детей следует развёртывать игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ её построения.

Комфортная жизнь ребёнка в детском саду во многом зависит от них самих, сумеет ли ребёнок при желании играть в совместную игру со сверстниками, чтобы успешно играть с кем-то; ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть понятными.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольников является одной из главных ступеней на пути к развитию всесторонней личности. Проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Список литературы

1.  ФГОС дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от  07.10.2013 № 1155

Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — №  4. — С. 79.

2.   Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.

3.  Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.

4.    http://www.maaam.ru/detskijsad/-sozdanie-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-grupe-dou-v-sotvetstvi-s-federalnymi-gosudarstvenymi-trebovanijami-k-uslovijam-rea.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников» Автор: Якимова Ольга Владимировна, Воспитатель СП «Детский сад «Созвездие» ГБОУ СОШ п г т Петра-Дубрава 2013г.

Слайд 2

Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимы: пространство - среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития и действует в ней.

Слайд 3

Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить 3 задачи, связанные между собой: Первая - Развить самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями; Вторая в том, чтобы самостоятельно использовать имеющиеся знания в практической игровой деятельности, в учении; Третья - Определить различные виды игры в развитии самостоятельности у детей ;

Слайд 4

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (о предметно-развивающей среде), которая должна обеспечивать ребёнку познавательную активность, соответствующую его интересам и иметь развивающий характер.

Слайд 5

Среда должна отвечать возрастным и интеллектуальным особенностям детей

Слайд 6

Трёхлетние дети любят заниматься в практической зоне (завязывание бантов, застёгивание пуговиц, ремня, шнурование и т.д.).

Слайд 7

Игры с фасолью: «Поможем повару перебрать фасоль» Заинтересованность огромная!

Слайд 10

В своей группе мы изготовили для детей «стадион» для занятий пальчиками: футбол, баскетбол, ходьба по бревну и т.д. Спортсменами здесь выступают пальчики детей.

Слайд 12

Огромная роль отводится сюжетно-ролевым играм, где первым принципом является условие, что воспитатель играет вместе с детьми. На каждом этапе роста детей следует развёртывать игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ её построения.

Слайд 14

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольников является одной из главных ступеней на пути к развитию всесторонней личности.

Слайд 15

Л итература Новоселова , С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир « Квадро » / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79 . Артамонова , О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4 . Петровский , В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997 . http ://www.maaam.ru/detskijsad/-sozdanie-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-grupe-dou-v-sotvetstvi-s-federalnymi-gosudarstvenymi-trebovanijami-k-uslovijam-rea.html

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на ...

Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное...

Статья "Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие игры в свете ФГОС. Игра - не развлечение, а особенный метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Памятка "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Сегодня сохранение и развитие чувства патриотизма – стратегическая задача государства и общества....

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...