Статья: "Развитие творческих способностей детей через театральные постановки"
статья
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». В детстве у каждого человека хотя бы на короткое время появляется свой собственный театр кукол. Все в нем – персонажи, декорации, ширмы - создается силой фантазии из подручных средств. Детский театр рожается из «оживления» предмета, неутолимого желания играть, веры в сказку и мечты о чуде. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие творческих способностей детей через театральные постановки» воспитателя МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 211» Яловой Марины Николаевны
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». В детстве у каждого человека хотя бы на короткое время появляется свой собственный театр кукол. Все в нем – персонажи, декорации, ширмы - создается силой фантазии из подручных средств. Детский театр рожается из «оживления» предмета, неутолимого желания играть, веры в сказку и мечты о чуде. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Все мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДОУ один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
1. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.
2. Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр).
3. Воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.
4. Развитие эмоций, воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
1. Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль).
2. Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации).
3. Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений.
4. Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие:
1. Содействие развитию монологической и диалогической речи.
2. Обогащение словаря.
3. Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие:
1. Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору.
2. Развитие воображения.
3. Приобщение к совместной дизайн деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
4. Создание выразительного художественного образа.
5. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
1. Согласование действий и сопровождающей их речи.
2. Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.
3. Выразительность исполнения основных видов движений.
4. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Система работы по организации театрализованной деятельности:
1. Предметно-пространственная развивающая среда
2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность.
3. Взаимодействие с педагогами.
4. Работа с детьми.
5. Взаимодействие с родителями.
6. Взаимодействие с социумом.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Формы работы: театрализованные игры, игры- ситуации, рассказы о театре, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, дидактические игры, сюрпризные моменты, загадывание загадок, ситуации общения, игровые упражнения на умения высказываться, чтение литературы.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:
- Пальчиковые игры.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры-превращения, образные упражнения.
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Ритмические минутки.
- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы.
- Театральные этюды.
- Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов.
- Просмотр кукольных спектаклей.
Требования к организации театрализованных игр:
Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Итоги наблюдений, позволили сделать выводы о позитивных результатах внедрения театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС. Подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6888429","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-707023-1449755650.jpg)
Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театрально-игровую деятельность"
В презентации раскрыты методы и приемы, основные направления работы с детьми по развитию речи и творческих способностей через театрально-игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-838903-1479400477.jpg)
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/05/picture-330170-1528201413.png)
Деловая игра "Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность"
Данную деловую игру можно использовать для проведения педагогического совета...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/24/picture-1156800-1566666194.jpg)
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность
Самообразование педагога Матановой Елены АльбровныАктуальность.В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/19/picture-1256521-1592562571.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию творческих способностей детей через театрально-речевую деятельность "Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок"
Практическая значимость: Формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости,Развития воображения, эмоциональной сферы. Методы работы: üМетод драматизации, позволяющи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290693-1605706978.jpg)
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся социально-нравственного воспитания, формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно...