СТАТЬЯ "Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
статья по психологии (старшая группа)
Согласно культурно-исторической парадигме Л.С. Выготского, объясняющей особенности психического развития детей, период дошкольного детства – это время игры. Игра, как ведущий вид деятельности, способствует появлению таких психических новообразований, как: личное сознание, произвольное поведение и соподчинение мотивов [1]. Произвольность психических процессов, в свою очередь, - качественно новый виток в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения, когда ребенок нацелено готов учить стихотворения, размышлять над головоломками, самостоятельно решать сложные задания, проявляя усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igroterapiya_4.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротерапия как средство развития познавательных процессов
у детей дошкольного возраста
Согласно культурно-исторической парадигме Л.С. Выготского, объясняющей особенности психического развития детей, период дошкольного детства – это время игры. Игра, как ведущий вид деятельности, способствует появлению таких психических новообразований, как: личное сознание, произвольное поведение и соподчинение мотивов [1]. Произвольность психических процессов, в свою очередь, - качественно новый виток в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения, когда ребенок нацелено готов учить стихотворения, размышлять над головоломками, самостоятельно решать сложные задания, проявляя усидчивость.
В целях развития познавательных процессов дошкольников подготовительной группы МБДОУ д/с №25 ст. Петровской Славянского района Краснодарского края нами была апробирована программа по игротерапии «Веселые клубочки». Программа состоит из 10 занятий, содержащих различные виды игр в детском саду и комбинированных друг с другом. При составлении программы мы опирались на следующую классификацию игр дошкольников:
- дидактические игры;
- развивающие игры;
- творческие игры.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой. Дидактические игры имеют своеобразную структуру: дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов [4].
Мы использовали следующие дидактические игры: «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число», «Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника», «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому». Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом», «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами», «Как ты провел выходные» и др.
Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Они открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.
Мы использовали следующие развивающие игры:
- игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай-ка», «Кубики для всех» и др.);
- геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А. Михайловой («Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);
- игры В.В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);
- игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
В творческих играх отображаются впечатления детишек об окружающей жизни. Мы использовали: сюжетно-ролевые игры («Зоопарк», «Автопарк», «Магазин», «Парикмахерская»), театрализованные игры (кукольный театр) и конструктивно-строительные игры (участвуя в этом виде деятельности, дети знакомились с профессией строителя, архитектора, дизайнера).
Следует отметить также, что игротерапия как вид психокоррекционного воздействия отличается от традиционной игры рядом признаков:
- рефлексия;
- игра предполагает взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми (нами применялся в групповом формате) [7].
Всего в программе приняли участие 15 воспитанников. В целях отслеживания динамики в развитии познавательных процессов нами было проведено первичное исследование уровня памяти (зрительная и слуховая), внимания и мышления. Были использованы следующие методики: «Запомни рисунки», «Заучивание 10 слов», «Корректурная проба», «Найди лишнее», «Назови одним словом». Результаты первичной диагностики отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
По результатам реализации программы видим качественно новые показатели, полученные в ходе повторной диагностики и отраженные в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Анализируя полученные результаты, можем сделать следующие выводы по итогам исследования:
- по всем познавательным процессам (зрительная память, слуховая память, внимание, классификация, обобщение) выросло количество детей, демонстрирующих средний и высокий уровень их развития;
- по всем познавательным процессам снизилось количество детей, демонстрирующих низкий уровень их развития.
Действительно, игротерапия способствует развитию познавательных процессов, программа «Веселые клубочки» может считаться эффективной и может быть внедрена в широкую практику работы педагога-психолога в детском саду.
По результатам реализации программы нами была проведена дополнительная работа. Апробировав различные игры в детском саду, мы создали памятку для родителей, в которой множество рекомендаций о том, как организовать игротерапию дома, среди них:
- занимайтесь с ребенком лепкой из любого доступного материала (пластилин, тесто);
- играйте в ладошки: считайте и хлопайте, перекручивайте пальцы и просите повторить, сопровождайте счет кулачками – разжали-сжали и т.д.;
- поручайте мелкую работу по дому (вытереть пыль, разобрать вещи, пришить пуговицу);
- играйте с конструкторами и мозаиками;
- решайте вместе различные лабиринты;
- мысленно поворачивайте фигуры и тренируйтесь рисовать их расположение после поворота;
- считайте вместе деревья в саду, повороты по дороге в школу, количество тетрадей и учебников и т.д.;
- учитесь решать ребусы;
- тренируйтесь в заучивании стишков. Для лучшего эффекта можно записывать речь ребенка, когда он рассказывает выученный стих, на магнитофон и после давать ему прослушивать. Как правило, дети сначала смеются, затем огорчаются, затем снова и снова хотят сами себя слышать и исправляют ошибки;
- повторяйте и проговаривайте «путь в школу» (какие магазины проходишь, какие деревья растут, сколько минут добираться и т.д.);
- сочиняйте фантастические истории про любимых героев.
Список литературы:
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М.: Форум, 2009. - 155с.
2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 2008. – 265 с.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2008. – 305 с.
4. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 2006. – 420 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. – 208 с.
7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 2008. – 313 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, наблюдать.В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрыв...
Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах
Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...