«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманной взаимодействия с природной средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Элизбарашвили К.Р.
Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.
Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманной взаимодействия с природной средой.
Это тема актуальна. Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
В процессе экологического воспитания детей используют различные методы:
- наглядные (наблюдение, демонстрация);
- практические (игра, труд);
- словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт).
Примерно в 3–4 года малыш начинает спрашивать о том, что ему интересно: используйте период «почемучества» для активного знакомства с окружающим миром! В этом возрасте он уже должен различать домашних и диких животных, называть их детенышей, опознавать насекомых и некоторых пресмыкающихся (ящерица, лягушка), называть несколько видов деревьев и цветов, уметь показывать их части (ствол, ветви и листья, стебель и цветок), знать овощи, фрукты, ягоды и грибы, иметь представление о временах года и погодных явлениях.
Для более тесного контакта с природой используются прогулки. Надо приучать ребенка замечать происходящие вокруг сезонные изменения (почки набухли – появились листочки) и наблюдать за явлениями природы (светит солнышко, льет дождь, дует ветер).
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств. Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними.
Интересная и полезная форма работы — это привлечение дошкольников к систематическим наблюдениям и сравнениям.
Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение. Дети рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сравнить растение с «фотографиями» и определить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию.
Начальным звеном общей концепция непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания.
Таким образом, в дошкольном учреждении применяются такие основные типы экологических занятий:
- занятия первично-ознакомительного типа;
- занятий углубленно-познавательного типа;
- занятия обобщающего типа;
- занятия комплексного типа.
Основным содержанием наблюдений детей младшего дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги.
Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....
Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы
План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....
Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...