Перспективный план по ЗОЖ 1 младшая группа
учебно-методический материал (младшая группа)

Малинова Юлия Александровна

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя укрепить лекарствами или купить в аптеке. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Чаще всего мы судим  о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний, но ведь критериями  здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.

 В настоящее время идет  постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_zozh_1_ml_gruppa.docx892.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Перспективный план по ЗОЖ «Здоровый малыш – счастливая мама» в первой младшей группе «Лучики».

Выполнила воспитатель:

 Малинова Ю.А.                                          

Г. Красноярск 2020г

  1. Актуальность программы.

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя укрепить лекарствами или купить в аптеке. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Чаще всего мы судим  о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний, но ведь критериями  здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.

 В настоящее время идет  постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Детские шалости и другие опасные жизненные непредсказуемые ситуации приводят иногда к необратимым последствиям. Именно поэтому в центре работы по формированию здорового образа жизни должна стоять семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.  Интенсивная работа в этот период и придет к положительному результату.

Обращение родителей за консультациями по проблеме формирования здорового образа жизни и большое количество часто болеющих детей в группе, что препятствовало положительной динамике адаптации детей,  явились самыми острыми проблемами, на основе этого и была создана программа «Здоровый малыш – счастливая мама», которая  позволит комплексно решить образовательно–воспитательные задачи:

  • в области физического развития  –  овладеть элементарными физическими навыками, совершенствовать координации движений, крупной и мелкой моторики; овладеть подвижными играми с правилами;  развивать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной и волевой  сфере.  
  • в области познавательного развития – формировать первичные представления о культурно-гигиенических навыках; о свойствах и отношениях окружающего мира;  способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.
  • в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,  эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
  • в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, сопровождать игры речевым сопровождением.
  • в области художественно-эстетического развития – способствовать пониманию музыкальных произведений; развитие ритма, темпа движений; становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
  1.  Цели и задачи программы.

Цель: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, сформировать у родителей и воспитанников ответственность за  сохранность собственного здоровья.

Задачи:         

  • Обеспечить снижение частоты случаев острой заболеваемости;
  • Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и развития физических навыков детей;
  • Совершенствовать функции ведущих физических систем организма ребенка, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуре;
  • Повысить грамотность родителей в вопросах оздоровления ребенка.

Целевая аудитория: дети 2-3 года, воспитатели, родители воспитанников.

Прогноз возможных трудностей в реализации программы:

            1. Поиск места для хранения материала по мере их увеличения;

        2. Отсутствие поддержки со стороны родителей;

  1. Сроки реализации программы.

Реализация программы рассчитана на учебный год и осуществляется с сентября 2020 по июнь 2021г.

  1. Этапы реализации программы:

Первый этап – подготовительный

  • подбор методической литературы, аудио каталога;
  • привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми (сообщение на собрании);
  • разработка конспектов по теме ООД по образовательной области «Физическое развитие», утренних гимнастик, бодрящих гимнастик;
  • набор картотек: физминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, пальчиковых игр, утренних гимнастик;
  • подбор материала для дыхательной гимнастики, закаливания, коррекции плоскостопия, физкультурных игр.

Второй этап – основной

  • организация работы с родителями;
  • реализация мероприятий по оздоровлению детей.

Третий этап – заключительный

  • Презентация программы на родительском собрании и педагогическом совете.
  1.   Ожидаемые результаты реализации программы.
  1. осознание взрослыми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья, появление интереса у родителей к проблеме оздоровления своего ребенка;
  2. сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости;
  3. создание уголка оздоровительного материала для детей;
  4. фото альбом: «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Здоровый ребенок»;
  5. создание папки для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями.

Продукты реализации программы: уголок оздоровительного материала для детей; папка для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями; альбом «Мама, папа, я спортивная семья», «Здоровый ребенок».  

Презентация программы: представление фотоотчета на родительском собрании, на семинарах и педагогических советах, на городском и областном конкурсах методических разработок.

7.   План реализации программы

Работа по реализации программы ведется по двум направлениям: работа с родителями воспитанников группы раннего возраста и работа с детьми.

  1. План работы с родителями

сроки

Консультации

Родительские собрания, мастер – классы, анкетирование, буклеты и т.д.

Творческие работы

сентябрь

«Осенью на прогулке», «Индивидуальные особенности детей», «Как снять напряжение после детского сада».

Сообщение на собрании «Оздоровительная работа в детском саду».

Изготовление индивидуальных подушек, «Волшебных мешочков», сбор фото для альбома «Мама, папа, я – спортивная семья».

октябрь

«Как бороться со страхами», «Что делать, если ребенок впадает в истерику», «Как одеть ребенка осенью». 

Папка – передвижка «Уроки безопасности», Папка – передвижка «Здоровье на тарелке»;

Мастер-класс «Полезные игрушки».

Совместное изготовление массажных ковриков.

ноябрь

«7 родительских заблуждений о морозной погоде», «Профилактика ГРИППА».

Пополнение родительского уголка

декабрь

«Господин лук», «Травмы можно избежать», «Советы Неболейки».

Буклет «Одеваемся правильно на прогулку»

Конкурс «Рукавица Деда Мороза».

январь

«Оздоровительная работа в условиях ДОО» дыхательная гимнастика, «Оздоровительная работа в условиях ДОО» правила пробуждения, «Оздоровительная работа в условиях ДОО» самомассаж.

Буклеты «Советы Неболейки»

Пополнение оздоровительного уголка материалом для дыхательной гимнастики.

февраль

«Развиваем пальчики»

Папка – передвижка «Свойства комнатных растений»

Пополнение оздоровительного уголка материалом для самомассажа.

март

«Кризис трех лет», «Капризы и упрямство».

Папка – передвижка «Осторожно весна»

Пополнение спортивного уголка мячами разного размера.

апрель

«Первая доврачебная помощь при травмах».

Папка – передвижка «Закаливание»

Пополнение оздоровительного уголка материалом для профилактике плоскостопия.

май

«Наблюдение летом», «О предупреждении ОЖКИ».

Папка «Азбука «Ау», я в лесу не пропаду»

Фото выставка «Весной на прогулке».

  1. План работы с детьми

  1. Система закаливающих мероприятий

Формы работы

Количество и длительность занятий (мин.)

Профилактика гриппа и простудных заболеваний (ношение “Чесночных” киндеров, обработка оксолиновой мазью полости носа, частое мытье рук, использование фитоцидных блюдец с нарезанным чесноком и луком)

В период эпидемии

Режимы проветривания

Ежедневно

Бактерицидные лампы

Ежедневно

Упражнения на профилактику плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и массажным коврикам)

Ежедневно после бодрящей гимнастики

Умывание и полоскание рта

После каждого приема пищи

Контрастные воздушные ванны

После сна

Облегченная одежда детей

В течение дня

Контрастное обливание рук по локоть

После дневного сна

  1. Система оздоровительных мероприятий

Формы работы

Количество и длительность занятий (мин.)

Динамические паузы

Во время занятий, 2 мин. по мере утомляемости детей.

Релаксация

По мере утомляемости детей, ежедневно по 3-5 минут в первую половину дня.

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно, индивидуально или с подгруппой детей

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки 

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна по 5-10 минут

Логоритмика

Один раз в неделю по 10 минут.

  1.  Организация двигательного режима

Организация двигательного режима осуществляется в течении дня в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в организованной образовательной деятельности (физкультурные игры и отобразительные игры с элементами сказкотерапии)

В основе разработки по организации двигательного режима в разделе физкультурные игры использована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы  Фирилева Ж.Е.  Сайкина Е.Г. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Программа включает в себя много разделов. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Для детей данного возраста мы используем только танцевально-ритмическую гимнастику. В этот раздел входит: игроритмика, игрогимнастика и игротанцы.

Характеристика, цели и содержание разделов программы

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие,  акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы. 

  1. Игроритмика.

Цель: развивать у детей  чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой

Виды упражнений:

  • хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);
  • ходьба сидя на стуле;
  • акцентрированная ходьба;
  • акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;
  • увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру;
  • поднимание и опускание рук;
  • движения руками в различном темпе;
  • выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками;
  • выполнение общеразвивающих упражнений под музыку;
  • удары ногой на каждый счёт;
  • шаги на каждый счёт и через счёт;
  • притопы на каждый счёт;
  • притопы с хлопками поочерёдно;
  • произвольные упражнения на воспроизведение музыки;
  • подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно;
  • плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз;
  • плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз;
  • хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта;
  • выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.
  1. Игрогимнастика.

Строевые упражнения.

Цель: учить детей  ориентироваться в пространстве и  осваивать различные виды движений: построение, перестроение.  Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.

Виды  упражнений:

  • построение друг за другом, в круг;
  • передвижение в сцеплении;
  • построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за  педагогом;
  • бег по кругу и ориентирам («змейкой»);
  • построение врассыпную, бег врассыпную;
  • построение в две шеренги напротив друг друга;
  • построение в шеренгу, сцеплением за руки;
  • повороты направо, налево, по распоряжению;

          Общеразвивающие упражнения

          Упражнения без предметов

  • комбинированные упражнения в стойках;
  • присед;
  • различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев;
  • комбинированные упражнения в положении лежа;
  • сед по-турецки;
  • прыжки на двух ногах;

          Упражнения с предметами

  • основные положения и движения с гантелями, флажками, мячами, обручами, лентами, шариками;

          Упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на укрепление осанки

  • посегментное расслабление рук на различное количество счетов;
  • свободное раскачивание руками при поворотах туловища;
  • расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя;
  • потряхивание ногами в положении стоя;
  • упражнения на осанку сидя.
  1. Игротанцы

Хореографические упражнения

  • поклон для мальчиков;
  • реверанс для девочек;
  • танцевальные позиции для рук: на поясе и перед грудью;
  • выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги;
  • выставление ноги назад на носок и поднимание ноги;
  • прыжки выпрямившись;
  • перевод рук из одной позиции в другую;
  • соединение изученных упражнений в законченную композицию.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми по физическому развитию на учебный год см. Приложение 1

Перспективное планирование по использованию отобразительных игр с элементами сказкотерапии в работе с детьми

месяц

Тема

Формы работы

сентябрь

Знакомство со сказкой «Колобок»

  1. Чтение сказки
  2. Лепка «Колобка»
  3. Отобразительная игра «Звери»
  4. Беседа о поведении Колобка.

октябрь

В.Сутеев «Петух и краски»

1. Чтение сказки

2. Отобразительная игра «Петушок»

3. Рисование сказки

4. Беседа о эмоциях петуха

ноябрь

С.Маршак «Кошкин дом»

1. Чтение сказки

2. Отобразительная игра «Кошка»

3. Лепка «Ведерка для воды»

4. Беседа о поведении кошки

декабрь

Русская народная сказка «Маша и медведь»

  1. Чтение сказки
  2. Отобразительная игра «Лес»
  3. Лепка пирожков
  4. Беседа о хитрости Маши

январь

Русская народная сказка «Теремок»

  1. Чтение сказки
  2. Конструирование «теремка»
  3. Отобразительная игра «Звери»
  4. Беседа о дружбе

февраль

Л.Толстой «Три медведя»

1. Чтение сказки

2. Раскрашивание иллюстраций по сказке

3. Отобразительная игра «Мишка»

4. Беседа о семье

март

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

  1. Чтение сказки
  2. Конструирование избушек
  3. Отобразительная игра «Лиса и заяц»
  4. Беседа о поступке лисы

апрель

В.Сутеев «Мышонок и карандаш»

1. Чтение сказки

2. Раскрашивание иллюстраций по сказке

3. Отобразительная игра «Мышонок»

  1. Календарно – тематическое планирование ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Месяц

Тема ООД

Цель ООД

октябрь

Беседа «Наши ушки и носы»

Повторить элементарные правила поведения: нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать в нос или ухо какие-либо предметы.

«Замарашка и чистюлю» (8, 4-5)

Познакомить детей с понятием «Микроб», раскрыть важность чистых рук и одежды.

ноябрь

Беседа «За столом»

Повторить элементарные правила поведения за столом (кушать аккуратно, не разговаривать, не смеяться, не толкать посуду).

«Витамины на тарелке» (8, 6)

Познакомить детей с полезной и вредной пищей.

декабрь

Беседа «Раз снежок, два снежок»

Уточнить правила безопасности во время игр на улице: не кидать друг в друга снежки, камни, палки. 

«Зарядка» (8, 7)

Раскрыть детям значение зарядки и водных процедур

январь

Рассматривание иллюстраций по теме «Пешеход переходит улицу».

Повторить элементарные правила поведения на дороге.

«В песочнице» (8,10)

Повторить элементарные правила поведения при игре в песок

февраль

Инсценировка отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!»

Повторить элементарные правила поведения при пожаре

«Играем дружно» (8,14-15)

Повторить элементарные правила поведения при игре  друзьями

март

Беседа «Мир растений»

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными (рассматривать растения, не нанося им вреда, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда). 

«Тихий час» (8, 16)

Познакомить с понятием детей «тихий час», раскрыть значимость режимного момента

апрель

Беседа «Вода»

Ознакомление со свойствами воды; беседа о необходимости соблюдения правил безопасности возле водоема, бассейна. 

«Тихий час» (8, 17)

Раскрыть значимость отдыха для организма человека

май

Беседа «Я пешеход»

Повторить элементарные правила дорожного движения.

  1. Заключение

 Программа  «Здоровый малыш – счастливая мама» дополняет общеобразовательную программу, направлена на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.

  1. Список используемой литературы:
  1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. Пособие/ И.Е. Аверина. – Изд. 2-е. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 114 с.
  2. Бачурина, В. Н. Развивающие игры для дошкольников/ В. Н. Бачурина – М.: ООО ИКТЦ (Лада), 2009. – 176 с.
  3. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, - 2010. – 224 с.
  4. Детские подвижные игры/ Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009. – 96 с.
  5. Кузнецова, А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет/ А.Е. Кузнецова– М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 189 с.
  6. Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры/ Е.Ф. Черенкова – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 186 с.
  7. Юрченко, Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей [Текст] / авт. – сост. Е.М. Юрченко. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. 144 с.
  8. Александрова, О. Хорошо и плохо. Стихи для самых маленьких.- ООО «Хатбер-пресс», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план: ИЗО 2 младшая группа.

Перспективный план: ИЗО 2 младшая группа. Занятия подобраны с учётом тематического планирования. Рисование, аппликации, лепка. ...

Перспективный план прогулок 1 младшая группа

СентябрьПрогулка 1Наблюдение за бабочкой – формировать у детей бережное отношение к насекомым, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.Игровое упражнение «Идите ко мне» - упражнять детей в ...

Перспективный план во второй младшей группе

Перспективвный план во второй младшей группы...

Перспективный план прогулок в младшей группе

Перспективный план прогулок в младшей группе....

Перспективный план во второй младшей группе по программе "Детство"

Перспективный тематический план во второй младшей группе по программе "Детство"...