Перспективный план по ЗОЖ 1 младшая группа
учебно-методический материал (младшая группа)
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя укрепить лекарствами или купить в аптеке. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний, но ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_zozh_1_ml_gruppa.docx | 892.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Перспективный план по ЗОЖ «Здоровый малыш – счастливая мама» в первой младшей группе «Лучики».
Выполнила воспитатель:
Малинова Ю.А.
Г. Красноярск 2020г
- Актуальность программы.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя укрепить лекарствами или купить в аптеке. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний, но ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Детские шалости и другие опасные жизненные непредсказуемые ситуации приводят иногда к необратимым последствиям. Именно поэтому в центре работы по формированию здорового образа жизни должна стоять семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Интенсивная работа в этот период и придет к положительному результату.
Обращение родителей за консультациями по проблеме формирования здорового образа жизни и большое количество часто болеющих детей в группе, что препятствовало положительной динамике адаптации детей, явились самыми острыми проблемами, на основе этого и была создана программа «Здоровый малыш – счастливая мама», которая позволит комплексно решить образовательно–воспитательные задачи:
- в области физического развития – овладеть элементарными физическими навыками, совершенствовать координации движений, крупной и мелкой моторики; овладеть подвижными играми с правилами; развивать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной и волевой сфере.
- в области познавательного развития – формировать первичные представления о культурно-гигиенических навыках; о свойствах и отношениях окружающего мира; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.
- в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
- в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, сопровождать игры речевым сопровождением.
- в области художественно-эстетического развития – способствовать пониманию музыкальных произведений; развитие ритма, темпа движений; становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
- Цели и задачи программы.
Цель: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, сформировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранность собственного здоровья.
Задачи:
- Обеспечить снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и развития физических навыков детей;
- Совершенствовать функции ведущих физических систем организма ребенка, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуре;
- Повысить грамотность родителей в вопросах оздоровления ребенка.
Целевая аудитория: дети 2-3 года, воспитатели, родители воспитанников.
Прогноз возможных трудностей в реализации программы:
1. Поиск места для хранения материала по мере их увеличения;
2. Отсутствие поддержки со стороны родителей;
- Сроки реализации программы.
Реализация программы рассчитана на учебный год и осуществляется с сентября 2020 по июнь 2021г.
- Этапы реализации программы:
Первый этап – подготовительный
- подбор методической литературы, аудио каталога;
- привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми (сообщение на собрании);
- разработка конспектов по теме ООД по образовательной области «Физическое развитие», утренних гимнастик, бодрящих гимнастик;
- набор картотек: физминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, пальчиковых игр, утренних гимнастик;
- подбор материала для дыхательной гимнастики, закаливания, коррекции плоскостопия, физкультурных игр.
Второй этап – основной
- организация работы с родителями;
- реализация мероприятий по оздоровлению детей.
Третий этап – заключительный
- Презентация программы на родительском собрании и педагогическом совете.
- Ожидаемые результаты реализации программы.
- осознание взрослыми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья, появление интереса у родителей к проблеме оздоровления своего ребенка;
- сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости;
- создание уголка оздоровительного материала для детей;
- фото альбом: «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Здоровый ребенок»;
- создание папки для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями.
Продукты реализации программы: уголок оздоровительного материала для детей; папка для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями; альбом «Мама, папа, я спортивная семья», «Здоровый ребенок».
Презентация программы: представление фотоотчета на родительском собрании, на семинарах и педагогических советах, на городском и областном конкурсах методических разработок.
7. План реализации программы
Работа по реализации программы ведется по двум направлениям: работа с родителями воспитанников группы раннего возраста и работа с детьми.
- План работы с родителями
сроки | Консультации | Родительские собрания, мастер – классы, анкетирование, буклеты и т.д. | Творческие работы |
сентябрь | «Осенью на прогулке», «Индивидуальные особенности детей», «Как снять напряжение после детского сада». | Сообщение на собрании «Оздоровительная работа в детском саду». | Изготовление индивидуальных подушек, «Волшебных мешочков», сбор фото для альбома «Мама, папа, я – спортивная семья». |
октябрь | «Как бороться со страхами», «Что делать, если ребенок впадает в истерику», «Как одеть ребенка осенью». | Папка – передвижка «Уроки безопасности», Папка – передвижка «Здоровье на тарелке»; Мастер-класс «Полезные игрушки». | Совместное изготовление массажных ковриков. |
ноябрь | «7 родительских заблуждений о морозной погоде», «Профилактика ГРИППА». | Пополнение родительского уголка | |
декабрь | «Господин лук», «Травмы можно избежать», «Советы Неболейки». | Буклет «Одеваемся правильно на прогулку» | Конкурс «Рукавица Деда Мороза». |
январь | «Оздоровительная работа в условиях ДОО» дыхательная гимнастика, «Оздоровительная работа в условиях ДОО» правила пробуждения, «Оздоровительная работа в условиях ДОО» самомассаж. | Буклеты «Советы Неболейки» | Пополнение оздоровительного уголка материалом для дыхательной гимнастики. |
февраль | «Развиваем пальчики» | Папка – передвижка «Свойства комнатных растений» | Пополнение оздоровительного уголка материалом для самомассажа. |
март | «Кризис трех лет», «Капризы и упрямство». | Папка – передвижка «Осторожно весна» | Пополнение спортивного уголка мячами разного размера. |
апрель | «Первая доврачебная помощь при травмах». | Папка – передвижка «Закаливание» | Пополнение оздоровительного уголка материалом для профилактике плоскостопия. |
май | «Наблюдение летом», «О предупреждении ОЖКИ». | Папка «Азбука «Ау», я в лесу не пропаду» | Фото выставка «Весной на прогулке». |
- План работы с детьми
- Система закаливающих мероприятий
Формы работы | Количество и длительность занятий (мин.) |
Профилактика гриппа и простудных заболеваний (ношение “Чесночных” киндеров, обработка оксолиновой мазью полости носа, частое мытье рук, использование фитоцидных блюдец с нарезанным чесноком и луком) | В период эпидемии |
Режимы проветривания | Ежедневно |
Бактерицидные лампы | Ежедневно |
Упражнения на профилактику плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и массажным коврикам) | Ежедневно после бодрящей гимнастики |
Умывание и полоскание рта | После каждого приема пищи |
Контрастные воздушные ванны | После сна |
Облегченная одежда детей | В течение дня |
Контрастное обливание рук по локоть | После дневного сна |
- Система оздоровительных мероприятий
Формы работы | Количество и длительность занятий (мин.) |
Динамические паузы | Во время занятий, 2 мин. по мере утомляемости детей. |
Релаксация | По мере утомляемости детей, ежедневно по 3-5 минут в первую половину дня. |
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно, индивидуально или с подгруппой детей |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно |
Бодрящая гимнастика | Ежедневно после дневного сна по 5-10 минут |
Логоритмика | Один раз в неделю по 10 минут. |
- Организация двигательного режима
Организация двигательного режима осуществляется в течении дня в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в организованной образовательной деятельности (физкультурные игры и отобразительные игры с элементами сказкотерапии)
В основе разработки по организации двигательного режима в разделе физкультурные игры использована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Программа включает в себя много разделов. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Для детей данного возраста мы используем только танцевально-ритмическую гимнастику. В этот раздел входит: игроритмика, игрогимнастика и игротанцы.
Характеристика, цели и содержание разделов программы
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.
- Игроритмика.
Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой
Виды упражнений:
- хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);
- ходьба сидя на стуле;
- акцентрированная ходьба;
- акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;
- увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру;
- поднимание и опускание рук;
- движения руками в различном темпе;
- выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками;
- выполнение общеразвивающих упражнений под музыку;
- удары ногой на каждый счёт;
- шаги на каждый счёт и через счёт;
- притопы на каждый счёт;
- притопы с хлопками поочерёдно;
- произвольные упражнения на воспроизведение музыки;
- подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно;
- плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз;
- плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз;
- хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта;
- выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.
- Игрогимнастика.
Строевые упражнения.
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений: построение, перестроение. Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.
Виды упражнений:
- построение друг за другом, в круг;
- передвижение в сцеплении;
- построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом;
- бег по кругу и ориентирам («змейкой»);
- построение врассыпную, бег врассыпную;
- построение в две шеренги напротив друг друга;
- построение в шеренгу, сцеплением за руки;
- повороты направо, налево, по распоряжению;
Общеразвивающие упражнения
Упражнения без предметов
- комбинированные упражнения в стойках;
- присед;
- различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев;
- комбинированные упражнения в положении лежа;
- сед по-турецки;
- прыжки на двух ногах;
Упражнения с предметами
- основные положения и движения с гантелями, флажками, мячами, обручами, лентами, шариками;
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на укрепление осанки
- посегментное расслабление рук на различное количество счетов;
- свободное раскачивание руками при поворотах туловища;
- расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя;
- потряхивание ногами в положении стоя;
- упражнения на осанку сидя.
- Игротанцы
Хореографические упражнения
- поклон для мальчиков;
- реверанс для девочек;
- танцевальные позиции для рук: на поясе и перед грудью;
- выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги;
- выставление ноги назад на носок и поднимание ноги;
- прыжки выпрямившись;
- перевод рук из одной позиции в другую;
- соединение изученных упражнений в законченную композицию.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми по физическому развитию на учебный год см. Приложение 1
Перспективное планирование по использованию отобразительных игр с элементами сказкотерапии в работе с детьми
месяц | Тема | Формы работы |
сентябрь | Знакомство со сказкой «Колобок» |
|
октябрь | В.Сутеев «Петух и краски» | 1. Чтение сказки 2. Отобразительная игра «Петушок» 3. Рисование сказки 4. Беседа о эмоциях петуха |
ноябрь | С.Маршак «Кошкин дом» | 1. Чтение сказки 2. Отобразительная игра «Кошка» 3. Лепка «Ведерка для воды» 4. Беседа о поведении кошки |
декабрь | Русская народная сказка «Маша и медведь» |
|
январь | Русская народная сказка «Теремок» |
|
февраль | Л.Толстой «Три медведя» | 1. Чтение сказки 2. Раскрашивание иллюстраций по сказке 3. Отобразительная игра «Мишка» 4. Беседа о семье |
март | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» |
|
апрель | В.Сутеев «Мышонок и карандаш» | 1. Чтение сказки 2. Раскрашивание иллюстраций по сказке 3. Отобразительная игра «Мышонок» |
- Календарно – тематическое планирование ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Месяц | Тема ООД | Цель ООД |
октябрь | Беседа «Наши ушки и носы» | Повторить элементарные правила поведения: нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать в нос или ухо какие-либо предметы. |
«Замарашка и чистюлю» (8, 4-5) | Познакомить детей с понятием «Микроб», раскрыть важность чистых рук и одежды. | |
ноябрь | Беседа «За столом» | Повторить элементарные правила поведения за столом (кушать аккуратно, не разговаривать, не смеяться, не толкать посуду). |
«Витамины на тарелке» (8, 6) | Познакомить детей с полезной и вредной пищей. | |
декабрь | Беседа «Раз снежок, два снежок» | Уточнить правила безопасности во время игр на улице: не кидать друг в друга снежки, камни, палки. |
«Зарядка» (8, 7) | Раскрыть детям значение зарядки и водных процедур | |
январь | Рассматривание иллюстраций по теме «Пешеход переходит улицу». | Повторить элементарные правила поведения на дороге. |
«В песочнице» (8,10) | Повторить элементарные правила поведения при игре в песок | |
февраль | Инсценировка отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!» | Повторить элементарные правила поведения при пожаре |
«Играем дружно» (8,14-15) | Повторить элементарные правила поведения при игре друзьями | |
март | Беседа «Мир растений» | Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными (рассматривать растения, не нанося им вреда, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда). |
«Тихий час» (8, 16) | Познакомить с понятием детей «тихий час», раскрыть значимость режимного момента | |
апрель | Беседа «Вода» | Ознакомление со свойствами воды; беседа о необходимости соблюдения правил безопасности возле водоема, бассейна. |
«Тихий час» (8, 17) | Раскрыть значимость отдыха для организма человека | |
май | Беседа «Я пешеход» | Повторить элементарные правила дорожного движения. |
- Заключение
Программа «Здоровый малыш – счастливая мама» дополняет общеобразовательную программу, направлена на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.
- Список используемой литературы:
- Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. Пособие/ И.Е. Аверина. – Изд. 2-е. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 114 с.
- Бачурина, В. Н. Развивающие игры для дошкольников/ В. Н. Бачурина – М.: ООО ИКТЦ (Лада), 2009. – 176 с.
- Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, - 2010. – 224 с.
- Детские подвижные игры/ Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009. – 96 с.
- Кузнецова, А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет/ А.Е. Кузнецова– М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 189 с.
- Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры/ Е.Ф. Черенкова – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 186 с.
- Юрченко, Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей [Текст] / авт. – сост. Е.М. Юрченко. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. 144 с.
- Александрова, О. Хорошо и плохо. Стихи для самых маленьких.- ООО «Хатбер-пресс», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план: ИЗО 2 младшая группа.
Перспективный план: ИЗО 2 младшая группа. Занятия подобраны с учётом тематического планирования. Рисование, аппликации, лепка. ...
Перспективный план для первой младшей группы
перспективный план...
Перспективный план прогулок 1 младшая группа
СентябрьПрогулка 1Наблюдение за бабочкой – формировать у детей бережное отношение к насекомым, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.Игровое упражнение «Идите ко мне» - упражнять детей в ...
Перспективный план во второй младшей группе
Перспективвный план во второй младшей группы...
Перспективный план прогулок в младшей группе
Перспективный план прогулок в младшей группе....
Разработка перспективного плана во второй младшей группе детского сада Тема: « Формирование целостной картины мира и ознакомление с социальной действительностью младших дошкольников»
Перспективный план работы...
Перспективный план во второй младшей группе по программе "Детство"
Перспективный тематический план во второй младшей группе по программе "Детство"...