Консультация для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста"
консультация
Консультация для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-3_konsultatsiya_dlya_pedagogov_issledovatelskaya_deyatelnost_kak_uslovie_formirovaniya.docx | 102.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«ЦРР-детский сад №56 «Надежда» г. Орска
Консультация для педагогов
Подготовила:
воспитатель Пак Е.А.
«Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»
Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности.
В педагогике под самостоятельностью понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность.
В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализацию вышеобозначенных условий правомерно осуществлять в разнообразных видах детской деятельности. В свою очередь исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач.
Организация исследовательской деятельности позволяет решать следующие задачи:
• Формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллектуальной деятельности;
• Формировать умение распознавать возможные способы решения обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно;
• Формировать умения использовать вариативные способы решения поставленной задачи;
• Формировать готовность применять специальную терминологию, вести конструктивный диалог в процессе совместной исследовательской деятельности;
• Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и формулировать выводы.
В процессе организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских умений:
• обозначать проблему;
• выдвигать гипотезу;
• осуществлять наблюдение за объектом;
• осуществлять эксперимент;
• устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и оперировать новыми понятиями.
В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость. Исследовательская деятельность не только вызывает интерес у детей дошкольного возраста к данной деятельности, но и формирует исследовательское поведение, которое является источником получения представлений о мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад». Исследовательская деятельность строится на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска.
Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива - это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.
Во 2 квартале 2020 года наша работа направлена на формирование самостоятельности и инициативы у дошкольников через использование исследовательской деятельности (опыты и эксперименты) и предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей диалектического мышления; т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОО соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждать интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Организация работы идёт с создания предметно-развивающей среды в группе. Для организации опытов и экспериментов в каждой группе есть «Центр экспериментирования» ,мини лаборатории, где дети могут удовлетворить своё любопытство, любознательность. Воспитатель в процессе работы с детьми выявляет заинтересованность детей, что больше всего привлекает их внимание: подготавливает развивающую среду, необходимые материалы для поиска, создает доброжелательную обстановку, внимательно относится к работе детей, обсуждает успехи и неудачи.
Очень важно не делать наставлений, помогать действовать независимо, без указаний взрослого, поддерживая инициативу и самостоятельность детей. В процессе поисковой деятельности дети учатся устанавливать межпредметные связи, делают выводы.
Поисково-исследовательскую деятельность можно проводить в разных формах:
-совместная деятельность – наблюдения, эксперименты, проекты;
-совместно-групповая – познавательно-исследовательская образовательная деятельность;
-индивидуальная деятельность – исследование.
В проведении опытов выделяют несколько этапов:
*Постановка проблемы (задачи).
*Поиск путей решения проблемы.
*Проведение опытов.
*Фиксация наблюдений.
*Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Для положительной мотивации детей к поисково-исследовательской деятельности можно использовать разные способы стимулирования : тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив, ситуация выбора.
Темы для поисково-исследовательской деятельности могут быть самыми разнообразными, все зависит от интереса детей, но результат того стоит.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
*Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
*Не сдерживать инициативу детей;
*Не делать за них то, что они могут сделать;
*Не спешить с вынесением оценочных суждений;
*Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
*Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
*Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
*Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения. Знания, которые они получат во время проведения поисково-исследовательской деятельности, запомнятся надолго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...
Консультация для педагогов "Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических предсталвений у детей дошкольного возраста"
Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы:«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»...
«Педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА По программе профессиональной подготовки по специальности «Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика.»...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста»
В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие с...
"Развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией"
Выступление на педагогогическом совете. "Важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и пов...