Семинар - практикум " Волшебный песок, как средство развития творческих способностей у детей"
план-конспект занятия

Киселева Галина Андреевна

Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.

Е. Ярышевская

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум: « Волшебный песок,

как средство развития творческих способностей у детей».

Цель:

Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада для всестороннего интеллектуального и творческого развития детей.

Задачи:

Образовательные: Создавать условия для формирования у детей представление о свойствах разного вида песка ( сухой, влажный, живой, речной, морской, технический..)

Развивающие: Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность. Развивать мелкую моторику. Развивать познавательно-речевую активность детей, через проведение опытов с песком. Развивать умение совместно работать со сверстниками. 

Воспитательные: Воспитывать аккуратность, самостоятельность;

Оборудование и материалы: разноцветный песок, клеевые кисти, мелки, терка, ситечко, ложка, клей ПВА, поднос для песка, картинка для раскрашивания, дощечка или клеёнка, влажные салфетки.

Ход проведения:

Разминка.

Упражнение "Поза Наполеона"

Цель: эмоциональное раскрепощение, настрой на работу.

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: "Раз, два, три!", каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего: «Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать».

Современная жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей

     Кто из нас в детстве не играл c песком? Ведерко, формочки, совок - первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Мы с вами посмотрим использование песочницы с другой стороны.

Наука утверждает, что преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей. А потом полученный опыт от ощущения этих изменений он переносит в реальность.

Песок-чрезвычайно полезный вид детского творчества; кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, его используют и в целях расслабляющей терапии для детей: разминая в руках мягкий сыпучий материал, ребенок погружает свой организм в релаксацию. Это очень полезно не только для детей и взрослых, а также для тех, кто страдает от стресса, страхов, переживаний, песок способствуют снятию напряжения, тревожности.

Цветной песок - это удивительный материал для создания картин, приятный на ощупь. Рисование цветным песком успокаивает нервную систему, способствует развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

  То есть при работе с песком массируются определённые точки на пальцах, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка,что напрямую влияет на развитие речи ребенка, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, фантазия, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, уверенность в себе,развивается аккуратность, усидчивость, формируется умение доводить начатое дело до конца,способствует  эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации -это те важные задачи, которые можно решить в процессе создания песочных картин.

Картины из цветного пескаодно из наиболее естественных для детей и самых любимых ими занятий. В настоящее время в продаже магазинов появляются актуальные песочные трафареты, которые идут в наборе с цветным песком. Трафарет представляет собой изображение с клейкой основой.С изображения снимается верхний защитный слой пленки, а песок нужно сыпать на клейкую поверхность, окрашивая в разные цвета картинку.

Сейчас, хотелось бы вас, познакомить с техникой рисования песком.Но вначале хочется поделиться опытом изготовления цветного песка в домашних условиях.

Обычный песок светлого оттенка, тщательно промыть водой, просеять через сито, чтобы удалить ненужные камушки, травинки и тому подобный мусор и обжарить в духовке при высокой температуре. Это позволит песку очиститься от вредных микробов, на тот случай, если ребенок захочет его взять в рот.

Чем светлее будет песок, тем более яркий и насыщенный цвет получится в процессе его окрашивания.

Мелки трем на терке и добавляем в небольшое количество песка. Тщательно перемешиваем, добиваясь равномерного окрашивания песка.

      Теперь цветной песок готов для дальнейшего использования в художественном творчестве!

      Рисование цветным песком требует индивидуального подхода, поэтому его целесообразно проводить с небольшим количеством детей. Работы из цветного песка лучше проводить в свободное от занятий время во второй половине дня. Перед тем как рисовать цветным песком, необходимо дать детям пробный лист, чтобы они «почувствовали материал», поняли, как получается изображение.Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.

Итак, цветной, яркий, приятный на ощупь, песочек готов можно приступать к рисованию картины.

Перед тем как приступить к практической части, выполним упражнение « Найди свою пару». Оно направлено на дальнейшее раскрепощение и поиск новых путей самовыражения.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». Легко ли вам было найти свою пару?

Практический этап:

Перед воспитателями на столах:

- плотные листы формата А4- с нанесенным рисунком;

-баночки  с цветным песком; 

-клей в тарелочках;

-кисти – мягкие и жесткие;

-салфетки сухие и влажные;

Алгоритм нанесения песка на изображение.

Начинаем наносить клей и посыпать песком изображение, находящееся в верхней части картины, лишний песочек ссыпаем в тарелочку. Затем спускаемся ниже и т. д.

Приступаем к работе, звучит приятная музыка.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к нашей работе, за активное участие в семинар -практикуме!

Вот такие чудесные картины из цветного песка у нас получились.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"

Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Предлагаемые методические рекомендации направлены на повышение информированности педагогов о возможностях использования инновационного, уникального по своим свойствам материала- кинетического песка....

План работы по самообразованию : "Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

:Кинетический песок – это удивительный и таинственный материал для творчества и игр.  Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые...

Консультация для родителей «Кинетический песок как средство развития творческих способностей»

Кинетический песок влияет на развитие любознательности, сенсорного восприятия, развивает мелкую моторику рук, речь, а также расширяет знания детей об окружающем мире. В процессе увлекательной игры с п...