Методические рекомендации «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Предлагаемые методические рекомендации направлены на повышение информированности педагогов о возможностях использования инновационного, уникального по своим свойствам материала- кинетического песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_kineticheskiy_pesok_grezneva_a.v._dlya_publikatsii.doc | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Кинетический песок как средство развития
творческих способностей у детей младшего
дошкольного возраста»
Авторы-составители:
Воспитатель, А.В. Грезнева;
Содержание
Аннотация ……………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………….....4
Методологическое обоснование …………………………….....5
Ожидаемые результаты…………………………………………7
Учебный план……………………………………………………8
Содержание методических рекомендаций…………………....10
Диагностический материал…………………………………….21
Материально – техническое обеспечение…………………….26
Список литературы……………………………………………..27
Приложение……………………………………………………..28
Аннотация
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание и оптимальное развитие в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия.
Предлагаемые методические рекомендации направлены на повышение информированности педагогов о возможностях использования инновационного, уникального по своим свойствам материала- кинетического песка.
Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства двух материалов-песка и пластилина и является универсальным средством и для творчества, и для терапии, оказывая развивающее действие на детей.
Данный материал может быть использован воспитателями для организации развивающих занятий или кружковой работы в ДОУ.
Рекомендации содержат пояснительную записку, методологическое обеспечение, ожидаемые результаты, диагностический пакет, работу с родителями.
Пояснительная записка
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья, возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, но это не простое времяпрепровождение. Строя картины из песка, придумывая различные истории, дети в наиболее понятной форме получают первоначальные знания об окружающем мире, знакомятся с его законами. Также игры с песком обладают важным психотерапевтическим свойством- возможностью изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми.
Песочная терапия благотворно влияет на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, нагляднообразного мышления, творческих способностей, диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Достоинство песочной терапии еще и в том, что увлекательные занятия стимулируют у детей интерес, и побуждают ребенка к активному развитию и творчеству с песком. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования, возникают зачатки самостоятельной игры.
В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием нового материала- кинетического песка.
Педагогическая целесообразность использования кинетического песка в том, что по мере освоения техники работы с кинетическим песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка, развивается мелкая моторика, творческие способности. Работа с кинетическим песком успокаивает (особенно гиперактивных детей), благодаря своим качествам – в нем как будто содержится живительная сила, которая заряжает ребенка позитивными эмоциями, способствует снятию у детей, имеющих проблемы с эмоционально -волевой сферой, внутреннего напряжения. Деятельность ребенка с кинетическим песком дает прекрасную возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также является простым и действенным способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания.
Преимущества песочной терапии с использованием кинетического песка:
1.Доступность материала.
2.Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
3.Экономия профессиональных ресурсов специалиста за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.
Новизна работы заключается в оптимальном подборе эффективных методов и приемов использования новейшего материала- кинетического песка при организации развивающих занятий или кружковой работы в ДОУ, способствующих развитию ребенка, реализации его потенциальных возможностей, проявления творчества, для нормализации эмоционального состояния.
Применение кинетической песочницы в детском саду непременно принесет положительные результаты.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения нового игрового материала – кинетического песка в развивающих и обучающих занятиях с детьми.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов общее представление о кинетическом песке, его свойствах.
2. Раскрыть основные формы и методы работы с кинетическим песком.
3. Описать методику использования кинетического песка в развивающих и обучающих занятиях с детьми.
Методологическое обоснование
Принципы занятий в кинетической песочнице.
1.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок: в кинетической песочнице осуществляется взаимный переход воображаемой ситуации в реальную и наоборот.
2.Осмысление опыта и ситуации: разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной игры позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
3.Принцип обмена: в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная игра позволяет построить партнерские взаимоотношения ребенка и взрослого.
4.Принцип оживления абстрактных символов: песочная игра позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
Виды работы с песком:
• Рисование на песке (пальцем, кисточкой);
• Отпечатки на песке;
• Лепка объёмных фигур;
• Вырезание формами (конструирование);
• Изготовление фигур с использованием формочек;
• Создание сюжетных картин из песка.
Рекомендуемая форма организации работы с кинетическим песком.
Предполагается осуществление специально организованных занятий в форме кружковой работы для детей 4-5 лет, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам, которые соответствует возрастным нормам детей.
Занятия состоят из четырех частей:
I часть. Подготовительная.
- проведение пальчиковой гимнастики для подготовки руки к работе;
- психогимнистика на развитие эмоциональной сферы, развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности.
II часть. Вводная.
- использование художественного слова;
- игры для привлечения внимания детей;
- беседа по теме занятия.
III часть. Основная.
- непосредственно работа с песком по теме занятия
IV Часть. Заключительная.
- анализ детских работ и работ своих товарищей;
- релаксация - упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- рефлексия занятия - эмоциональная и смысловая оценка занятия в ходе заключительного обсуждения;
- ритуал прощания - сплачивает детей, создаёт атмосферу группового доверия и принятия, им завершается занятие.
После подведения итогов занятия, работы детей фотографируются, в конце обучения из работ организуется фотовыставка и оформляется фотоальбом для каждого ребенка.
Тематика занятий усложняется и ориентирована на основную общеобразовательную программу в соответствии с ФГОС ДО.
Форма занятий может быть, как групповой, так и индивидуальной. Подгруппа может насчитывать 6-7 детей.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год), во второй половине дня.
Длительность занятий: 20 минут.
Проведение двигательной разминки является обязательным и проводится в зависимости от физического состояния ребенка в середине занятия. Проведение в начале занятия пальчиковых игр и упражнений являются обязательными.
Самостоятельная деятельность детей в группе в холодную погоду может использоваться и как часть ОД.
Методы и приёмы, использующие на занятии
1.Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
2.Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3.Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4.Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,
моделирование).
5. Релаксация.
6.Сказкотерапия.
Рекомендации для педагога практикующий работу с песком.
Необходимо соблюдение следующих правил.
1.Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины, — все это входит в понятие присоединения.
2.Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
3.Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи дошкольнику. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир ребенка чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.
Формы работы с родителями.
Для успешной реализации работы с кинетическим песком предполагается активное взаимодействие с родителями. (Приложение №2)
Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1.Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы, опросы родителей).
2.Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания.
3. Наглядно-информационное направление (папки передвижки, проведение мастер-классов, организация фотовыставок по результатам проведенной работы).
Ожидаемые результаты
1. Развивается воображение и логическое мышление, поскольку малыш сам придумывает различные фигурки и находит им применение, а также разрабатывает сценарии игр (например, лепит пирожки, играет в магазин, строит дорогу и т.д.).
2.У ребенка снимаются трудности в общении, улучшаются коммуникативные навыки – во время коллективных игр, развивается речь.
3. Снижается уровень нервно-психического напряжения, лепка успокаивает, снимает агрессию и «гасит» чрезмерную активность; поднимается общий эмоциональный тонус.
4. Развивается усидчивость.
5.Совершенствуется развитие мелкой моторики, стабилизируется координация движений.
6. Ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих внутренних ресурсов.
7. Улучшается память – дети запоминают различные фигурки и процессы
Учебный план
Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всег о | Тео- рия | Прак- тика | ||
1. Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.1."Знакомство с кинетическим песком" | 1 | 0,5 | 0,5 | Диагностическое задание |
2. Раздел «Рисование на песке» | 4 | 2 | 2 | |
2.1. «Веселые музыканты» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
2.2 «Я рисую на песке» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
2.3 «Веселый осьминог» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
2.4. «Путешествие в волшебный лес» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3. Раздел «Предметная лепка из песка» | 17 | 8,5 | 8,5 | |
3.1. «В гостях у смурфиков» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.2. «День рождения Маши» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.3. «Печенье для мамочки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.4. «Осенний лес» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.5. «Заборчики» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.6. «Норки для зверюшек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.7. «Дикие животные» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.8 «Что такое доброта?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная творческая работа |
3.9. «Подарок для мишки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.10. «Если добрый ты» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.11. «Времена года» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.12. «Золотая рыбка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.13. «Гнезда птиц» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.14. «Цветочки для любимой мамочки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная творческая работа |
3.15. «Народная игрушка. Матрешка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.16. «Магазин игрушек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
3.17. «Снеговик» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4. Раздел «Создание сюжетных картин» | 13 | 6,5 | 6,5 | |
4.1. «Маша и медведь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.2. «Город-мечта» | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная творческая работа |
4.3. «Зоопарк» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.4. «Полет к звездам» | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная творческая работа |
4.5. «Едет, едет поезд» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.6. «Путешествие на ферму» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.7. «Сказка из песка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная творческая работа |
4.8. «Путешествие в водный мир» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.9. «Спорт – это здоровье» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.10. «Природа весной» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.11. «Первоцветы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ |
4.12. «Песочная страна» | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная творческая работа |
4.13. «В гостях у песочной Феи». | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная творческая работа |
5. Заключительное занятие | 1 | - | 1 | |
5.1.«Полет фантазии» | 1 | - | 1 | Диагностическое задание |
ИТОГО: | 36 | 17,5 | 18,5 |
|
Содержание методических рекомендаций
Название раздела, темы | Кол-во часов | Содержание | Ожидаемый результат | Формы аттестации, контроля |
1.Вводное занятие | 1 | |||
1.1 "Знакомство с кинетическим песком" | 1 | Познакомить обучающихся с кинетическим песком, как материалом для творчества, его свойствами, приемами работы с ним и с рабочим материалом, используемым при создании работ. Развивать интерес к данному материалу. | Знает свойства кинетического песка. | Диагностическое задание |
2. «Рисование на песке» | 4 | |||
2.1. «Веселые музыканты» | 1 | Повторить правила поведения во время работы с песком. Познакомить детей с техникой рисования на кинетическом песке. Учить рисовать палочками на песке разные дорожки: прямые, волнистые, точками, прерывистыми линиями. | Умеет рисовать палочкой на песке. Знает правила поведения во время работы с песком. | Выставка работ |
2.2 «Я рисую на песке» | 1 | Повторить свойства кинетического песка. Познакомить с новыми техниками рисования на песке: штампами, пальчиками, ребром ладони. Выполнение рисунков на песке по желанию ребенка. | Умеет рисовать на песке, используя различные приемы. Знает свойства кинетического песка. | Выставка работ |
2.3 «Веселый осьминог» | 1 | Закрепить понятие один много, формировать навык экспериментирования с песком. Закрепить навык рисования на песке при помощи различных предметов. Развивать речевую активности в процессе познавательной деятельности и игре. | Умеет рисовать на песке при помощи различных предметов. | Выставка работ |
2.4. «Путешествие в волшебный лес» | 1 | Повторить правила поведения во время работы с песком. Повторить свойства кинетического песка. Закрепить навыка рисования на песке. Рисование на песке различных образов по собственному замыслу. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику. | Умеет рисовать на песке, используя различные приемы. Умеет создавать различные образы по собственному замыслу. | Выставка работ |
3. Раздел «Предметная лепка из песка» | 17 | Выставка работ | ||
3.1. «В гостях у смурфиков» | 1 | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику рук. Формирование навыка лепки из кинетического песка. Познакомить со способом «налива» песка: наливать песок по кругу, наращивая высоту. Изготовление из песка гор с проходами, с помощью изученного метода. | Умеет при изготовлении постройки пользоваться изученным способом-«налива» песка. | Выставка работ |
3.2. «Печенье для мамочки» | 1 | Продолжить знакомство со свойствами песка, правилами поведения на занятиях. Закрепить знания основных цветов. Обучить приёму вырезания фигурок при помощи формочек. Изготовление печенья из песка, с помощью изученного приема. | Умеет вырезать фигурки при помощи формочек. Изготавливать печенья из песка, с помощью изученного приема. | Выставка работ |
3.3. «День рождения Маши» | 1 | Повторить правила поведения во время работы с песком. Разыграть знакомую сказку. Обогащать словарный запас. Формировать навык работы с кинетическим песком с помощью формочек. Познакомить с новой техникой- лепкой из кинетического песка при помощи формочек. Лепка пирожных из песка. | Умеет лепить из кинетического песка при помощи формочек, лепить пирожные из песка. | Выставка работ |
3.4. «Осенний лес» | 1 | Систематизировать знания детей о сезонных изменениях. Закрепить знания о дарах осени (съедобных и несъедобных ягодах и грибах). Развивать умения узнавать, называть по листу дерево. Воспитывать заботливого отношения к природе и ее обитателям, учить слышать вопросы и задания воспитателя. Формировать навыка работы с кинетическим песком с помощью формочек. Учить лепить грибы, с помощью формочек. | Умеет лепить грибы из кинетического песка при помощи формочек. Называет деревья и определяет его по листу. | Выставка работ |
3.5. «Заборчики» | 1 | Воспитывать заботливое отношение к природе и ее обитателям. Формировать навыка работы с кинетическим песком. Учить лепить куличики, с помощью пластиковых стаканчиков разного размера. Развивать речевую активности в процессе познавательной деятельности и игре. | Умеет лепить куличики с помощью пластиковых стаканчиков разного размера. Проявляет интерес, желание доводить начатое до конца. | Выставка работ |
3.6. «Норки для зверюшек» | 1 | Закрепить понятия о величине предметов. Учить строить домики разной величины, с использованием формочек. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к природе и ее обитателям. | Умеет строить домики разной величины, с использованием формочек. Знает понятие величины предметов. | Выставка работ |
3.7. «Дикие животные» | 1 | Расширить и закрепить знание детей о диких животных. Развивать мышление, внимание. Развивать речь. Учить узнавать животных по силуэту. Закрепить приём вырезания фигурок при помощи формочек. Изготовление фигурок животных. | Умеет изготавливать фигурки животных, изученным способом. Знает и называет диких животных и их детенышей | Выставка работ |
3.8 «Что такое доброта?» | 1 | Способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности как к основе развития нравственных чувств. Способствовать формированию творческого воображения. Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим. Закрепить умение лепить из песка, при помощи формочек. | Умеет лепить из песка, при помощи формочек. Умеет использовать дополнительный материал. Проявляет интерес, желание доводить начатое до конца. | Коллективная творческая работа |
3.9. «Подарок для мишки» | 1 | Продолжить знакомство с кинетическим песком, формировать навыки работы со стеками. Закрепить умение лепить из песка, при помощи формочек-лепка пирога. Познакомить, как нужно держать стеку и как разрезать «пирог» на равные части. Развивать художественный вкус. | умение лепить из песка, при помощи формочек. Умеет лепить пирог, разрезать на части, используя стеку. | Выставка работ |
3.10. «Если добрый ты» | 1 | Расширять представления детей о себе, о своей половой принадлежности. Формировать представление о значении эмоций для человека, о связи состояния человека и его эмоций, о дружбе. Способствовать закреплению умения пользоваться пиктограммами. Закреплять знание свойств кинетического песка. Учить вырезать силуэты людей формочками. | Умеет вырезать силуэты людей формочками. Умеет пользоваться пиктограммами. Знает свою половую принадлежность. | Выставка работ |
3.11. «Времена года» | 1 | Расширять представления детей о временах года, закреплять знания о зиме. Способствовать формированию творческого воображения. Закреплять навык работы с кинетическим песком. Учить создавать различные образы по собственному замыслу. | Умеет создавать различные образы по собственному замыслу. Умеет создавать композицию из готовых элементов. | Выставка работ |
3.12. «Золотая рыбка» | 1 | Обогащать тактильный опыт детей. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение лепить из песка, при помощи формочек. Изготовление рыбок. Украшение различными материалами. | Умеет лепить рыбок, с помощью формочек. Умеет использовать дополнительный материал. Знает части тела рыбки, место проживания (аквариум), способ передвижения (плавают). | Выставка работ |
3.13. «Гнезда птиц» | 1 | Закреплять знания детей о птицах, формировать представление о птичьих гнездах: формах, материалах, используемых для строительства, — глине, камне, дереве (ветви, прутья), пухе, пере. Способствовать развитию умения сопоставлять, сравнивать размеры объектов. Способствовать развитию экологической грамотности детей. Повторить приемы действия: скатывание, раскатывание, расплющивание сжатием, налив при наращивании высоты. Постройка гнезд из кинетического песка, с помощью изученных приемов. | Знает и называет приемы работы с кинетическим песком. Умеет строить гнезда для птиц. Знает названия птиц, называет их части тела. | Выставка работ |
3.14. «Цветочки для любимой мамочки» | 1 | Повторить названия цветов (ландыш, мать-и-мачеха, тюльпан, одуванчик) и их частей (стебель, лист, цветок). Развивать речевую активности в процессе познавательной деятельности и игре. Продолжать формировать навыки лепки из кинетического песка. Развивать умение использовать в лепке различные цвета. Изготовление тюльпана из песка, при помощи формочек. | Умеет лепить тюльпан из песка, при помощи формочек. Знает названия цветов. Умеет создавать композицию из готовых элементов. | Коллективная творческая работа |
3.15. «Народная игрушка. Матрешка» | 1 | Познакомить детей с народной игрушкой — матрешкой. Развивать интерес к народной игрушке. Развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрешки с использованием цветного кинетического песка. Расширять словарный запас. Изготовление матрешки из песка при помощи формочек, украшение сарафана различными предметами. | Умеет изготавливать матрешки из песка при помощи формочек, украшать сарафан различными предметами. Умеет создавать различные образы по собственному замыслу. | Выставка работ |
3.16. «Магазин игрушек» | 1 | Формировать у детей представление о магазине игрушек. Способствовать активизации словаря прилагательных, развитию связной речи. Обеспечить освоение способов создания изображения, вариативности создания конструкции из кинетического песка. Изготовление игрушек из песка по собственному замыслу. | Умеет создавать различные образы по собственному замыслу. Проявляет интерес, желание доводить начатое до конца. | Выставка работ |
3.17. «Снеговик» | 1 | Расширять кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка. Закрепить изученный прием скатывания комочков из песка. Изготовление снеговика. | Умеет изготавливать снеговика из песка, изученным способом. Знает и называет приемы работы с кинетическим песком. | Выставка работ |
«Создание сюжетных картин» | 13 | Выставка работ | ||
4.1. «Маша и медведь» | 1 | Формировать у детей умение моделировать ситуацию сказки с использованием различного материала. Развивать воображение. Учить располагать различные материалы по всей плоскости песочницы; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочницы. Создание плоскостной картины из песка по сюжету сказки. | Умеет располагать различные материалы по всей плоскости песочницы; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочницы. Создает плоскостные картины из песка по сюжету сказки. | Выставка работ |
4.2. «Город-мечта» | 1 | Уточнять и расширять словарь по теме «Профессии в сфере строительства», упражнять в рассказывании по схеме (плану). Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий. Развивать наблюдательность и любознательность, умение работать в команде. Продолжать формировать навыки работы с кинетическим песком. Строительство города из песка. | Знает профессии в сфере строительства. Умеет рассказывать по схеме. Умеет, используя песок и изученные приемы, строить город. | Коллективная творческая работа |
4.3. «Зоопарк» | 1 | Закреплять представления детей о диких животных. Способствовать развитию умения сопоставлять, сравнивать размеры объектов. Продолжать закреплять правила безопасности в зоопарке при общении с дикими животными. Напомнить приемы действия: сжатие песка ладонями с двух сторон, наращивание высоты с помощью налива с последующим похлопыванием, с помощью формочек разной формы (призмы, кубики, конусы без дна). Постройка вольеров из кинетического песка. Изготовление силуэтов животных с помощью формочек. | Знает приемы действия с песком. Знает правила безопасности в зоопарке при общении с дикими животными. Умеет строить вольеры из кинетического песка, изготавливать силуэты животных с помощью формочек. | Выставка работ |
4.4. «Полет к звездам» | 1 | Расширить знания детей о космосе, дать представление о строении ракеты. Развивать внимание, мышление, память, конструкторские способности. Закрепление знаний геометрических фигур. Продолжать формировать навыки работы с кинетическим песком. строительство ракеты, летящей к далеким планетам. | Знает геометрические фигуры. Умеет строить ракету, летящую к далеким планетам. Проявляет фантазию. | Коллективная творческая работа |
4.5. «Едет, едет поезд» | 1 | Способствовать закреплению классификации транспорта (наземный, воздушный, водный, железнодорожный). Развивать представление о железнодорожном транспорте. Закреплять знание свойств кинетического песка и методов работы с ним. Изготовление из песка железной дороги и движущихся по ней вагонов и локомотива. | Знает и называет различные виды транспорта. Умеет изготавливать из песка железную дорогу и движущиеся по ней вагоны и локомотивы. | Выставка работ |
4.6. «Путешествие на ферму» | 1 | Закрепить понятие «ферма». Закрепить знания детей о жилищах домашних животных, жизни домашних животных. Воспитывать гуманное отношение к животным. Продолжать закреплять свойства кинетического песка. Строительство фермы с различными животными по желанию детей. | Знает и называет домашних животных, имеет представления о жилищах домашних животных, жизни домашних животных. Умеет строить фермы с различными животными по собственному замыслу. | Выставка работ |
4.7. «Сказка из песка» | 1 | Закрепить представление детей об авторских и народных сказках. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Продолжать формировать навыки работы с кинетическим песком. Изготовление из песка героев сказки с разыгрыванием сюжета. | Имеет представления об авторских и народных сказках. Умеет лепить героев сказок. Проявляет фантазию. | Коллективная творческая работа |
4.8. «Путешествие в водный мир» | 1 | Расширять представления детей о рыбах. Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) во время разгадывания загадок о рыбах. Закреплять навыки работы с кинетическим песком. Развивать фантазию, воображение. Изготовление обитателей подводного мира, с помощью изученных приемов. | Умеет создавать различные образы по собственному замыслу. Умеет сочетать различные приемы при работе с песком. Знает обитателей подводного мира. Проявляет фантазию. | Выставка работ |
4.9. «Спорт – это здоровье» | 1 | Познакомить детей с летними видами спорта, дать понятие, закрепить знания детей об элементах физкультуры, присутствующих в их жизни; подвести детей к выводу о роли физкультуры и спорта в здоровом образе жизни, о значении физических упражнений для поддержания и восполнения здоровья. Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой и спортом. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Развитие навыков работы с кинетическим песком. Строительство футбольного поля с воротами и игроками, мячом и судьей. | Знает летние виды спорта. Понимает важность спорта в жизни. Умеет строить из песка футбольное поле с воротами и игроками. Умеет сочетать различные приемы лепки. | Выставка работ |
4.10. «Природа весной» | 1 | Продолжать знакомить детей с основными признаками весны, с изменениями в живой и неживой природе, обобщить знания детей об основных признаках живой и неживой природе. Воспитывать любовь к природе. Способствовать формированию творческих способностей, любознательности. Продолжать формировать навыки работы с кинетическим песком. Изготовление из песка огорода с грядками и посажанными семенами, оформление забора с помощью формочек. | Знает основные признаки весны, изменения в живой и неживой природе в это время года. Умеет изготавливать огород. Умеет использовать дополнительный материал. Проявляет фантазию. | Выставка работ |
4.11. «Первоцветы» | 1 | Развивать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями в природе, дать представления о первоцветах. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторну координацию. Развивать умение создавать из кинетического песка объекты на заданную тему. Лепка подснежников на полянке с помощью изученных приемов. | Умеет создавать из кинетического песка объекты на заданную тему. Проявляет фантазию. Умеет сочетать различные приемы лепки. Умеет лепить подснежники помощью изученных приемов. | Выставка работ |
4.12. «Песочная страна» | 1 | Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторной координации, воображение. Развивать умение создавать из кинетического песка объекты на заданную тему. Строительство замка с о сказочными жителями. | Умеет создавать различные образы по собственному замыслу. Умеет сочетать различные приемы лепки. Умеет использовать дополнительный материал. | Коллективная творческая работа |
4.13. «В гостях у песочной Феи». | 1 | Продолжать воспитывать в детях сочувствующее отношение к герою, желание помочь в трудной ситуации. Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Строительство волшебного королевства с добрыми и злыми жителями. | Умеет создавать различные образы по собственному замыслу. Умеет сочетать различные приемы лепки. Умеет использовать дополнительный материал. Умеет строить из песка. | Коллективная творческая работа |
5. Заключительное занятие. | 1 | |||
5.1.«Полет фантазии» | 1 | Обобщить представления о свойствах кинетического песка, методах и формах работы с ним. Повторить правила поведения во время работы с песком. Создание песочной картины по собственному замыслу с помощью изученных приемов. | Умеет создавать песочную картину по собственному замыслу с помощью изученных приемов. Проявляет фантазию, желание доводить начатое до конца. | Диагностическое задание. |
Способы определения результативности.
Для определения результативности работы используются различные способы:
- педагогическое наблюдение, беседы и практическая работа в комплексе помогают выявить степень заинтересованности и вовлеченности обучающегося в получении знаний и умений, уровень развития коммуникативных и творческих способностей.
- организация разнообразных фотовыставок. Это является мощнейшим средством поощрения работ обучающихся. Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.
Форма подведения итогов.
Методические рекомендации дополнены диагностическим материалом, позволяющим проводить обследование уровня развития мелкой моторики детей и художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Диагностические задания:
Диагностические задания проводятся по следующим направлениям:
овладение техническими навыками работы с песком, развитие общей ручной умелости, проявление творческих и сенсорных способностей, умение использовать лепные навыки в самостоятельной продуктивной деятельности, умение составлять композиции. Все, используемые методики, вопросы и задания соответствуют возрастным возможностям детей 4-5 лет.
Педагогический анализ:
Полученные при обследовании результаты заносятся в специальные диагностические таблицы для определения эффективности обучения.
Диагностическая карта
№ | Фамилия, имя ребенка | Овладение техническими навыками работы с пластилином | Развитие общей ручной умелости | Развитие творческих способностей | Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности | Составление композиции | Общее количество баллов | ||||||
|
| н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
НЕ СФОРМИРОВАНО 1 БАЛЛ НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ 2 БАЛЛА СФОРМИРОВАНО 3 БАЛЛА |
Подсчитывается суммарное количество баллов. В соответствии с суммой баллов определяются уровни:
Уровень развития не сформирован- не больше 10 баллов
Уровень развития сформирован в недостаточной мере- 15- 10 баллов
Уровень развития сформирован-18-16 баллов
Оценочные материалы
Форма оценки знаний, умений и навыков воспитанников,
развития общей ручной умелости и художественно-творческих способностей
Критерии (индикаторы) | Сформировано | На стадии формирования | Не сформировано | ||||
Овладение основными знаниями: - знание правил безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами; - знание основных инструментов, применяемых при работе с песком; - знание разнообразных техник работы с песком; - знание правил работы в коллективе. | Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.
| Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении.
| Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.
| ||||
Овладение основными умениями и навыками: - умение пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности; -умение пользоваться инструментами, применяемыми при работе с пластилином; -умение владеть разнообразными техниками при работе с песком; - умение следовать устным инструкциям педагога; -умение анализировать образец, анализировать свою работу; -умение создавать композиции с изделиями, выполненными из кинетического песка; -умение планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль. | Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков.
| Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения | Ребенок умеет и выполняет следующие операции, предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога. | ||||
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога. | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. | ||||
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, значительные искажения. Безразличие к цвету, одноцветность. | ||||
Композиция. | По всей плоскости, соблюдается пропорциональность между предметами. | На плоскости не соблюдается пропорциональность. | Не продуманно, носит случайный характер. | ||||
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратно выполняет постройки Лепит разные фигуры, пользуясь различными приемами. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. | ||||
Самостоятельность, оригинальность |
| 1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки. 2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения. 3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается. 4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности. | 1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога. 2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок. 3.Отвлекается, не усидчивый, не внимательный. 4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности. |
Материально – техническое обеспечение
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый пластиковый ящик, лучше с крышкой, чтобы песок не подсыхал. Традиционный его размер 50×70×8 см, где 50×70 — размер поля, а 8 — глубина. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Такой размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100×140×8 см или высыпать песок на постеленную на пол полиэтиленовую пленку.
Теперь песочницу можно заполнить кинетическим песком: 2, 5 кг — для детей младшего дошкольного возраста и 5 кг — для старших дошкольников.
Используемый песок время от времени необходимо обрабатывать. Очищение производится не реже одного раза в месяц: песок нужно изъять из песочницы и прокварцевать.
Хранить кинетический песок можно в любом удобном месте при влажности ниже 60 %. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре.
Кинетический песок имеет нейтральный запах и абсолютно безопасен для детей-аллергиков, так как не содержит глютена и казеина. Он не оставляет следов на одежде и на поверхностях. Очистить от него руки легко — достаточно лишь похлопать ладошками. Срок службы песка не ограничен.
Для организации игр с песком потребуются лопатки, стеки разнообразные пластиковые формочки разной величины: геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; штампы. Бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы, бусины. Большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир. Это:
- животные и птицы (домашние, дикие)
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, крабы);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (дома, заборы, изгороди, мосты, ворота,
дорожные знаки);
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, мифов, сказок.
Коллекция фигурок располагается в прозрачных коробках или на полках.
Список литературы
- Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
- Дерябина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с
песком для детей 1-3 лет. - СПб.: Литера, 2012 - 48с.
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2012 - 104 с.
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей
раннего возраста. - СПб.: Речь, 2015 – 87 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С.-Пб.: Златоуст, 1998. - 352с.
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в дошкольников: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014 – 64 с.
- Штейнхардт Л. Ш88 Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил. — | (Серия «Практикум по психотерапии»).
- Агошкова М.Д.Забавы с песком–средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста //Справочник педагога – психолога. – 2013 - №11. – с.61- 66.
- Баграмян И.В., Мишура О.Н. Волшебный песок // Справочник педагога –
психолога. – 2016 - №1. – с.51- 60.
- Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - с. 27.
- Никитина Т. О., Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольников / Т. О. Никитина, М. А. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 9. - с. 43.
Приложение № 1
Пальчиковые игры.
1. | «Налим» Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять. |
Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание. Движения ладонями с двух сторон. Взмахи ладонями. Согнуть кулачки. Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших. |
2. | «Дудочка» Ой, ду-ду, ой, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить. |
Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга. «Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке. Наклон вперед за воображаемой дудочкой. Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку. «Идти» пальцем по столу. Показывая «рожки» из пальчиков. Ладони открыть и закрыть, изображая глаза. Отталкивающие движения двумя ладонями. «Варят» кашу указательным пальцем. Подносят ко рту воображаемую ложку. |
3. | «Козлик» Вышел козлик из дверей, Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!» «Дай пирожок!» Протянул копытце: «Дай воды напиться!» | Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога. Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен. Правая рука складывается лодочкой. |
4. | «Перчатки и мышата» Шустрая мышка Перчатку нашла. Гнездо в ней устроив, Мышат позвала, Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила всех И отправила спать. |
Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Сложить ладони «ковшиком». Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест. Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев. Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному. Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку. |
5. | «Жирафы и слоны» У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. |
Ребенок хлопает ладошками по всему телу.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.
Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела. |
6. | «Бабушкин кисель» Бабушка кисель варила На горушечке Для Андрюшечки. Вдруг летел соколок Через бабушкин порог. Вдруг он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька для Андрюшечки. |
Правая рука «помешивает кисель». Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом. Ладонь правой руки ложится на грудь. Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями. |
7. | «Зайки-побегайки» По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки, Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. |
Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз. Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. Руки перед грудью (лапки зайца). Руки на голове (уши зайца). Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями. Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики. |
8. | «Веселая старушка» У веселенькой старушки Жили в маленькой избушке Десять сыновей. Все без бровей Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, И все делали вот так… |
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные им действия. |
9. | «Как мы маме помогали» Раз, два, три, четыре, Мы посуду маме мыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду маме мыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! |
Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с большого. Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. |
10. | «Улей» - Это что за чудо-дом? Чудо дом-кубышка? - Кто живет там? Мышка? - Что вы, что вы! - Нет, нет, нет! Живут в доме только пчелы! Пчелы там летают, Детей своих считают: Один, два, три, четыре, пять. Мы не будем им мешать. Пчелки мед соберут… И (имя ребенка) принесут. |
Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица. Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок. Возмущенно машет руками. Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел. Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит. Ребенок снова сжимает кулачки. Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца. Ребенок заводит обе руки за спину. Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика. |
11. | «Пять рыбок» Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке. И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвертая стала чуть-чуть замерзать, А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите скорее, чтоб не проглотил!» |
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе. Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок. Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения. Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону. Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит. Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь. Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот. Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают. |
12. | «Десять котят» У Мурочки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. |
Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев. Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу. |
13. | «Осень» Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать, Листья березы, листья рябины, Листья у тополя И у осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет соберем. |
Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. |
14. | «Мышка и часы» Мышь полезла как-то раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом!» Мышь скатилась кувырком, Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. |
Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки. Ребенок хлопает в ладоши над головой. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок «скатывает» руки на пол. |
15. | «Гном» Жил да был веселый гном С огромными ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг, откуда ни возьмись, Великан подкрался, Скушать гору захотел, Но только подавился! Ну а что ж веселый гном? Гном все спит глубоким сном! |
Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома. Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей. Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник. Ребенок пальцами изображает ворота. Ребенок поднимает руки высоко над головой. Ребенок громко смеется, держась за живот! Ребенок изображает спящего гнома. |
Приложение № 2
Мастер-класс для родителей
«Песочная страна-страна чудес!»
(Лепка сюжетная из кинетического песка «Ёлочка и её друзья»)
Задачи мастер-класса:
- Познакомить с историей возникновения кинетического песка, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
- Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.
- Вызвать интерес к кинетическому песку.
Оборудование «педагогической песочницы»:
- Салфетки прямоугольный формы
- Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах).
- Разнообразные пластиковые формочки разной величины — изображающие животных, формочки для теста (ёлки).
- Лопатки
Ход мастер-класса:
Песок - это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях.
Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать различные формы. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке - не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие.
Дети очень любят лепить. Малыш не просто копается в песке, он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Игры с песком очень важны для развития дошкольника. С помощью игр ребёнок творчески изучает мир вокруг себя.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в своё детство, окунуться в это незабываемое время! Посмотрите, на столах находятся песок, только не совсем простой, а в новом формате – кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о нём. Кинетический песок - это уникальный материал для детского творчества. По-другому его ещё называют - живой песок. И это не удивительно, ведь внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы.
Я кратко остановлюсь на истории и производстве кинетического песка.
Кинетический песок появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность. Странно - на ощупь песок, и с виду как песок, а физические свойства совершенно другие. Как же это получается?
Шведы из компании WABAfun предложили оригинальное решение. KineticSand, т.е. кинетический песок, на 98% состоит из обычного чистого песка, равноизмельчённых кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Кстати, состав вещества разработчики держат в секрете, но, скорее всего, это аналог неньютоновской жидкости, получаемой растворением в воде обычного крахмала. С таким волшебным песком можно создавать игры, которые одинаково понравятся как детям, так и взрослым.
Это прекрасная возможность развлечь себя и малыша, улучшить психологическое и эмоциональное состояние.
Преимущества кинетического песка:
- Не липнет к одежде, полу, рукам.
- Не засыхает. Не требует разбавления водой.
- Не пылит.
- Срок эксплуатации может достигать до 5 лет.
- Из него получаются идеально ровные и красивые фигуры.
- Стойкий к воздействию воды.
- Не нужно ждать тепла, с кинетическим песком можно работать круглый год.
Так почему же кинетический песок полезен для детей?
Во-первых, для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким детям одновременно.
Во-вторых, живой кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. А также, он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом.
В-третьих, это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Он мягкий и податливый.
Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение.
Такой волшебный песок полезен детям-аутистам и гиперактивным малышам. Замечено, что даже самые подвижные и неугомонные дети могут часами сидеть в домашней песочнице, перебирая волшебную смесь. Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых, и детей на довольно продолжительное время.
Виды игр с кинетическим песком.
- Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
- Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
- Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
- Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.
Для того, чтобы приготовить волшебный песок в домашних условиях, можно использовать самые простые ингредиенты.
Для рецепта нужно взять:
- 3 ложки песка мелкозернистого песка (или песок для шиншилл, который продаётся в зоомагазине)
- 2 ложки крахмала (всё тщательно перемешать)
- Затем добавить 2 ложки воды, если хотите, чтобы песочная масса была цветная, в воду добавляем пищевой краситель, ещё раз всё перемешиваем и у нас готов волшебный песок. Все это доступно и безопасно.
Рекомендации по хранению:
-Вы можете хранить песок в пластиковых контейнерах с крышкой, чтобы смесь не пылилась.
-Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной влажности в помещении ниже 60%. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре.
Рекомендованный возраст для игры с кинетическим песком - от 3 лет.
Сегодня хочу представить вашему вниманию мой мастер- класс по созданию композиций из кинетического песка.
Практическую работу хотелось начать со слов К.Д. Ушинского: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Итак, для работы нам понадобится:
- кинетический песок;
- немного свободного времени и фантазия.
Лепка сюжетная «Ёлочка и её друзья»
- Сегодня мы с вами отправимся в волшебный песочный лес!
Утром солнышко проснулось,
Сладко – сладко потянулось.
И, откинув одеяло,
С нами в сказку пошагало. (Воспитатель предлагает сделать солнышко из песка)
Вот у нас и получилось солнышко?
Давайте нарисуем глазки солнышку, носик и улыбку.
Какое солнышко у нас получилось? (по форме-круглое, цвет-жёлтый, доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)
В волшебном песочном лесу растут необычные песочные деревья.
На лесной опушке росла ёлочка. Грустила ёлочка, очень ей хотелось иметь друзей.И решила она загадать желание, чтобы у неё было много друзей.(Воспитатель предлагает сделать ёлочку из песка).
Однажды на полянку прискакал заяц, чтобы спрятаться под её пушистыми веточками от лисицы.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайка погулять.
Вот он всех зверят встречает,
В песочную страну приглашает.
(давайте сделать зайчика из песка)
Вот и маленький ёжик четверо ножек.
Ежик по лесу гуляет.
И грибочки собирает.
Фуф-ты фуф-ты фуф-ты- фу
Всех друзей я угощу. (Давайте слепим ёжика из песка)
Ёж увидел норку у самого ствола ёлки, среди густых, толстых веток и стал там жить.
Хвостик, рыжий, поскакушка, кто ты?
Белочка-резвушка,
Грибов я много знаю,
В запас все шишки собираю.
Прибежала белка за шишками увидела дупло на елке, так и осталась здесь жить. Теперь она себе много шишек запасает, а еловые ветки её дом от ветра защищают. (Давайте сделаем белочку из песка)
Так у ёлочки появились друзья: зайчик, ёжик, белка и стой поры она никогда не грустила.
Составление композиций из кинетического песка интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей.
Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует.
Лепка из кинетического песка позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями.
-Какие чувства вы испытывали, когда окунулись в мир творчества?
- Что вы приобрели полезного?
Результатом нашей работы стала эта замечательная сказочная композиция из песка.
Надеюсь, вас не утомило
Участие в моей работе.
Впустую время не уплыло
И что-то, может, почерпнёте.
Анкета для родителей «Песочная терапия»
Уважаемые родители!
Подчеркните или обведите нужную букву и впишите ответ на приведенные ниже вопросы.
1.Знаете ли вы, что такое песочная терапия?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
2.Какие виды игрового песка вы знаете?
_________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
3. Знаете ли вы что такое песочница?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
4. Есть ли у вас дома песочница (деревянный ящик) или песочный стол?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
5. Знаете ли вы технику безопасности при работе с песком с детьми дошкольного возраста?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
6.Какой вид песка вы используете в домашних условиях?
- кинетический;
- магический;
- лунный;
- радужный;
- живой;
- нет песка
6. Есть ли у вас дома коллекция фигур для песка?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
7. Имеется ли у вас дома песочный набор для игр с песком (формочки, грабельки, лопаточки, ведерки, сито и др.)?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
8. Как часто ваш ребенок играет в домашней песочнице?
- часто;
- редко (пожеланию);
- не играем
9. Знаете ли вы простые правила использования кинетического песка?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
11. Как у вас с ребенком проходят игры с песком в домашних условиях?
- ребенок играет самостоятельно?
- играем совместно с ребенком?
- не играем в игры с песком.
12. Обсуждаете ли Вы содержание «песочной картины» в песочнице с ребенком?
- не обсуждаем;
- обсуждаем как во время игры, так и по завершению игры с песком;
- обсуждаю поступки героев, их поведение.
13. Выражает ли Ваш ребенок эмоциями или словами переживания от игры с песком?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
14.Считаете ли вы, что игровой песок, как универсальный материал можно использовать в воспитании и обучении для развития ребенка.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
15. Как вы считаете, оказывает ли положительно влияние песочная терапия на нарушенное эмоциональное поведение ребенка (агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, пассивность, гиперактивность и т.д.).
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
16.Как вы считаете, нужна ли песочная терапия в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
Позвольте поблагодарить Вас за участие в нашем анкетировании. Ваши ответы необходимы, чтобы сделать процесс образования и воспитания детей более качественным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»...
Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста"
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования во время непосредственно – образовательной деятельности привели меня к выводу о необходимости использования таких...
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кр...
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста...